Формирование патриотизма, как проблема школьного воспитания и обучения в свете требований ФГОСТ «начальное образование второго поколения».


МБОУ ПСОШ №2
г.Павловск Воронежской обл.
Олейникова Лариса Александровна
учитель начальных классов
lara73ole@mail.ruФормирование патриотизма, как проблема школьного воспитания и обучения в свете требований ФГОСТ «начальное образование второго поколения».
События последних десятилетий в нашей национальной истории заставляют по – новому взглянуть на понятные значения слов- патриотизм и гражданственность. Нравственное воспитание, являющиеся одним из важнейших сторон воспитания, осуществляется во всех видах деятельности, поэтому задачи нравственного воспитания необходимо решать начиная с младшего школьного возраста. Большое внимание необходимо уделять формированию гражданственности у детей младшего школьного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнендеятельности. Участие в этом процессе должны принимать не только педагоги, но и родители. Только совместными усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Гражданственность - это сложное личностное образование состоящее из ряда свойств, качеств, черт. Наиболее важное из них патриотизм. Веурочная деятельность направлена на то, чтобы удовлетворить интересы ребенка за пределами учебной деятельности и в то же время сформировать индивидуальную траекторию развития»Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы основного общего образования. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
-воспитание российской гражданской эдентичности : патриотизма, уважения к Отечеству; прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности , значение истории языка , культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества ; усвоение гуманистических , демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества , воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.»Существуют принципы гражданского воспитания в условиях образовательного процесса:
-принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
-принцип творческого поиска в обучении и воспитании;
-принцип системности, обеспечивающий единство подходов и решений всех воспитательных и образовательных задач;
-принцип включения родителей в педагогический процесс.( )В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил, начинает формироваться общественная направленность личности.
Младшие школьники очень эмоциональны. С годами у детей все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные проявления. Под влиянием обучения и воспитания развиваются чувства, в частности, моральные: чувство долга, чувство патриотизма. Ребенок постепенно начинает понимать , что такое Родина , много узнает о своей стране, ее людях. У него растет и развивается чувство любви и уважения к Родине. Воспоминания детства зачастую определяют мировоззрение и жизненный путь человека. « М. И. Сеченов говорил, что ребенку свойственно эмоциональное отношение к образу, примеру, привлекательному для него». Склонность к подражанию, любовь и доверие к взрослым, эмоциональная отзывчивость – эти особенности младших школьников играют весьма существенную роль при использовании примера в гражданском воспитании учащихся. И.П. Павлов указывал на « величайшую пластичность» (изменчивость, податливость внешним воздействиям), нервной системы, подчеркивая, что все можно изменить к лучшему. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка в условиях обучения и воспитания. Необходимо с детства приобщать ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомить с родным городом, его историей традициями. Чем полнее будут знания учащихся о родном крае, и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе, уважение к традициям народа. На уроках чтения, прививая любовь к родному фольклору я знакомлю с творчеством местных поэтов. А на уроках русского языка дети пишут сочинения на темы « Мой любимый город», « Живописная река Дон» и другие. Вместе собираем потешки, частушки, знакомлю с обычаями людей. У нас в школе есть музей, куда дети приносят предметы, представляющие музейную ценность , посещение которого закладывает начало духовной культуры ученика. Народные праздники – неиссякаемый источник не только знакомства с традициями но и жизненного оптимизма. Любовь к Родине приходит к человеку из семьи , от родителей, проявляясь в широкой палитре чувств, переживаемых ребенком и отражающих его способность ощущать своё родство с культурой своего этноса , ответственность за его историю, за его судьбу , за его будущее. Закончить хочется словами В.Г. Белинского «Кто не сделается прежде всего человеком, тот плохой гражданин» Начинать надо с малого, а в частности с ребенка младшего, школьного возраста.
Литература
1, Вестник образования. Февраль-2011 №4 Выпуск2706.
2. В Кутьев «Внеурочная деятельность школьников». М - Просвещение -1987г.