Методические рекомендации по обеспечению занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образований».


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум»
Тема: «Методические рекомендации по обеспечению занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образований».
Выполнила: Перевалова Юлия Александровна
преподаватель специальных дисциплин
по профессии «Швея»
п. Залари 2017г.
Не важно, какой у человека диагноз.
Важно относится к нему с уважением, и дать возможность достойно жить.
Мария Цыбульская.
В последнее время одной из целей образования стало обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями (ОВЗ).
Создание доступной среды для инвалидов сфере жизнедеятельности являются составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой признаны обеспечивать равные условия с другими гражданами, возможности во всех сферах жизни.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. 
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.
На ряду, с родителями учителя-педагоги играют ключевую роль в обеспечении качества жизни учащихся с особыми образовательными потребностями, независимо от того, где проводится обучение:
детский сад;
школа;
профессиональное учреждение.
Лица с ограниченными возможностями здоровья с (ОВЗ)- это люди имеющие недостатки в физическом развитии :с нарушение зрения;
с нарушением слуха;
с ограничением опорно - двигательного аппарата
А также, выделяются обучающиеся лица с ограниченными возможностями в здоровье:
умственная отсталость.
Большое внимание я хочу уделить обучающимся с умственной отсталостью, так как в нашем техникуме есть группы с ОВЗ.
Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрени́я)  — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Во многом он синонимичен современному понятию умственной отсталости. В то же время последнее понятие несколько шире, так как включает не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, а, например, социально-педагогическую запущенность и диагностируется в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма.
Умственную отсталость как врождённый психический дефект отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня, и она является непрогредиентым процессом. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Некоторыми учёными олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»
Есть несколько классификаций олигофрении. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер.
Генетические;
Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81" \o "Цитомегаловирус" цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
Значительная недоношенность;
Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
Педагогическая запущенность впервые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
Умственная отсталость неясной этиологии.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей традиционно делят на три группы (степени):
дебильность
имбецильность
идиотия HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C" \l "cite_note-.D0.9F.D1.81.D0.B8.D1.85.D0.B8.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.8F-3" .
Дебилы — это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Обучающиеся не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому обучающемуся требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося человека.
Работать с таким контингентом обучающимися с ограниченными возможностями здоровья очень интересно: редко встретишь более отзывчивых и благодарных учеников. Работать с ними трудно: у каждого – свой уровень развития, своя боль, свои проблемы. И главная, на мой взгляд, сложность – учесть в своей работе все особенности детей, не акцентируя на этом их внимание, не подчеркивая их “ограниченные возможности здоровья”.
Этим детям нужно особое внимание и любовь. Они должны их чувствовать всегда – в семье, в социуме, и особенно – в образовательных учреждениях, чтобы им хотелось приходить к нам, общаться с нами, рассказывать о своих радостях и неудачах. Наши обучающиеся очень ранимые и чувствительные. С первых минут общения нужно постараться установить с ними доверительные и ровные отношения, не акцентируя внимания на ком-либо, иначе дальнейшая работа может сильно усложниться.
Подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития, его интересов, увлечений, способностей.
Считаю, что основным методом работы с такими обучающимися на уроке должен быть дифференцированный и индивидуальный подход к изучению предмета. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. При этом учитываю индивидуально-типологические особенности каждого обучающегося.
Дифференциация в рамках группы не должна быть явной. Задания для первого уровня направлены на изучение фактического материала, например, рассказать о видах швов и их назначении. Для второго – увеличение трудности: сравнить, сделать несложные выводы. Например: Чем отличаются ручных швы от машинных швов? Для третьего – усложнение и углубление материала: дать самостоятельную оценку применению швов в изделиях. В группах есть слабоуспевающие обучающиеся, которые с трудом запоминают и воспроизводят материал. Поэтому в процессе объяснения материала используется пиктограмма – обозначение какого-либо предмета, события, действия, явления с помощью рисунка. Смена ярких рисунков создает определенный алгоритм ответа, а рисунок-подсказка помогает запомнить текст. Использование пиктограмм дает возможность осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Опыт показывает, что этот прием эффективен именно со слабоуспевающими учениками, т.к. активизируется познавательная деятельность обучающихся, вызывается интерес, желание отвечать. Рационально использовать пиктограммы именно на уроках Технологии изготовления швейных изделий , чтобы помочь учащимся включиться в изучение нового предмета. Пиктограммы могут стать основой заданий для обучающихся на уроке: при изучении нового материала и его закреплении, на разных этапах повторения знаний. Например: “ Расскажите, как правильно обработать и соединить боковые и плечевые срезы, опираясь на рисунок”.
Или – “При помощи пиктограммам ответьте: Какую терминологию и технические условия будете соблюдать”?
В преподавании предмета Технология изготовления швейных изделий особое место занимает умение обучающихся работать с инструкционно -технологическими картами . Формированию этих навыков способствует непосредственная работа на уроке c картами. Например, после самостоятельного прочтения параграфа. Обучающиеся должны пользуясь картой, рассказать о последовательности изготовления изделия.
Выполнение заданий самостоятельной работы с книгой или другим печатным материалом требует учитывать индивидуальность обучающихся, поэтому задания даю дифференцированно.
Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того, чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, вызывали интерес к предмету. Одной из форм, позволяющих сделать это, является дидактическая игра. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности информацией. Игры способствуют:
развитию познавательного интереса к предмету у всех обучающихся в группе,
усвоению материала даже слабоуспевающими обучающимся, позволяют быстро проверить результат
разнообразить учебную деятельность
развитию навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности, толерантности.
При изучении темы “Основные детали плечевой и поясной одежды” я провожу игру “Детали одежды ”. Предлагаю Обучающимся составить красочно оформленные кроссворды, содержащие название деталей плечевой и поясной одежды. Чем больше и красочнее составлены слова, тем выше оценивается кроссворд.
Одним из эффективных методов усовершенствования образовательного процесса является использование учебных мультимедиа-продуктов. Они активизируют мыслительную деятельность и повышают эффективность усвоения материала благодаря интерактивности, позволяют организовывать дистанционное обучение для обучащихся, пропускающих занятия по болезни, предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки к сообщениям на уроке.
Электронная презентация о моде стиле и ассортименте одежды и других премудростях швейной промышленности обращает внимание учащихся на отличительные черты их одежды, разницу между отдельными группами одежды. Ребята с удивлением узнают, например, что такое силуэт. Новый подход к изучению этих тем интересен. Они с удовольствием читают дополнительный материал в интернете.
Особое значение у обучающихся с ограниченными возможностями в здоровье имеет внимание. У некоторых концентрация внимания лучше в начале занятия, у других в конце. Может быть не постоянное внимание на протяжении всего занятия. Фрагментальное выполнения задания, легкая отвлекаемость.
Еще я бы хотела добавить рекомендации педагогам, которых следует придерживаться при проведений уроков.
Стоять напротив стены (доски);
Давать больше времени на выполнения задания;
Включать зрительную гимнастику;
Медленный темп речи, краткое конкретное изложение;
Размещать объекты на достаточном расстоянии друг от друга;
Давать возможность подходить к доске.
Таким образом, планомерная работа на уроках по специальным предметам по профессии “Швея” “”способствует постепенному и качественному формированию процессов слушания, говорения и чтения, которые очень влияют друг на друга; содействует воспитанию культуры общения, помогает эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное пространство с учетом уровня развития каждого человека.
В заключений хотелось бы сказать слова мотиваций для инвалидов и людей с ограниченными возможностями в здоровье. Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это факт. Это только мнение. Невозможно это приговор. Это вызов. Невозможно это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное возможно!
Список используемой литературы
Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. — СПб., 2005. — 150 с.
Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Образование детей с проблемами в здоровье и развитии. М., ИРПО, 2002г.
Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.
Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000. — ISBN 5-225-04189-2.
Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.: Медицина, 1989.
Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сборник научных трудов. Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Вып. III. — М., 1978. — 100 с.
Интеграционные модели специального образования. М., Эврика, 2008г.
Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб: Речь, 2003. — 397 с. — ISBN 5-9268-0212-1Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2002.
Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направлении развития и перспективы научного поиска. М., АПК, 2008г.
Новая модель обучения в С(К)ОУ VIII вида: новые учебные программы и методические материалы. Под ред. А.М.Щербаковой. М., изд-во НЦЭНАС, 2001г.
Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х тт. — М.: Медицина, 1988.