Мастер-класс «Развитие креативности, воображения и нестандартного мышления» совместная работа педагого Копыловой В.С. и Мельниковой С., лидера Ассоциации ЮКЛР


Мастер-класс «Развитие креативности, воображения и нестандартного мышления»
Серикова Мария, Мельникова Светлана, активисты Ассоциации «Юные кемеровчане Ленинского района»
Руководитель: Копылова В.С., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово
Цель: Способствовать развитию креативности и нестандартного мышления у ребят.
Задачи:
Разбудить фантазию с помощью упражнений;
Развитие умения дополнять и объединять все идеи через работу в группах.
Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Человек фантазирует, представляя себя в других мирах, в параллельных вселенных. И в этом ему помогают креативность и нестандартное мышление.
Что же такое креативность? Как нестандартное мышление может помочь в жизни?
Креативность — это неизменная спутница творчества.
Нестандартное мышление — способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.
На бытовом уровне креативность можно сравнить со смекалкой — способностью найти выход из ситуации, используя подручные средства, какими бы скудными и обычными они не были.
У людей различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Способы развития воображения:
Опыт. Общение.
Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем.
Чтение.
Чтение книг и других источников информации очень эффективный способ для развития воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.
Наблюдайте и слушайте.
Очень много необычного происходит и в реальной жизни. Замечайте все: странное сочетание форм и цветов, несоответствие звуков, общая картина (зрительное и слуховое восприятие одновременно).
Сочиняйте и рисуйте небылицы.
Пусть героями ваших импровизированных сказок и картин станут розовые кошки, шестиногие слоны, десятикилограммовые пауки. Придавайте реальным объектам нереальные характеристики.
Путешествуйте в мыслях.
Попытайтесь вообразить "путешествия" по местам, скрытым схематичным изображением линий на карте
Правила для упражнений на развитие креативности:
- плохих идей нет, принимаются любые идеи без ограничений;
- критика запрещена — как позитивная, так и негативная, только идеи, никакой оценки;
- предлагать необычные и абсурдные идеи можно и нужно;
- любые идеи можно комбинировать и улучшать;
- нужно забыть научные факты и школьные знания и действовать так, как говорит в тебе твоя креативность.
Практическая часть.
Деление на 3 равных группы.
Для того, чтобы приступить к упражнениям, следует выполнить разминочные задания.
Задание №1.
Назовите как можно больше слов, начинающихся с одной буквы, которые находятся в этой комнате за определенное время.
Задание №2.
Назовите 10 необычных применений лейкопластыря, шапки и ведра.
Упражнение №1.
Вопросы по группам:
Как бы изменился наш мир, если:
Люди вели ночной образ жизни?
Свиньи могли летать?
У человека было 3 ноги и 2 руки с 7 пальцами на каждой?
Упражнение №2.
Задания по группам. Дан отрывок всем известной сказки, задача участников – придумать продолжение к отрывку.
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
– Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
(Колобок)
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. Прискакала лягушка-квакушка:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
(Теремок)
Упражнение №3.
Задание по группам. Дана картинка с необычным случаем, задача участников – придумать предысторию к данной ситуации.
1

2
3
Упражение №4. Опишите картину.
(Пикассо. Ночная рыбалка на антибах)
Заключение:
Смысл данных упражнений — в уходе от стандарта. Таким образом, наше мышление открывает новые горизонты, которые простираются вдали от навязанных и надоевших стереотипов.
Жить по шаблонам совсем неинтересно, а для того, чтобы отойти от этих самых шаблонов нужно лишь начать нестандартно мыслить! Это проще, чем ты думаешь. Нужно лишь попробовать!
И помните, все, что вы можете представить у себя в голове, на самом деле существует. Это называется «Теория тысячи вселенных».