Конспект урока по русскому языку на тему Самостоятельные и служебные части речи( 3 класс)

Урок62. Самостоятельные и служебные части речи.
Педагогическая цель: создать условия для проведения наблюдения за самостоятельными частями речи; способствовать развитию умения изменять слова по образцу.
Тип урока : открытие знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные) : проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть речи.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно: различают способ и результат действия.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; высказывают своё мнение и оценку событий; учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины: введение понятия «самостоятельные и служебные части речи». Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Изменение слов по данным образцам.

Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент).

II. Чистописание.

Через речку переходит, а с места не сходит. (Мост.)

III. Постановка учебной задачи.
Учитель называет тему урока, учащиеся под руководством учителя формулируют учебную задачу.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (Решение проблемной задачи о роли определения в предложении. )
Проблемная ситуация.
На доске записаны слова:
солнце
играть
веселый
ты
котик
ярко
в
но
под
близко
не
и
а
но


2. Коллективное обсуждение правила.
Учитель. Посмотрите, как Витя выписал слова в два столбика. В первый – самостоятельные части речи, во второ служебные. Проверьте, как он справился с заданием.
– Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?
– Можно ли к служебным частям речи задать вопрос?
Прочитайте предложение:
Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор.
Найдите служебные части речи.
– Если мы их уберем из предложения, сохранится ли смысл предложения?
– Какой вывод вы можете сделать?
Прочитайте о том, как «работают» служебные части речи (учебник).
Сформулируйте правило.
3. Отработка правила.
1) Выполнение упражнения 2 устно (учебник).
– К какой части речи относятся слова в каждой паре?
– Почему слова в парах относятся к разным частям речи?
2) На доске записаны слова:
дом – дома – дому – доме
Учитель. Что вы можете сказать об этих словах?
Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма изменяется одинаково. Прав ли он?
Убедиться в правильном ответе вам поможет упражнение 3 (учебник). Выполните его по образцу.
земля
земли
к земле
землю
землей
о земле
большой
большая
большое
большие
кричу
кричишь
кричит
кричат

– К какой части речи относятся слова в I группе (во II группе, в III группе)?
– Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?
– Какой вывод можно сделать? Запомните, что наречия и служебные части речи не изменяются.
На сегодняшнем уроке нам надо еще выяснить, могут ли имена существительные, имена прилагательные, глаголы быть любыми членами предложения.
Ответить сможем тогда, когда выполним упражнение 4 (учебник).
V. Закрепление знаний и способов действий.
Коллективный разбор предложений.

Какими членами предложения являются прилагательные (существительные, глаголы)?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).
– Какую работу выполняют служебные части речи?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- Что получилось хорошо?
- Над чем следует поработать?
VII. Домашняя работа: работа в тетрадях на печатной основе ( по выбору учителя).
















15