Праздник дружбы народов Крым — наш общий дом


Праздник дружбы народов "Крым - наш общий дом" Проект подготовили уч-ся 10 класса  Цели проекта:●Углублять и расширять знания учащихся об этническом составе населения Крыма, об обычаях, культуре народов Крыма.●Формировать социально культурные компетентности.●Развивать творческие способности.●Воспитывать толерантное отношение к культуре разных народов, любовь и уважение к родине, интерес к изучению культуры разных народов, доброжелательные отношения между людьми разных национальностей.  ПАСХА Называют пасху "царем дней", "праздником праздников" и "торжеством из торжеств". Каждую весну христиане всего мира –православные, католики, протестанты празднуют светлое Воскресение Христово. На Руси Пасха была не только самым почитаемым праздником, но и днем, когда каждый человек старался выказать свои самые лучшие качества: щедрость, доброжелательность, милосердие. Считалось, что в день пасхи необходимо было сделать 7 добрых дел или подарить 7 подарков. При встрече в пасху люди приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе! " "Воистину воскресе! " Пасха – главный христианский праздник, день чудесного воскрешения Иисуса Христа. Вселенский собор христианской церкви в 325 году установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Это "кочующий" праздник, выпадающий в разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю, с 7 апреля по 8 мая по новому стилю. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Страстная Седмица – самая строгая неделя Великого поста. Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу. Великий Понедельник. С него начиналась подготовка к Пасхе. Традиционно в этот день женщины убирали в домах, а мужчины заготавливали корм для скота на всю Светлую неделю (после Пасхи), чтобы не беспокоиться в праздник. Великий Вторник. Во вторник на Страстной неделе поили скот на рассвете сеченым молоком (семена льна и конопли толкут в ступе и, разводя водой, приготавливают из них молоко) от болезней.Великая Среда. В последний раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. В Великую среду прекращаются и великие поклоны. Вечером в среду традиционно бывает общая исповедь. Во время Великой среды в деревнях собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили и этой водой обливали скот. Великий Четверг (Четверток) Великий четверг в народных традициях называют Чистым: в этот день каждый человек стремится очиститься духовно и телесно. Также в Чистый четверг широко распространен народный обычай очищения водой, купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. Также был обычай освящать соль и в ночь под четверг ставить на стол с хлебом. В Великий четверг принято красить яйца. В этот день уже готовились к пасхальному столу: в старину забивали скот, собирали яйца и т.д. Кроме того, в этот день принято убирать и стирать.Великая Пятница (Пяток, Страстная пятница) На утрене Великой пятницы верующие во время богослужения держат в руках зажженные свечи, символизирующие величие Спасителя во время его страданий. В этот день женщины приступали к подготовке пасхального стола: пекли куличи и готовили пасхи. В страстную пятницу был обычай раздавать продукты бедным.Великая суббота. Для верующих день Великой субботы - это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасхи и яиц для разговения в день Пасхи. В Великую субботу верующие старались к вечеру закончить все свои хлопоты и прийти на службу, чтобы встретить великий праздник Пасхи. На Пасху было принято надевать новую или чистую праздничную одежду. В первый день всегда надевали ту одежду, в которой ходили в церковь к заутрене. Перед уходом в церковь в домах накрывали праздничные пасхальные столы, сервировали самой красивой посудой, какая была в доме. Кушанья, которые бывали на Пасху, не повторялись в другие дни. Ели их только раз в год. Начинали готовиться к Пасхе за неделю, еще в пост. Закалывали свинью, делали колбасы, ветчину. Пекли куличи, делали творожную пасху. Комнаты и стол украшали живыми и бумажными цветами. Кушанья раскладывали на блюдах, украшенных кружевами из бумаги и свежей зеленью. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье. Невозможно представить Пасху без крашеных яиц. Полагалось красить их в Чистый четверг на страстной неделе, а куличи печь в субботу. Раньше красили яйца в красный цвет, который должен был напомнить о крови Христа, пролитой на Голгофе (на горе, где он был распят) Крашенные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся жизни. Есть версия о том, откуда берет свое начало обычай дарить и красить яйца на Пасху. Легенда гласит, что на Пасху Мария Магдалина подала Римскому Императору Тиберию яйцо, окрашенное в красный цвет – цвет крови, пролитой Христом на кресте. На яйце было написано « Х. В.», то есть «Христос Воскрес!». В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей Пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями. В старину на Пасху были и свои пасхальные игры. Самая распространенная " чоканье ", когда, ударяя острым или тупым концом крашеного крутого яйца старались разбить яйцо соперника. Победителем становился тот, чье яйцо оставалось целым. Устраивали катание яиц. Для этого делали на столе или на полу горку Из деревянной дощечки или картонки. Перед ней раскладывали крашеные яйца, различные подарки и игрушки. По очереди катали яйца с горки. Предмет, до которого дотрагивалось яйцо, становился выигрышем. На Пасху всегда пекли куличи и делали творожную пасху. С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму. Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно. КРЫМСКОТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ Каждый народ отличается самобытной культурой, интересными традициями и необыкновенными обычаями. Именно о национальных и культурных традициях крымских татар пойдет речь.Наблюдая за явлениями природы, крымскотатарский народ метко назвал месяцы года (апрель -"чичек айы - месяц цветов, июнь - "кирез айы" - месяц черешни; октябрь - "сары ай" - желтый месяц, ноябрь - "кузь айы" - понурый месяц, декабрь -"къара къыш" - черная (темная) зима и.т.д.). Первым признаком ранней весны "илькбаарь" считается появление подснежника "акъбардакъ" - в народе этот цветок называют "наврез чичеги" (цветок навреза). "Наврез" - это праздник встречи весны и нового года, который отмечается в дни весеннего равноденствия 21-22 марта, праздник встречи лета "Къыдырлез" отмечается 5-6 мая, в крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. Среди явлений духовной жизни крымских татар наиболее ярки праздники, в которых, как в зеркале , отражается образ жизни народа.К таким праздникам относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза. Крымскотатарские весенние праздники Наврез и Хыдырлез представляют собой комплекс обрядов, направленных на задабривание сил природы с целью получения богатого урожая и увеличения поголовья скота. Как правило, перед праздниками хозяйки затевают уборку дома, готовят национальные блюда. Все праздники начинаются с молитвы и жертвоприношения барана. Наврез Древний праздник земледельцев. Отмечается как начало нового хозяйственного года и весны.Наврез — это иранское слово: «нав» — новыйи «рез» — день. Праздник нового года по солнечному летоисчеслению совпадает с весенним равноденствием. Существовало поверье о том, что то, что человек увидит первым в первый день Наврез-байрам, будет сопровождать его целый год. Именно поэтому на встречу Нового года люди старались окружить себя проросшим ячменем, коржами и монетами. Считается, что именно эти предметы символизируют хорошие намерения, счастье, здоровье, долголетие и процветание. Хыдырлез Весенние обряды завершаются вместе с праздникомХыдырлез, который отмечается в первое воскресенье мая. Название праздника состоит из двух мусульманских имен святых: Хыдыр и Ильяс,с которыми  связаны  многочисленные легенды. Хыдыр и Ильяс  – исламские святые.   Ильяс и Хыдыр непрерывно путешествуют  по всему свету, помогая людям, только Хыдыр начинает обход  справа, Ильяс  слева, и встречаются они вместе в той точке  земли  мусульман, где  уже  завершились хозяйственные работы. Накануне вечером, самый уважаемый житель села разжигал огонь, прыгал через него сам, затем мужчины и другие. через который сначала прыгает сам, а за тем начинают прыгать все мужчины, юноши и мальчики. Только тогда, когда пламя становится меньше – начинают прыгать женщины. Одна из неотъемлемых традиций праздника Хыдырлез – перекатывание калакаев (испеченных заранее хлебцев). Есть поверье, что если калакай падает лицевой стороной вверх, то будет хороший урожай, но если наоборот, то стоит ждать неурожайный год.  Мужчины состязаются по борьбе (куреш). Перед праздником, как обычно, проводят тщательную уборку дома, двора. Хозяйки выпекают хлебцы, кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окуривают его дымом. Этот праздник организуется совместно жителями нескольких сел, которые входят в одну общину - "джемаат". Женщины с горок катят сито (элек). Если сито ляжет вверх дном, будет хороший урожай, если же вниз дном, то ожидается малый урожай, если встанет набок - зерновые вырастут высокими. На этом празднике проводятся состязания танцоров, певцов, поэтов, знатоков частушек, организуются соревнования по национальной борьбе куреш. Все праздники завершаются обязательным исполнением общего танца хоран, который олицетворяет единство народа в достижении общей цели. Крымские татары в этот день подводят итоги своего труда от Хыдерлеза до Дервизы, то есть завершают посев озимых, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева производят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!