Урок по литературе Жилин и Костылин- два разных характера, две разные судьбы


Урок литературы в 5 классе
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
Тема: Р. р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев или «Жилин и Костылин – два разных характера,
две разные судьбы»
Цели деятельности учителя: повторить известные способы сравнительной характеристики героев; учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина (два характера – две судьбы).
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Технологическая карта изучения темы:
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
(По рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Икт Ожидаемые результаты
I. Вызов
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Музей героя»
Урок начинается с экскурсии.
Предметы, принадлежащие Жилину и Костылину.
Приветствие.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?
Учащиеся определяют, кому из героев принадлежат вещи.
Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты? Коммуникативные УУД
Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока. 1.Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.
2.Включает презентацию.
Слайд №1
- Как вы думаете, почему на экране появилось слово «Характер»?
- Обратимся к словарю:
Характер – это….
- Составим кластер, называя качества характера. (Выбирают из предложенного, получается слово «Судьба»)
3. Работа со словом «Судьба»
Обратимся к словарю:
Судьба- это…
Слайд 2
- Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?
1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.
2.Работают с презентацией.
3. Отвечают на вопросы.
4. Устанавливают связь между понятиями. Презентация III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.
Постановка проблемного вопроса. Слайд 3
На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба?
Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа: Жилине и Костылине.
Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:
Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?
Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений.
Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.
Презентация IV Проверка домашнего задания Еще раз вспомним, как создавался рассказ (Доклад Струтинской+ презентация)
Конкурс «Самый сложный вопрос»
Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом и составили вопросы.
Сочинение «Жилин и Костылин в плену» (Сапунова)
Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками. Презентация V.Осмысление.
Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?
Работа в парах: Узнайте у своих одноклассников их впечатления о поступках героев Ответ начните так: «Серёжа считает, что….. А я думаю, что…..»
ФИЗМИНУТКА
Использование фонохрестоматии
Послушайте эпизод побега Жилина и Костылина в исполнении актёра и приготовьтесь ответить на вопрос: Как рассказчик относится к героям?
Как актёр выражает это отношение?
Посмотрите в учебнике иллюстрации художника Иткина (стр 254). Что можно сказать о героях, изображённых на рисунке? Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают таблицу по группам
1 гр- Жилин
2 гр.- Костылин
Делают выводы.
Отвечают на вопросы.
Выполняют обсуждение в парах.
Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.
Определяют отношение к героям автора и актёра.
.
Фонохресто-
матияЛичностные результаты:
Эмпатийность, толерантность
Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности
VI. Самостоятельная работа
Цель этапа: тренировать способность к обобщению Организует самостоятельную деятельность учащихся.
Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев, составьте кластер, указав: какими качествами характера обладает каждый из них.
Подготовленный ученик (читает финал рассказа)
-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев? Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев. Кластер
индивидуальноРегулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.
Осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.
VII Решение проблемы
VIII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
- Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?
.
Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.
Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.
Познавательные УУД:
делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать других и уважать чужое мнение
IX. Итог урока
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности
X. Рефлексия Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключении прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово
ВЫБОР.
Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев? Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Подводят итоги.
Прогнозируют коррекцию собственного поведения. Синквейн в тетради по литературе
Личностный результат УУД:
способность к самооценке
саморазвитию Практическое применение учебного материала