Обобщение педагогического опыта по теме Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы


Муниципальный этап Всероссийского конкурса
« Учитель года России 2016»
Конкурсное задание
«Методический семинар»

Кирясова Ирина Фёдоровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Кайлинская средняя
общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза В.Д.Жихарева»
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к методическому семинару
« Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы»
«Книга, возможно, наиболее сложное и
великое чудо из всех чудес, созданных
человечеством на пути к его счастью
и могуществу будущего»
А.М.Горький
В рамках методического семинара представляю свой обобщённый педагогический опыт. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) нового поколения устанавливают предметные и метапредметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике.
Факторы, оказавшие влияние возникновения и становления педагогического опыта (Слайд №3): внедрение ФГОС ,курсовая подготовка, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.
Социологические исследования(Слайд №4) выявили такие негативные тенденции :
- заметное снижение интереса к чтению;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение ,видео, -аудиотехника, а также компьютер вытеснили книгу из жизни;
- в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях;
- важный показатель неблагополучия – ухудшение содержание и качества чтения, снижение его продуктивности и др.
Есть ли в новый век информационных технологий, повсеместной компьютеризации будущее книги? (Слайд №5)
Если есть будущее у человека, то оно есть и у книги . Книги нужны нам как источник духовного обогащения. Книги несут в себе огромное количество информации. Они воспитывают не только разум, но и чувства человека, поскольку именно чтение книги способно вызвать в человеке нравственно-эстетические переживания. Чтение должно быть духовной потребностью ребёнка, тропинкой к вершине умственного, нравственного и эстетического развития.
В.А.Сухомлинский писал: «Хорошая книга – окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир и самих себя. Оно открывается перед ним тогда, когда, наряду с чтением, наряду с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа со словом» (Слайд№6)
Актуальность выбранной темы (Слайд №7) определяется тем, что дети перестали читать, а значит страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребёнка.
Детское чтение нуждается в поддержке . Моя цель:
- формирование у школьников читательского интереса через задачи:
1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Развивать литературную речь.
3. Приобщить к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.(Слайд№8)
Нужна ли сегодня ребёнку книга, когда вокруг столько развлечений?! Я думаю, что нужна. Ученику нового столетия, овладевающему с начальной ступени обучения основам компьютерной грамотности, следует прививать вкус и хорошей книги, умение выбрать необходимую литературу, развивать навыки наиболее рациональной самостоятельной работы с книгой. Одно из требований ФГОС- самостоятельное добывание информации из различных источников(книги, журналы, энциклопедии, справочники и мн.др)(Слайд№9) А для того, чтобы ученик не испытывал трудности в добывании этой информации учителю необходимо научить ребёнка бегло и осознанно читать.
Как сделать, чтобы чтение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? (Слайд№10)Эти вопросы всегда волновали меня, заставляли искать, пробовать, что-то накапливать в своём опыте.
Для активизации познавательной деятельности учеников в своей работе использую различные методы, приёмы, формы , виды деятельности . Для развития мышления и речи на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады. Детям очень нравится загадывать и разгадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром, воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.(Слайд№11)
Для развития фонематического слуха на уроках разучиваем скороговорки, считалки, весёлые стихи. Это также помогает детям в отработке дикции, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы применяю разнообразные формы уроков –урок-праздник ,урок- путешествие, урок-КВН и др.(Слайд №12)
Ценностный вид деятельности детей начальных классов – игра.(Слайд№13) В период обучения грамоте пользуюсь пособием Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоты и чтению»
Во 2 классе провожу игру – соревнование «Пополни свой конверт». Дети каждое прочитанное произведение (стихотворение, рассказ, сказка и др.) записывают на листочках и вкладывают в конверт, затем проводится проверка прочитанного на уроках литературного чтения в виде пересказа , сочинения, рисунка. Подводится итог по окончании четверти и выявляется победитель, который награждается грамотой.
Для знакомства с дополнительной литературой провожу 5-10 минутки чтения на уроках и русского языка, и литературного чтения, и математики. Необходимо заинтересовать класс в чтении. Приходится вырабатывать свою систему проведения пятиминуток- десяти минуток чтения, учитывая психологию каждого своего ученика и класса в целом. Вначале ( в конце 1 класса , как только дети научились читать) это были задания типа «Принеси свою любимую книгу», «Приготовь своё любимое стихотворение» и т.д. Затем, исходя из того как дети читают, учитывая технику чтения , раздаю карточки с небольшими текстами для слабо читающих, с объёмными текстами для хорошо читающих , тексты читаются неоднократно на других уроках, так как при повторном чтении одного и того же текста увеличивается скорость чтения. Задавая вопросы по текстам (второй экземпляр текстов у меня), проверяю осознанность прочтения.
Мой опыт показывает, что очень полезно давать список книг на лето, начиная с 1 класса и продолжая до 4 класса. После прочтения книг, фиксировать количество прочитанных страниц под контролем родителей. Я использую самодельные книжки – малышки. Затем в начале учебного года обязательно подвести итог и выявить победителей. Затем в 3 классе ведём «Дневник юного читателя», а в 4 классе журнал «Хочу всё знать» (Слайд №14)
Результаты проделанной работы (Слайд №15)
К концу 4 класса большинство учащихся умеют устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий, самостоятельно делить текст на смысловые части, выделять главное в содержании, составлять план прочитанного, находить дополнительную информацию из различных источников для урока и мн.др. Участвуют в школьных мероприятиях, связанных с литературной направленностью.(Слайд№16) Во внеурочной деятельности также продолжается работа по формированию читательского интереса у учащихся. Дети любят посещать сельскую библиотеку и участвовать в различных мероприятиях, проводимых библиотекарем. (Слайд № 17)
Среди всех обще учебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.
Результаты техники чтения (Слайд № 18) показывают , что большинство детей начинают овладевать техникой чтения, устной речью, а соответственно и письменной, дружат с книгой и я думаю, что в дальнейшем будут хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать.
Так что чтение действительно – самое главное учение.
Спасибо за внимание!(Слайд№19,20)