Методическая разработка к уроку окружающего мира Царство грибов

Урок окружающего мира
Класс 2
Тема: В царстве грибов
Цель: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.

Планируемые результаты:


Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся






Узнают об особом царстве живой природы - грибы
Научатся правилам работы в парах и группах


Познавательные: извлекать нужную информацию из текста, строить высказывание по модели, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно – речевые действия, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.


Тип урока: учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий

Форма проведения: урок - практикум

Оборудование: проектор, экран, демонстрационный материал, макеты грибов, кроссворды, карточки, схемы, учебник «Окружающий мир».




Этапы урока

Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)


Формирование УУД



·. Актуализация знаний


Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Окружающий нас мир интересно познавать!
- Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

- Вы любите путешествовать?
- Я вам предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза, послушать внимательно и определить , куда мы сегодня отправимся.
(Голоса птиц с музыкальным сопровождением.)

- Правильно, сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес.
-А что такое лес? (Лес – это природное сообщество.)
- Какую роль играет лес в жизни человека? (Ответы детей.)
- А, что такое природа?
( Природа – это то, что нас окружает, что не создано руками человека.)
- Распределите слова записанные в карточки №1 на две группы

Приложение №1
- По какому признаку разделили? (живая, неживая)


Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.





Индивидуальная работа








·
·. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Тема нашего урока спряталась в загадке.
Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся
(гриб)

- В какую группу отнесете грибы?( живая природа)
- Докажите.( растут, питаются, размножаются)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Царство грибов»)
- Почему грибы отнесены в отдельное царство? (отличаются строением)
- Верно. Сегодня на уроке мы отправляемся в царство грибов.
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
- На какие вопросы получить ответы?
План.
1. Разнообразие грибов
2. Строение грибов
3. Классификация грибов
4. Значение в жизни человека
5. Места обитания

- Какие грибы вы знаете?
- Что общего в их строении? (шляпка, ножка)
- Уточним ответы. Найдем информацию в учебнике с. 70
- Все ли части гриба вы назвали? -
- Назовите недостающие части. (грибница, споры)
- А что такое грибница?
- Какую роль выполняют споры?
- Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники, лишайники, водоросли)
Сообщение ученика о строении гриба

- А теперь поиграем в игру «Близнецы» (взявшись за руки дети вырезают модель гриба)
Приложение №2
- Чем ваши модели гриба отличаются от настоящих? (размером , формой, цветом , запахом)
- С какой целью вы выполняли это задание? (знать строение гриба, уметь создавать модель гриба)
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные УУД:
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности




·
·
·. Применение нового знания
- А кто знает, как нужно собирать грибы? (1.Не разрушать грибницу. 2.Грибы надо срезать ножом 3.Не сбивать ядовитые грибы - ими лечатся животные)

-Очень приятно возвращаться домой с полной корзиной грибов!
- А вот и корзинка с грибами.
- Если вы сможете разгадать кроссворд, то узнаете какие грибы лежат у меня в корзинке.
Приложение №3
(Та группа, которая закончила работу, делают домик (руки вместе).
Проверка (кроссворд заполняется на слайде)
- Кто сможет найти эти грибы у меня в корзинке.

- Кто знает как называют сбор грибов? (Ответы)
- Возьмите карточку № 4. Если вы впишите буквы, в указанные линиями клеточки, то узнаете это название.
- А почему, по вашему мнению, сбор грибов так называют? (Ответы) ------- Грибная удача улыбается тем, кто приходит в лес рано. Она требует внимания, чуткости и осторожности. Поэтому и называется она тихой.
- А вы знаете, где надо искать грибы? (Ответы)
- У каждого гриба есть свои любимые места обитания.
- Перед вами задание, прочитайте его и попробуйте выполнить. Если возникнут затруднения обратитесь за информацией к учебнику с. 71
Приложение № 5.
(Проверка. Дети выходят к доске от группы один человек. Карточки прикрепляют на доску)
- Что подсказало вам какие грибы искать в каком месте? (Названия грибов, учебник)
- Давайте проверим правильно ли вы определили любимые места грибов..
- Что скажете? Правильно ли мы соединили?
- С какой целью выполняли задание? (знать места обитания грибов)

(Прослушивание песни про поганку)
- Почему зайчонок не стал собирать эти грибы? (ядовитые)
- На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
- Как человек использует съедобные грибы?
- Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны, очень богаты белками. Иногда их даже называют "вторым мясом". Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 72. Составьте пары: съедобный гриб и ядовитый гриб, с которым можно его спутать. (Ответы)
- Определите признаки по которым можно отличить съедобный гриб от несъедобного.
Отличия ядовитых и съедобных:
Пленочное кольцо (кроме опенка)
Цвет нижней стороны шляпки ложные опята
Изменение цвета мякоти желчный гриб
Бородавки и лоскутки на шляпке
Ярко окрашенные пластинки, запах ложные опята

- Послушайте сообщение об одном из ядовитых грибов.
Сообщение ученика

- Будьте внимательны в лесу и не кладите в корзинку этот ядовитый гриб.
- Как вы себя поведете, если нашли в лесу незнакомый гриб?
- Не зря в народе говорят «Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу»
- Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность: посмотреть рост грибов в ускоренной съёмке.
-Мы устали чуточку,
-Отдохнем минуточку.
- А теперь я предлагаю немного поиграть.
Игра "Съедобный, несъедобный"
- Если я называю съедобный гриб, вы приседаете. Если называю несъедобный гриб – поднимаете руки вверх
(Лисички, мухомор, опята, сыроежки, желчный гриб, грузди, маслята, бледная поганка, ложные опята, дождевик, подосиновик, подберёзовик, белый)
- С какой целью выполняли это задание? (Чтобы знать какие грибы съедобные, а какие нет)
- Если вы внимательно посмотрите на свой кроссворд, поставите в пустую клетку какую-то букву, то сможете найти название ещё одного необычного гриба.
Слайд №16
- Где можно увидеть плесень?
- Посмотрите на блюдце. Кто может сказать, что это?
- Дрожжи. Это тоже грибы.
- Кто знает, где их используют?.
- О их строении и применении мы поговорим на следующем уроке.
(Ученик читает стихотворение «Берегите люди лес»)
- Для чего прочитали это стихотворение?

- Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но они распались на две части. Соберите их. - Объясните смысл последней пословицы.




Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
2) экологическое воспитание;






Работа в паре

Проверим себя и свои достижения




Работа в группах



·V. Домашнее задание

Нарисовать листовку «Берегите грибы!»



V. Итог
Рефлексия

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что вы узнали впервые сегодня?
- Чему научились?
- Пригодится ли вам это в жизни?
- Что вам показалось самым интересным?

- Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке.
- Заполните таблицу самооценки, которая находится на ваших столах.
Приложение №6
- А теперь билетик на выход (синквейн) Приложение №7




15