Конспект урока Средства музыкальной выразительности


Урок по теме: Средства музыкальной выразительности
Цель:
-Обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности.
-Формирование умения анализировать свои действия в процессе заданий.

Задачи:
-Развитие музыкального и общего кругозора
-расширять представления детей о средствах музыкальной выразительности;
-Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение (совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное), развитие вокально-хоровых навыков: развивать певческий голос.
-развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, память
-Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Методы реализации поставленных задач:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Анализа и синтеза;
Эмоционального воздействия.
Творческий (проблемно-поисковый)
Ход урока

Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Учитель:
Ребята, скажите а кто в гости приходил к нам на прошлом уроке?
Дети:
Фея Музыки!
Учитель:
И о чем же она нам поведала? Что нового вы узнали?
Дети:
О средствах музыкальной выразительности!
Учитель:
Да, Фея музыки рассказала нам о богатстве и разнообразии музыкального языка!  Музыка, которая нас окружает очень и очень разная. И существуют такие специальные средства музыкальной выразительности, которые композиторам помогают сочинять музыку, а слушателям, то есть нам, слушать, слышать и понимать её.
Учитель:
Ребята, а вы помните что пообещала нам фея музыки?
Дети:
Прислать задание!
Учитель:
Верно! Фея музыки свое обещание сдержала! Давайте посмотрим что же она нам прислала!
На мультимедийной доске открывается цветок с семью лепестками.
Учитель:
Ребята, что это такое?
Дети:
Цветок
Учитель:
Фея музыки прислала нам волшебный музыкальный цветок, который так и называется «Средства музыкальной выразительности» и чтоб еще раз их вспомнить мы должны дать название каждому лепестку.
Этот цветок не простой, все лепестки  заколдованы, но если мы с вами сможем их  расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка, и научимся еще лучше понимать музыкальную речь.
 Ну, что ребята попробуем расколдовать волшебный цветок?
Мелодия
Учитель: 
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на цветок. Как вы считаете, что в строение цветка самое главное?
Дети: 
Середина.
Учитель:
Совершенно верно если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся. Так же и в музыке, если не будет основы, то музыка перестанет существовать. Давайте мы сейчас с вами попробуем определить, что же является самым главным в музыке.
- Итак, внимание!
(Учитель нажимает на ф-но несколько разбросанных, хаотичных звуков).
Учитель:
- Что вы сейчас услышали?
Дети:
-Звуки
Учитель:
- А какие звуки?
Дети:
-Музыкальные
Учитель:
А теперь я соеденю эти зыки и проиграю, а вы послушайте внимательно.
(Учитель исполняет мелодию песни «Во поле береза стояла»).
Учитель:
- А что вы услышали сейчас?
Дети:
-Мелодия
Учитель:
- А почему в первый раз вы сказали, что это были музыкальные звуки, а во второй раз, что это была мелодия? (ответы).
Дети:
Потому что сначала звучали просто звуки, а потом когда вы их соединили между собой получилась мелодия.
Учитель:
(Подвести итог):
-Верно. Потому что, когда звучала мелодия, звуки не только следовали друг за другом и звучали по-очереди, но и ладили между собой.
- Давайте докажем, что это мелодия и споем её.
Исполнение «Во поле береза стояла»
Учитель:(на мультимедийной доске заполняет середину цветка «мелодия»)
Мы с вами расколдовали главную часть цветка, пора отправляться дальше и я предлагаю вам выполнить следующее задание.
 Темп.
Учитель: 
Я предлагаю спеть распевку «Динь-дон» (учитель каждый раз ускоряет темп).
Учитель:
Ребята, как вы считаете вы справились с заданием?
Дети:
Нет
Учитель:
А почему? Что вам помешало?
Ответы детей
Учитель:
Верно, во время пения менялась скорость звучания. А как мы назовем одним словом изменение скорости звука?
Дети:
Темп
Учитель:
Абсолютно точно! Это одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно. Вот мы и расколдовали наш первый лепесток! на мультимедийной доске заполняет лепесток цветка «темп»)
Учитель:
Ребята, у вас на партах лежат ложки. Сейчас возьмите ложки и вместе со мной вам надо будет уже не пропеть эту распевку, а прохлопать.
Учитель:
- Каждый хлопал как хотел?
Дети:
Старались соблюдать очередность
Учитель:
- Каким словом можно назвать наши действия? Что с помощью ложек мы сейчас с вами отстукивали?
Дети:
-Ритм
Учитель:
Правильно. (на мультимедийной доске заполняет лепесток цветка «ритм»)
Ритм –это равномерное чередование звуков

Учитель:
А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?
Дети: Удары, биение сердца.
Учитель:
Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Этот ритм присутствует и в музыке.
Каждое произведение исполняется не только в своем темпе, но и с определенным ритмом - в том ритме который задумал композитор.

Учитель: 
Чтобы расколдовать следующий лепесток необходимо выполнить новое задание.
Вам нужно исполнить 1 куплет известной нам уже песни о «Матрешечки», не просто спеть, а внимательно следить за дирижерскими жестами и постараться очень точно следовать команде дирижера. Как вы уже наверно догодались, дирижером буду я. Ну что, готовы?
Исполняется первый куплет песни «Матрешечки»
Учитель:
Молодцы! Вы были очень внимательны к моим жестам. Скажите, а что происходило со звуком когда мы с вами пели?
Дети:
Он становился то тише, то громче.
Учитель:
Верно. Менялась сила звучания звука. А каким термином в музыке называется сила звучания?
Дети:
-Динамика

Учитель: 
Правильно! Вот мы расколдовали с вами еще один лепесток!. Он называется Динамика – сила звучания. Динамика тоже средство музыкальной выразительности. (на мультимедийной доске заполняет лепесток цветка «динамика»)

Учитель:
Ребята, а какие два основных слова характеризуют динамику?
Дети:
Форте и пиано
Учитель:
Совершенно верно.

Тембр.
Учитель: 
Ну что ж переходим к следующему заданию. Я приглашаю на импровизированную сцену 1 ученика, он отвернётся и должен будет угадать, кто из вас произнесет его имя
Учитель: 
Ребята, почему мы с вами не видим человека, а голос его можем узнать?
Дети: 
Ответы учащихся.
Учитель:
Ребята, потому что, голос каждого человека неповторим и имеет свою окраску. Так же и в музыке. Когда мы слышим звучание того или иного произведения мы с вами не видя, а только слыша можем определить какой именно звучит инструмент. Как называется это средство музыкальной выразительности?
Дети:
Тембр
Учитель:
Верно . Тембр –это окраска голоса или инструмента.
Сейчас мы с вами попробуем отгадать по звучанию, какой именно звучит инструмент. (на мультимедийной доске заполняет лепесток цветка «тембр»)
Слушание инструментов
Лад.
Учитель:  
Переходим к следующему заданию. Мы с вами споём фрагменты мелодий двух песен «Ёлочки» и «Во поле    берёза стояла». Чем они отличаются?
Дети: 
одна песня весёлая, другая грустная.
Учитель:
Ребята, у каждого произведения свой характер и звучит оно на свой лад. Ребята какие два основных лада существуют в музыке?
Дети:
Мажор и минор
Учитель: 
Вы расколдовали еще один лепесток, который называется Лад – характер мелодии (мажор –грустный, минор – весёлый).( на мультимедийной доске заполняет лепесток цветка «лад»)


Регистр.
Учитель: 
Ребята, чтобы узнать следующее средство муз. выразительности и разгадать следующий лепесток, я вам предлагаю подойти к синтезатору, потому как следующее задание творческое!
Нужно изобразить  на фортепиано звуки, характеризующие дождик, зайчика, мышку, медведя.
Вывод: звуки бывают разные по высоте - высокие, средние, низкие.
Мы расколдовали 6 лепесток, который называется Регистр  - высота звучания.( на мультимедийной доске заполняет лепесток цветка «регистр»)

Учитель:
Ребята, мы исполняли с вами сегодня песни, распевки , нам кто-нибудь помогал, сопровождал наше пение? (инструмент).
Дети:
Ответы.
Учитель:
- Ребята, любое сопровождение мелодии называется трудным словом «аккомпанемент». Давайте добавим ещё один лепесток к нашим средствам выразительности.
Учитель:
Ну вот мы и расколдовали наш цветок!
Ребята, посмотрите внимательно и посчитайте сколько лепестков у цветка?
Дети:
Семь.
Учитель:
А сколько нот в музыке?
Дети:
Семь
Учитель:
А сколько цветов у радуги?
Дети:
Семь
Учитель:
Верно! И я думаю, что совпадения эти не случайны! Посмотрите на наш цветок! Чего в нем не хватает, чтоб он стал красивым и ярким?
Дети:
Его надо раскрасить.

Дети по очереди раскрашивают лепестки цветка на мультимедийной доске

Итог:
Ребята, как вы думаете мы с вами лучше стали понимать музыкальную речь?

Какие средства муз. выразительности нам помогают это сделать?

Ответы детей
Учитель:
Ребята, пусть этот волшебный цветок будет вашим путеводителем в мире музыки! И в будущем,и когда вы будете слушать или исполнять какое то произведение вы уже сможете определить где поменялся темп, динамика, регистр и т. д.

Учитель:
Домашнее задание: попробуйте нарисовать точно такой же цветок, и заполнить его средствами муз. выразительности.












15