Конспект внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию: «Что такое толерантность»


Конспект внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию.
С детьми 6-8 лет.
Воспитатель: Симина И.А.
Форма: беседа, упражнения, тренинг.
Тема: «Что такое толерантность».
Цель: познакомить детей с понятием «толерантность»; Воспитывать в детях добрые человеческие отношения взаимоотношения: уважение, отзывчивость, милосердие, терпение, сострадание, взаимопомощи, умение любить, дружить.Ход занятия: Жизнь дана на добрые дела. (пословица).
(Звучит песня «Дорогою добра»).
Восп-ль: Сегодня мы будем говорить о толерантности. Это слово для вас новое.
- Что такое « толерантность»? Но сначала давайте сделаем разминку.
1.Упражнение.
Детям раздаются по 1 бумажной салфетке и ножницы.
Задание: сложите салфетку пополам – обрежьте один уголок, ещё раз сложите пополам – ещё раз обрежьте уголок, третий раз сделайте это. А теперь разверните салфетку и посмотрите что получилось. Итог: салфетки были у всех одинаковые, а узор получился у всех разный.
Вывод: так и в жизни: вы – дети, но вы все разные, нет на свете одинаковых детей.
2.Упражнение.
Восп – ль: приглашает в центр круга (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Расул, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста и т.д.) Расул выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Беседа: все люди чем-то похожи друг на друга, у них обязательно есть что-то общее.
Мы все разные, нет одинаковых людей. Но при этом мы живём все вместе: чёрные, светлые, кудрявые , высокие и маленькие, толстые и худые и т.д. Вы это замечаете? Вас это раздражает? Мы друг друга уважаем? Терпим их неправильные действия, их капризы и др.?
Мы играем вместе. Во время игры вы договариваетесь о правилах игры, уступаете , делитесь игрушками. Вы ходите в школу и получаете одни знания на всех, делаете вместе уроки. Если кто-то не справляется, что вы делаете? Правильно вы помогаете друг другу.
Если кто-то упадёт и разобьёт колено до крови - ваши действия? (поможем, пожалеем).
А как вы относитесь к девочкам? К остальным детям, живущим в нашем интернате? …
Вот все эти действия: помощь, жалость и сострадание, уступки, уважение, терпение, дружба и мн. др. – это и есть толерантность. Или правильно сказать – толерантное отношение друг к другу.
Раздел – «А знаете ли вы?...»(далее слово «толерантность» в понимании представителей разных народов).
1.В Испании – способность узнавать отличия от своего мнения.
2.В Китае – это великодушное, терпимое отношение к другим.
3.В Англии – это быть терпимым, снисходительным.
4.У Арабов – это умение прощать, быть снисходительным, мягким, милосердным, сострадательным, благосклонным, терпимым, расположенным к другим.5.Русские считают , что толерантность – это терпимость к чужим мнениям, поведению и вере.
3.Упражнение: (слова написаны на доске)
Толерантность – это терпимое отношение к «другим», к тем, кто от нас отличается.
Толерантность – это Милосердие.
Толерантность – это Сострадание.
- это Уважение.
- это Доброта души.
- это Дружба и т.д.
Беседа: Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться делает человека счастливым.
Чтобы стать настоящим человеком, надо любить людей и надо стремиться к тому, чтобы люди тебя любили. Будьте добрыми с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Не обижайте тех, кто рядом с вами, прощайте обиды, дарите радость учителям, нянечкам, воспитателям и др. Не проходите мимо беды, помогайте, чем можете, людям.
Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто умеет любить.
На Земле все должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и чёрные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны договариваться между собой.
4. Упражнение: На доске написаны слова с различными качествами человека:
(Злорадство, доброта, уважение, грубость, понимание, улыбка, хвастовство, милосердие, сердечность, жадность, сострадание, равенство, ложь, миролюбие, согласие, зависть, жестокость, доверие, приветливость, поддержка, дружба)На двух листах ватмана нарисованы2 дерева(толерантности и интолерантности) и отдельно лежат готовые бумажные зелёные и чёрные листочки.
Задание: восп-ль вместе с детьми читают слова и обсуждают на какое дерево их надо вешать: на дерево толерантности или на дерево интолерантности.
Восп-ль: Обратите внимание – какие деревья у нас получились. Какое дерево вам больше нравится? Почему? Под каким деревом вы спрячетесь от дождя? Какое дерево обдаст вас прохладой в жаркий день лета? Почему? Вывод: зелёное дерево – живое дерево, оно пахнет свежестью листвы, оно ласково шелестит листочками, лаская наш слух. Оно заботливо закрывает нас от дождя и солнца. Оно вас любит, оно растёт для вас. А что делаете вы ? …
- Вам всем хочется тепла и любви? Но чтобы это получить, вы сами должны поделится любовью, теплом, уважением.
Релаксация: Фонограмма звуков природы.
Беседа: Миру необходимо тепло. Тепло Земле, которая питает соками всё, что , держась за неё корнями, тянется вверх. Тепло человеческой душе, чтобы слагать новые песни. Тепло, извлекающее ноты радости, любви и счастья из человеческих сердец.
Тренинг: (дети стоят в кругу):
Вы готовы дать миру тепло? Тогда сделайте шаг. Сделайте шаг на встречу птенчику, который выпал из своего гнезда. Он очень замёрз, его сердце бьётся осень медленно. Надо согреть его. Встаньте, ребята. Представьте, что у вас в ладонях лежит маленький, беспомощный птенчик. Подуйте на него. Послушайте, как стучит его сердечко: тук-тук, тук-тук. Но вот дыхание его становится ровнее, он открывает глаза и начинает шевелиться. Выпустите птенца, пусть он летит к себе домой. ОН благодарит вас за помощь. Помашите ему.
Итог: доскажи предложение: - « Я сегодня понял …».(каждый ребёнок выражает свои мысли).