Презентация Профилактика подростковой наркомании


Социально-педагогическая деятельность по первичной профилактике подростковой наркомании.Кузьминых Ольга Владимировна. Объект исследования: социально-педагогическая деятельность по первичной профилактике подростковой наркомании.Предмет исследования: средства социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании.Цель исследования: теоретически обосновать проблему социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании, подобрать средства социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании и смоделировать систему социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании и апробировать её. Задачи исследования. 1. На основе теоретического анализа психологической, педагогической, социально – педагогической, методической литературы раскрыть сущность и структуру ключевых понятий. 2. Выявить сущность и особенности подростковой наркомании. 3. Обосновать первичную профилактику подростковой наркомании как социально-педагогическую проблему. 4. Отобрать средства социально - педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании. 5. Смоделировать систему социально - педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании Положения, выносимые на защиту: 1. Подростковая наркомания как социальное явление имеет сложную и многофакторную природу. Она обусловлена взаимовлиянием неблагоприятных факторов социальной среды и личностными характеристиками подростков. 2. Специфика содержания первичной социально-педагогической профилактики подростковой наркомании определяется с учетом всех факторов риска, в процессе социализации подростка. 3. Теоретическая модель социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании выстраивается поэтапно: подготовительный этап, этап моделирования и экспертно-оценочный этап, которые обеспечивают в своей совокупности достижение поставленной цели. 4. Система социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании направлена на оздоровлениевнутреннего мира подростка и создание условий для ведения им здорового образа жизни в дальнейшем. 5. Результативность социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании будет зависеть от информированности родителей в вопросах наркомании, здорового самосознания и стремления к здоровому образу жизни подростков. КогнитивнаясфераПоведенческая сфераПрофилактикаПредполагают освоение знаний о себе, о здоровье, о ценностях жизни, о вреде алкоголя, никотина, наркоти-ков, о вредных привычках людей.Предполагают формирование умения сказать «нет!»Направление профилактики(по‎ Г. Шро‎дту и‏ В. Фи‏тцжеральду) Средства социально-педагогической деятельности попервичной профилактике подростковой наркоманииИгра - драматизацияИгры - упражненияРолевая играИгрыДискуссииПросмотр видеофиль-мовТренингиУпраж-ненияБеседы Цель :Принципы:Функции:Первичная профилактика подростковой наркомании.Принцип природосообразности, принцип комплексности, принцип личностно-ориентированного подхода, принцип культуросообразности. Образовательно-воспитательная; диагностическая; организационная-коммуникативная; коррекционная; прогностическая; ; координационн-организаторская; профилактическая; охранозащитная. Содержание деятельности социального педагога по первичной профилактике подростковой наркомании.I этап. Диагностико-прогностичес-кий. Социальный педагог получает информацию: изучает семьи, про-сматривает социальный паспорт, выявляет индивидуальные особен-ности подростков. II этап. Выбор оптимальной технологии. Социальный педагог подбирает эффективные технологии, делает анализ различных программ, средств по первичной профилактике подростковой наркомании во внеучеб-ное время (игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, упражнения,конкурсы).V. Экспертно-оценочный. Проводит анализ своей работы, делает выводы.III этап. Непосредственная подготовка к реализации технологии. Социальный педагог структурирует свою работу деятельности. Взаимодействует со специалистами различных учрежденийIV этап. Реализационный. Социальный педагог разворачивает свою непосредственную работу с семьей, подростками.Социальный педагог в общеобразовательном учреждении.Теоретическая модель социально-педагогической деятельности по первичной профилактике подростковой наркомании. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ. ГБОУ ООШ № 20 г.о. Новокуйбышевск Диагностические методики:1. Адаптированная анкета «Изучение отношения подростков к наркотикам». 2. Анкета «Изучение осознания проблемы наркотизации подростков родителями» (Горяева Е.П.). Модель системы социально – педагогической деятельности по по первичной профилактике подростковой наркомании.Цель: первичная профилактика подростковой наркомании.Принципы:природосообразности, личностно-ориентированного подхода, культуросообразности, комплексности.Задачи: формировать негативное отношение к наркотическим веществам и вредным привычкам;способствовать формированию чёткой установке на непринятие психоактивных веществ;Привлекать к здоровому образу жизни.Субъекты: социальный педагог, подростки, родители. Направления СПД Б1 –информационно-познавательный Задачи: формирование системы знаний об опасностях употребле-ния ПАВ. Информирование о методах и средствах семейного воспитания. Средства: родительское собра-ние, индивидуальные и груп-повые консультации, круглый стол.оорррБ1– нформационно-познавательныйЗадачи: формирование представ-лений о здоровье, о вреде алкого-ля,табака,наркотиков и вредных привычек людей и их последстви-ях.Средства: серия тематических классных часов c просмотром видеофильмов.оллБ2-поведенческийЗадачи: формирование личной от-ветственности за своё поведение, умение противостоять факторам риска.Средства: ролевая игра, тренинги, психогимнастика, упражнения.Туристческие походы, спортивные мероприятия «Кубок успеха»та с подросткамиРабота с подросткамиРабота с родителями №ПАВСтепень ПоказателивысокаясредняянизкаяК.э.Ф.э.К.э.Ф.э.К.э.Ф.э.1алкоголь577720231502табак597123261843наркотики395437412454вредные привычки37513743226Результаты сравнительного анализа степени информированности подростков (в % от выборки) Результаты сравнителсточников информации о Пьного анализа иАВ. №ВопросыДаНетЗатрудняюсь ответитьК.э.Ф.э.К.э.Ф.э.К.э.Ф.э.1Если Вас пригласят в малознакомую компанию, вы пойдете? 4525355 520102Вы уверены, что сможете сказать твердое «нет», если вас будут уговаривать выпить, покурить или принять наркотик?4067301630173Вы предпримете что-нибудь, чтобы защитить себя от принуждения?456810214511Результаты сравнительного анализа готовности к отказу от употребления ПАВ (в % от выборки) №Степень информированности родителейКоличество родителей К. э.Ф. э.1высокая51702средняя30203низкая1910Сравнительные результаты степениинформированности родителей подростков.(в % от выборки) №Степень рискаКоличество подростковК.э.Ф.э.1высокая 208 2средняя 30 25 3низкая 50 67 Результаты сравнительного анализариска предрасположенности подростков к употреблению ПАВ.(в % от выборки) Благодарим за внимание!