Презентация по русскому языку на тему Как часто мы используем фразеологизмы в речи (4 класс)


Тема исследования:Как часто мы используем фразеологизмы в речиАвтор: Нагорский Д.С.Соавтор: Нагорская Ю.С.Руководитель:Данильченко О.А.


СодержаниеВведение Источники фразеологизмовПримеры лексического значения фразеологизмовИсследование знания и понимания фразеологизмов учениками моего класса и их родителямиВыводыЛитература



Цели и задачиЦель работы: Изучение фразеологизмов, которые используют учащиеся и их родители и выяснение понимания ими фразеологичеких оборотов.Задачи:Изучить теоретические вопросы темы (понятие, источники, виды фразеологизмов).Провести анкетирование среди учащихся и родителей нашего класса.Изучить значение самых непонимаемых выражений школьниками и найти способ объяснить их значение.


Гипотеза: Я предположил, что из всех фразеологизмов, которые употребляют родители, есть много выражений значение которых учащиеся нашего класса редко употребляют в устной и письменной речи или не понимают.
Этапы исследования:Найти определение фразеологизмов, их виды и источники в библиотеке.Найти сведения в интернет- ресурсе о фразеологизмах.Провести анкетирование учащихся и родителей класса.По результатам анкетирования сделать выводы.


Фразеологизмы – это устойчивые неделимые выражения равные по значению либо одному слову, либо целому выражению. Они украшают речь и делают ее богаче«Фразеологизмы – устойчивое выражение с самостоятельным значением» – С.И. Ожегов

СтарославянскиеКак зеницу око,Не от мира сегоИсконно русскиеСматывать удочки,Расправлять крыльяИсточники фразеологизмовИз разных профессийБез сучка и задоринки,Бить баклушиКрылатые слова из мифологииАрхиллесова пята,Дамоклов мечКрылатые слова и выражения, созданные писателемА ларчик просто открывался, Счастливые часов не замечают


Фразеологизмы могут быть: Однозначными«почивать на лаврах» - Удовлетворятся достигнутымМногозначными«вертится на языке» - 1)Очень хочется сказать2)Никак не вспоминается




Примеры лексического значения фразеологизмов


Примеры лексического значения фразеологизмов

АнкетированиеЧто такое фразеологизмы?Есть ли у тебя дома словарь фразеологизмов?Какие фразеологизмы ты знаешь?Прямое или переносное значение у фразеологических оборотов?Употребляешь ли ты фразеологизмы в устной или письменной речи?



Анкетирование

Результаты анкетированияЧто такое фразеологизмы? Знают - 15 чел., Не знают - 9 чел. Есть ли у тебя дома словарь фразеологизмов? Есть - 7 чел., Нет - 17 чел.Прямое или переносное значение у фразеологических оборотов? Прямое - 6 чел., переносное - 18 чел.Употребляешь ли ты фразеологизмы в устной или письменной речи? Да - 16 чел., Нет - 8 чел.




Анкетирование учениковВ анкетировании принимали участие 24 ученика{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ФразеологизмыПонимаютНе понимаютНамотать на ус17 чел7 челЛьет как из ведра22 чел2 челНи пуха, ни пера14 чел10 челЗа двумя зайцами6 чел18 челБежать сломя голову21 чел3 челВсё в руках горит5 чел19 челВсё трын трава2 чел22 челВертится на языке17 чел7 чел

Анкетирование родителейв анкетировании принимали участие 13 родителей{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ФразеологизмыПонимаютНе понимаютНамотать на ус13 чел-Льет как из ведра13 чел-Ни пуха, ни пера13 чел-За двумя зайцами13 чел-Бежать сломя голову12 чел1 челВсё в руках горит13 чел-Всё трын трава12 чел1 челВертится на языке13 чел-

Анкетирование учениковв анкетировании принимали участие 23 ученика1 заданиеПродолжить выражение:Голоден как…Хитёр как…Труслив как…Грязный как…Колючий как…2 заданиеПокраснел до ………………………….Лить крокодиловы …………………… .Глаза на ……………………………… лезут.Держи ………………………………… за зубами.Писать как……… ……………………. лапой.3 заданиеСоедините фразеологизм с его значением.








Результаты анкетирования{E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}1 вопрос2 вопрос3 вопрос4 вопрос5 вопрос1 заданиеПродолжить фразеологизмВыполнили15 чел21 чел22 чел18 чел21 челНе выполнили8 чел2 чел1 чел5 чел2 чел2 заданиеВставить пропущенные словаВыполнили 2 чел20 чел19 чел17 чел15 челНе выполнили21 чел3 чел 4 чел6 чел8 чел3 заданиеСоединить фразеологизм с его значениемВыполнили18 чел 19 чел 22 чел 19 чел 14 чел Не выполнили5 чел4 чел1 чел4 чел9 чел
ВыводыВзрослые, которые меня окружают, часто в своей речи используют фразеологизмы.Моим одноклассникам не понятен смысл некоторых фразеологизмов,предложенных в анкете, и они их редко используют в устной и письменной речи.Нужно изучать с ребятами как можно больше фразеологизмов.Чтобы понять смысл фразеологических оборотов, надо обращаться к словарю.


ЛитератураБольшой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий/Отв.ред. В.Н.Телия. – 2-е изд., стер. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. Волков С.В. «Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей». М.: Астрель2011Мелерович А.М. Фразеологизмы в русской речи. М.: «Русские словари», 2001Мокиенко В.М. Почему мы так говорим? М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011Н.С. Ашукин ''Крылатые слова''. Гос. Издательство Москва, 1960.Интернет ресурсы