Психологическая диагностика готовности к обучению в начальной школе. Формирование школьно-значимых функций у дошкольников 6-7 лет.


Психологическая диагностика готовности к обучению в начальной школе. Формирование школьно-значимых функций у дошкольников 6-7 лет. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, регламентированы три группы результатов. Из них следует, что в первую очередь у педагогов и родителей должны быть ясные представления о том, с каким уровнем предметной и метапредметной готовности дети пришли в школу и какими личностными качествами они обладают. Предметная диагностика. Диагностика готовности к изучению школьных предметов, предметная готовность детей к изучению курсов математики, обучения грамоте.Результаты предметной диагностики дают учителю в первую очередь представление об общем уровне готовности каждого ребёнка к изучению того или иного раздела курса, а также указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с конкретным ребёнком и задают направления для этой работы. Метапредметная диагностика.Под метапредметной готовностью детей старшего дошкольного возраста, которыми, по сути, остаются первоклассники в начале учебного года, мы понимаем предпосылки к формированию универсальных учебных действий (УУД): Осознавая значимость подобной диагностики на этапе перехода ребёнка из дошкольного детства в школьную жизнь, необходимо вместе с тем учитывать сложность отбора и составления заданий, адекватных задачам этой диагностики и учитывающих возрастные особенности детей. Личностные качества Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» в документе они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Для успешного обучения в начальной школе, к моменту поступления ребёнок должен иметь определённый уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а определение умственного и личностного развития задача воспитателей и педагога-психолога ДОУ. Личностная готовность Эмоционально-волевая готовностьМотивационная готовность к обучению в школеГотовность в сфере общения Эмоционально-волевая готовностьГлавный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:не бояться трудностей;стремление преодолевать их;не отказываться от намеченной цели.К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребёнок способен поставить цельпринять решениенаметить план действийисполнить егопроявить определённые усилия в случае преодоления препятствияоценить результата своих действий  Мотивационная готовность к обучению в школеМотивационная готовность к школьному обучению складывается из:положительных представлений о школе;желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;сформированной позиции школьника. Готовность в сфере общения Готовность детей к школе в сфере общения включает:развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов; развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность включает:- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); - развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/). Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в начальной школе являются характеристики развития его мышления и речи. «Развитие школьно-значимых функций, как основы успешности обучения ребенка в школе» Развитие школьно-значимых психологических функций включает в себя: • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).• Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру • Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).• Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);• Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация). Поэтому, грамотно простроенная диагностическая работа является важнейшим, отправным этапом деятельности педагогов и узких специалистов дошкольного образования, от результатов которой зависит четкость постановки педагогом коррекционных задач. Спасибо за внимание!