Конспект урока по русскому языку Морфема — наименьшая значимая часть слова


Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль!
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на слайд (слайд № 1). Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочтём. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как вы понимаете данное высказывание?(любой человек должен стремиться к знаниям, не бояться учиться, стыдно должно быть тому, кто не хочет познать )
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Откройте тетради, запишите число. Спишите эпиграф в тетрадь.
Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Повторение пройденного материала.
Итак, не будем терять время и перейдём к работе. Проведем минутку чистописания. Спишите с доски красиво и правильно буквосочетания и слоги. (слайд № 2: ме, рф, ми, ре, фа, фе, ал, ма). Некоторые из этих слогов и буквосочетаний пригодятся нам при выполнении дальнейшего задания.
- Списали? А теперь, ребята, для того, чтобы узнать, над какой же темой мы всё же будем работать сегодня на уроке, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.
1. Опрос по разделу «Лексика».
- Что такое лексика? (Лексика- это словарный состав языка)
- Каждое слово что-то обозначает. Как по-другому называется разъяснение, толкование слова. (Лексическое значение)
2.Ррешение кроссворда.
Следующая наша задача – решить кроссворд. На слайде (слайд № 3) даны лексические значения слов. Вы должны отгадывать слово и записать его в тетрадь. Используйте слоги и буквосочетания. Вопросы для кроссворда.
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, который летом наедается, а зимой высыпается.(Медведь)
Прием пищи в середине дня. (Обед)
Мальчики и девочки в раннем возрасте. (Ребята)
Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее обычно от отца к детям. (Фамилия)
Хищное млекопитающее с темно-жёлтым ценным мехом. (Енот)
Полукустарниковое растение со сладкими, обычно красными, ягодами. Бывает лесная и садовая. Его ягоды очень любит медведь. (Малина)
Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками, или дорожка в саду, в парке. (Аллея)
–Молодцы, ребята! А теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово. Что у вас получилось? (Морфема.) Это слово является ключевым в названии темы нашего сегодняшнего урока (слайд № 4). Запишите тему урока в тетрадях (Морфема – наименьшая значимая часть слова)
Объяснение новой темы.
- Обратите внимание ещё раз на тему урока. Вам известно, что такое морфема? Сможете определить его значение? Зачем она нам нужна? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Правильно. Сегодня мы с вами должны узнать, что же такое морфема ; в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.
1) Работа с текстом (слайд № 5).
Ребята, наверное, все хорошо помните шуточную песенку на стихи Самуила Яковлевича Маршака «Из чего только сделаны девочки?». Если нет, то посмотрите на слайд и прочитайте выразительно.
Из чего только сделаны мальчики?Из колючек, ракушекИ зеленых лягушек,Вот из этого сделаны мальчики.Из чего только сделаны девочки?Из конфет и пирожных,Из сластей всевозможных,Вот из этого сделаны девочки.
(С.Маршак.)
Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек, а в этой шуточной песенке рассказывается «из чего сделаны мальчики и девочки». Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего «строительного материала». А что это за «строительные блоки» мы узнаем, выполнив следующее задание.
2) Работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Вы должны составить из них слова, а из слов – предложение. Напишите это предложение, сделайте синтаксический разбор.
Слово делиться на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотейСделать слово из частей.
Много с буквами хлопот,Уж такой они народ.Но когда с умом, толковоИх построишь в чёткий ряд, - Превратятся буквы в словоИ с тобой заговорят.
- Что у вас получилось?

Красота – удивительное явление нашей жизни. (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, не осложненное)
(1 ученик работает у доски)
- Какие «строительные блоки» мы использовали для того, чтобы получилось слово? Из чего состоят слова? (приставка, корень, суффикс, окончание) (слайд № 6 – условные обозначения частей слова)
Ребята, эти части слова, то есть приставка, корень, суффикс, окончание - имеют общее название – морфема. Называются они значимой, то есть важной потому, что каждая морфема имеет информацию о слове. Изучается она, морфема, в разделе науки о языке, которая называется «Морфемика».
3) Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице , давайте вместе прочитаем правило.( 1 учащийся читает вслух)
- Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
IV. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали чуточку, отдохнём минуточку. Для расслабления мышц, давайте проведем небольшую физкультминутку. Встаньте произвольно. Представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладошки. На секунду затаите дыхание. Задумайтесь, а может не стоит драться? Выдохните, расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение? Садитесь.
V. Закрепление изученного материала.И опять продолжим нашу работу. Для закрепления материала, давайте выполним письменно 368 упражнение. Если вы в предыдущем задании составили слова из морфем, то теперь наоборот - должны разделить их на морфемы. Морфемы обозначьте соответствующими знаками. А чтобы не ошибиться при выполнении упражнения, внимательно прочитайте стихотворение Александра Косоговского и придерживайся тех правил, которые даёт нам автор.(слайд № 7)
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
(А.Косоговский.)
- Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение ?
- С чем знакомит нас Косоговский? ( с порядком морфемного разбора слов)
- А теперь приступай те к выполнению упражнения.
Школьник, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди!
Уборка, хлебный, украсят, принесли, говорливый, заколка, безветренный,
земляной, надрежут, приберегли.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Незаметно летит время. Вот и подходит к концу наш урок. А чтобы знания были впрок, следует кратко повторить урок.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой этап урока показался вам самым интересным?
- Что было трудно?
- Теперь выберите из цветных карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
VII. Выставление оценок.
Прежде чем уйти на перемену, давайте выполним еще одно, последнее, задание. Отгадаем загадку. (слайд № 8)
Корень мой находится в ЦЕНЕ.В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а). Вы все сегодня очень хорошо работали, но особо хочется отметить…(выставление оценок).
VIII. Домашнее задание.
Ну а теперь настала очередь домашнего задания. А его, ребята, вы сегодня получите на карточках. На карточке напечатано 4 текста. Каждый из вас самостоятельно должен выбрать только один текст, списать его в тетрадь, заменив подчёркнутые слова однокоренными, образованными при помощи суффиксов. Эти слова нужно разобрать по составу.
Текст № 1. Гулял серый ёж по лесу. Увидел он красную ягоду. Наколол запасливый зверь на иглу. Нашёл листья , в нору взял.
Текст № 2. Прелестный кот живёт у Кати. Сам беленький, а уши чёрные. Шерсть мягкая, гладкая. Глаза горят огнём. Катя дала ему кличку Малыш.
Текст № 3. Многие звери меняют к зиме свой летний наряд. Новые меховые шубы их гуще и теплее. Лиса надела чудесную пушистую шубу. Хлопотуньи белки летом были рыжие. Теперь они серые.
Текст № 4. В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. Их делали сами ребята. Тут красивые бусы и яркие флаги. Вот слон и серый волк. Там большие шары.