Методика формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Наглядное моделирование в процессе формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня »


МБДОУ ЦРР д/с №23 «Ёлочка»

Методика формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Тема: «Наглядное моделирование в процессе формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня »
Логопед: Звездина Е.В.
г. Большой Камень 2016г.
Тема: «Наглядное моделирование в процессе формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»
ПРОБЛЕМА: Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Одним из ярких показателей нормального развития речи является сформированность навыков словообразования, так как овладение лексическим богатством языка невозможно без понимания того, как они образуются.
Дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи, овладения процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразования. Низкий уровень сформированности словообразования у дошкольников может стать серьезным препятствием в практическом овладении грамматикой в школе, привести к возникновению аграмматической и семантической дисграфии и дислексии, дизорфографии. Трудности в обучении, низкий уровень развития речи приводят в свою очередь к нарушению взаимоотношений с окружающими, ограничивают общение, что способствует развитию отрицательных черт характера (застенчивость, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности).
Многие ученые, такие как Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Г. И. Жаренкова, С. Н. Шахнарович, Г. В.Чиркина, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, изучающие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали на трудности дошкольников в овладении словообразовательными умениями. Однако, несмотря на бесспорную значимость этой проблемы, ее специальным исследованием авторы не занимались.
Специалисты в логопедической работе в основном используют традиционные методы, однако невысокий уровень овладения детьми словообразованием свидетельствует о необходимости дополнительных путей и методов работы, направленных на формирование ориентировки детей в морфемной структуре слов, осознанного применения словообразовательных умений и навыков. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является использование наглядного моделирования.
Одним из эффективных средств является метод наглядного моделирования, а также учитывая научные исследования учёных Л. Л. Лоренс, Л. М. Хализевой и др. подтверждающие, что наглядное моделирование является более интересным и доступным для детей дошкольного возраста, а также позволяет развивать умственные способности детей, позволяет зрительно представить абстрактные понятия (слово, морфема), научиться работать с ними, у меня возникла идея разработать и внедрить в свою работу комплекс занятий по формированию словообразовательных навыков на основе метода наглядного моделирования у детей подготовительной логопедической группы с ОНР III уровня.
ЦЕЛЬ: Повысить уровень сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
ЗАДАЧИ:
Совершенствовать навыки словообразования у детей.
Способствует развитию таких операций мышления как анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование, что является основой для процесса формирования словообразования у дошкольников.
Содержание работы: Работа по формированию словообразования проводилась ГО ЗАТО Большой Камень на базе МБДОУ ЦРР №23 «Ёлочка» с детьми подготовительной к школе группе с ОНР III уровня.
- Тематический план:
I этап: Диагностика уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (Приложение №1)
Сроки: две недели (5 методик)
Тематика:
Методика № 1 «Большой - маленький»
Методика № 2 «Кто у кого»
Методика № 3 «Он - она»
Методика № 4 «Скажи какой»
Методика № 5 Выявление умения образовывать глаголы с помощью приставок.
II этап: Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у детей с ОНР III уровня. (Приложение №2)
Сроки: два месяца (13 занятий)
Занятие №1 Тема: Какое слово длиннее.
Занятие №2 Тема: Мы похожи.
Занятие №3 Тема: Маленькие помощники.
Занятие №4 Тема: Составь слово.
Занятие №5 Тема: Дополни схему.
Занятие №6 Тема: Будь внимателен.
Занятие №7 Тема: Научись сравнивать.
Занятие №8 Тема: Составь схему.
Занятие №9 Тема: Научись сравнивать.
Занятие №10 Тема: Из одного слова - много слов.
Занятие №11 Тема: Посуда.
Занятие №12 Тема: Животные и детеныши
Занятие №13 Тема: Что выросло на дереве.
После завершения логопедической работы по формированию навыков словообразования у детей с ОНР III уровня проведено повторное обследование
III этап: Контрольная диагностика уровня сформированности словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР III уровня.(Приложение 3)
Цель: Выявление уровня сформированности словообразовательных навыков у детей с ОНР III уровня после проведения работы по формированию навыков словообразования при помощи метода наглядного моделирования.
Для проведения повторного обследования взяты методики, которые использовались при первичной диагностики. Это задания: «Большой - маленький», «Кто у кого», «Он - она», «Скажи какой», «Назови действия». Цели этих методик остаются без изменения.
Сроки: две недели.
Методики для обследования сформированности словообразовательных навыков у детей в Подготовительной логопедической группе
Цель: выявление уровня сформированности словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Для обследования умения детей пользоваться способами словообразования были выбраны методики, которые помогут определить уровень сформированности навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня и помогут определить направления коррекционной работы.
Как известно, по словообразующей функции суффиксы делятся на две группы: суффиксы первой группы образуют от имен существительных не новые слова, а слова с добавочным значением - уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным, увеличительным. Суффиксы второй группы образуют от глаголов, имен существительных и прилагательных новые слова, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т.д.
Для выявления умения пользоваться суффиксами первой группы использованы задания образовать уменьшительную форму имени существительного от данного слова.
Для выявления умения детей пользоваться суффиксами второй группы использованы задания образовать от имен существительных новые слова, обозначающие профессии, названия детенышей животных, относительные прилагательные.
В ходе обследования словообразовательных навыков выявляется также умение детей образовывать слова с помощью приставок. Это задания на образование производных глаголов.
Приложение №1
Методика № 1 «Большой - маленький»
Цель: выявить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные
Методические указания: логопед кладет перед ребенком предметные картинки, просит назвать предметы если бы они были маленькими.
Материал: слова, предметные картинки
Кувшин - … Стакан - …Машина - …Грузовик - …
Чайник - …Ваза - …Лодка - …Шорты - …
Чашка - …Грузовик - …Самолёт - …Футболка - …
Тарелка- …Пароход - …Автобус - …Шуба - …
Критерии оценки:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания выполнены правильно в пределах 75 %, наличие самокоррекции.
2 балла - задания выполнены правильно в пределах 50 %, после стимулирующей помощи.
Приложение №1
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25 %, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10 % или не выполнены, отказы выполнения задания.
Методика № 2 «Кто у кого»
Цель: выявить умение образовывать названия детенышей животных.
Методические указания: логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением животных и их детенышей, ребенок должен правильно их назвать
Материал: слова, предметные картинки с изображением животных и их
детенышей.
У кошки один несколько
… …
у собаки … …
у курицы … …
у утки … …
у лисы … …
У коровы один несколько
… …
у козы … …
у льва … …
у волка … …
у птицы … …
Критерии оценки:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания выполнены правильно в пределах 75 %, наличие самокоррекции.
2 балла - задания выполнены правильно в пределах 50 %, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25 %, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10 % или не выполнены, отказы выполнения задания.
Методика № 3 «Он - она»
Цель: выявить умение образовывать названия профессий женского рода.
Методические указания: Логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением разнообразных профессий, просит назвать профессию, если ее выполняет женщина. Дает образец ответа.
Материал: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий:
Учитель - … крановщик - …
певец - … каменщик - …
воспитатель - … артист - …
портной - … повар - …
Приложение №1
продавец - …
проводник - …
Критерии оценки:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания выполнены правильно в пределах 75 %, наличие самокоррекции.
2 балла - задания выполнены правильно в пределах 50 %, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25 %, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10 % или не выполнены, отказы выполнения задания.
Методика № 4 «Скажи какой»
Цель: выявить умение образовывать относительные прилагательные.
Методические указания: логопед называет предмет, из чего он сделан, ребенок образует прилагательное от существительного. Логопед дает образец.
Материал: словосочетания
Компот из яблок - …лист клена - …
горка изо льда - …кубик из дерева - …
салат из моркови - …шишка ели - …
суп из грибов - …куртка из кожи - …
варенье из малины - … стакан из стекла - …
Критерии оценки:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания выполнены правильно в пределах 75 %, наличие самокоррекции.
2 балла - задания выполнены правильно в пределах 50 %, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25 %, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10 % или не выполнены, отказы выполнения задания.
Методика № 5
Цель: выявление умения образовывать глаголы с помощью приставок.
Методические указания: логопед выкладывает перед ребенком картинки на которых изображены различные по характеру действия, ребенок должен их назвать.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий.
В клетку … (влетает) в стакан … (наливает)
из клетки … (вылетает) из стакана … (выливает)
Приложение №1
через дорогу …(переходит) на дерево … (влезает)
от дерева … (отходит) с дерева … (слезает)
к дому … (подъезжает) к дому … (подходит)
по лестнице … (поднимается) от дома … (уходит)
с лестницы … (спускается) в дом … (заходит)
Критерии оценки:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания выполнены правильно в пределах 75 %, наличие самокоррекции.
2 балла - задания выполнены правильно в пределах 50 %, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25 %, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10 % или не выполнены, отказы выполнения задания.
Работа по формированию навыков словообразования у детей с ОНР III третьего уровня в Подготовительной логопедической группе
Цель: Формирование навыков осознанного образования производных слов у детей с ОНР III уровня.
Работа по формированию навыков словообразования реализовывалась на индивидуальных и подгрупповых заданиях, которые проводились два три раза в неделю.
Усвоение первоначальных навыков словообразования начинается с I этапа. Основная задача этого этапа: различение на слух, а затем и самостоятельное употребление в речи существительных с уменьшительным значением (с суффиксом –ик, -к). Работа проводится на материале хорошо известных ребенку слов.
На этом этапе обучения большую роль играет активная помощь логопеда. В работе используются следующие приемы:
- сопоставление на слух разного звучания названий одних и тех же предметов, отличающихся размером с использованием парных картинок или реальных предметов («покажи шар, шарик»);
- совместное проговаривание;
- отраженное проговаривание;
- договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово («Это шарик или шар?»).
Ведущей задачей II этапа обучения по развитию словообразования является освоение практических навыков словообразования.
Для выработки необходимых навыков используются следующие приемы:
- интонационное выделение значимой морфемы;
- использование наглядности (предметов, картинок);
- наглядная демонстрация действий;
- практические действия с предметами;
- хоровое и индивидуальное проговаривание;
- выделение заданной морфемы из нескольких (хлопни, когда услышишь приставку по-);
- составление предложений с мотивированным словом;
- игровые приемы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, отгадывание загадок).
Основной задачей III этапа работы по развитию навыков словообразования является практическое овладение сложными способами словообразования.
Содержание занятий включает в себя следующее: образование сравнительной степени прилагательных типа одно-, двухэтажный; прилагательных, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков; название профессий, спортсменов.
Поставленные задачи решаются при помощи игровых методов и приемов, введение элементов соревновательности, использования наглядных пособий, практических действий с предметами, наблюдения за объектами.
Формирование словообразования осуществляется последовательно-параллельно в три этапа:
I этап – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
II этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
III этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.Содержание I этапа логопедической работы
Существительные Прилагательные Глаголы
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами –к, -ик,
-ичк, -чик Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин 1. Дифференциация совершенного и несовершенного вида
2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные Прилагательные Глаголы
1.Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами –оньк,
-еньк, -ышек, -ышк2.Образование существительных с суффиксами –ниц- (сахарница), -ина-(виноградина) 1.Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –и- без чередования (коровий, лисий)
2. Образование относительных прилагательных с суффиксами –янн-, -ан-, -енн-, -н-.
3. Образование качественных прилагательных с суффиксом –оват-. 1. Образование глаголов с приставками в-, вы-, на-, вы-.
2. Образование глаголов пространственного значения с приставкой при-.

Содержание III этапа логопедической работы
Существительные Прилагательные Глаголы
Образование названий профессий женского рода 1.Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –и- с чередованием (волчий, собачий, медвежий).
2. Образование относительных прилагательных с суффиксами –н-, -янн-,
-енн-, -ан-, -ат-.
3. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных с суффиксом –еньк-.
4. Образование прилагательных с суффиксами –ющ-, -чив-, -лив-. Образование глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, по-, под-, от-, пере-, за-, до-.
Для формирования продуктивных словообразовательных моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой. Закрепление этой связи осуществляется на основе определения общего, сходного звучания слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее звучания.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
- сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
- сравнение родственных слов: определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процессе лексико-семантических упражнений, закрепление словообразовательных моделей, их генерализация в дидактических играх и упражнениях.
П.В.Туманова в работе «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» предлагает наряду с традиционными методами формирования практических способов словообразования, начиная со второго года обучения детей III уровня ОНР на индивидуальных, подгрупповых, а затем и фронтальных занятиях вводить специальные упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор.
Вся работа в этом направлении разделена на два этапа:
I этап – ориентировочно-исследовательская деятельность детей.Основной задачей этого этапа работы является выявление наиболее общих правил словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей.
В содержании этого этапа можно выделить два направления:
Задача первого направления – формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов.
Здесь используется метод бинарного (парного) противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта. Исходное и производное слово ребенок при сравнении выкладывает соответственно длинными и короткими полосками, действия проговариваются. Затем одинаково звучащая часть слова (корень) выделяется интонационно и графически (заштриховывается).
Задача второго направления - формирование речемыслительного уровня антиципации (обобщения), обобщенности восприятия морфем. В результате дети должны осознать морфему как отдельный языковый знак.
Для этого необходимо:
1 – закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;
2 – закрепить умение выделять в них корневые морфемы;
3 – научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы;
4 – отметить изменение, которое произошло с реальными предметами;
5 – сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;
6 – показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей (словообразовательные «уравнения»).
II этап – формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.Задачи этого этапа:
1 – закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
2 – продолжить формировать у ребенка обобщающее значение словообразовательных морфем;
3 – научить его сравнивать между собой словообразовательные модели;
4 – выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);
5 – сформировать понимание обобщенности производящей основы для нескольких производных наименований;
6 – закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.
В результате проведения подобной работы с использованием специальных упражнений, наглядно моделирующих словообразовательные отношения на основе материализованных опор, дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии, как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки необходимо закреплять в контекстной речи детей.
Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством.
Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям, которые являются существенными для познаваемого объекта.
Метод наглядного моделирования позволяет зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (наглядно-образное мышление).
Метод наглядного моделирования при формировании навыков словообразования поможет детям с общим недоразвитием речи образно представить морфемный состав слова; используя заместители морфем, научиться определять общую корневую часть и словообразовательный аффикс; определять позицию словообразовательного аффикса; соотносить словообразовательную модель с производным словом.
С помощью метода моделирования формируется умение анализировать языковый материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка.
Приложение №2
Фрагмент занятия № 1
«Какое слово длиннее»
Цель: формирование предварительной ориентировки детей в формально- семантической структуре слов на основе длины слогового контура путем их бинарного противопоставления.
План:
1. Логопед предлагает ребенку предметные картинки: « пожар» и «пожарник», « двор» и «дворник», « лес» и «лесник».2. Логопед просит разложить картинки по парам, назвать их, назвать короткое слово и длинное. При этом слова маркируются соответственно короткими и длинными полосками.
3. Логопед просит ребенка закрыть глаза, смешивает все картинки и полоски. Ребенок раскладывает картинки и полоски в парном порядке объясняя свои действия.
Фрагмент занятия № 2
« Мы похожи»
Цель: формирование предварительной ориентировки детей в морфемной структуре слова путем бинарного противопоставления на основе звукового сходства пар родственных слов.
План:
1. Логопед предлагает ребенку парные картинки: «пожар» и « пожарник», «лес» и «лесник», « двор» и «дворник», просит назвать первую пару и сравнить слова по значению.2. Логопед повторяет слова интонационно выделяя коренную часть, просит определить какая часть слова звучит одинаково: начальная или конечная.
3. Ребенок заштриховывает полоски: короткую полоску целиком, длинную только начало (часть которая звучит одинаково).
4. Аналогичным образом проговариваются остальные пары слов, выделяются интонацией, графически их корневые части.
Фрагмент занятия №3
«Маленький помощник»
Цель: закрепить умение детей выделять в словах корневую морфему, научить выделять словообразовательный аффикс.
План:
1. Логопед предлагает ребенку две картинки : «пожар» и « пожарник» и просит назвать их, подобрать полоски - маркеры с штрихом. Просит назвать общую часть слав.
Приложение №2
2. Полоски накладываются друг на друга, отрезается не заштрихованная часть длиной полоски.
3. Логопед обращает внимание на ребенка на то что длинное слово также как и длинная полоска состоит из двух частей: «пожар» и « ник».
4. Логопед выкладывает перед ребенком словообразовательное «управление» картинка «пожар» + карточка - символ (не заштрихованная часть полоски)= картинка «пожарник». 5. Слова проговариваются выделяется интонационно одинаковая часть, уточняется как звучит кусочек слова, который помог назвать правильно профессию.
Фрагмент занятия № 4
«Составь слово»
Цель: научить детей самостоятельно конструировать продуктивные, словообразовательные модели по аналогии, закреплять умение выделять словообразовательный аффикс.
1. Логопед предлагает ребенку специальное панно для «записи» словообразовательных управлений с помощью предметных картинок и карточек символов с выложенной моделью образования слова «пожарник».
Ребенок вспоминает, как получилось новое слово, от какого короткого слова оно образовано, и какой кусочек к нему добавили, его место в словообразовательной модели.
3. Логопед предлагает по аналогии выстроить другие уравнения с картинками «лес» и «лесник», «двор» и «дворник». Ребенок выкладывает схемы, определяет место каждой части уравнения.
4. Логопед нарушает порядок частей в словообразовательных уравнениях и прости ребенку исправить ошибку, комментируя свои действия.
5. Уточняется, какой кусочек слова всегда повторяется, его место в словообразовательном уравнении.
Фрагмент занятия №5
«Дополни схему»
Цель: закреплять умение выделять корневую морфему и словообразовательный аффикс, формировать обобщенное восприятие словообразовательных морфем.
План:
1. Логопед предлагает панно с выложенными неполными словообразовательными «уравнениями» где отсутствуют картинки с изображением людей различных профессий.
2. По заданию логопеда ребенок выкладывает недостающею картинку, называет все части схемы, объясняет значение нового слова.
Приложение №2
3. Логопед предлагает другие варианты деформированных «уравнений», где отсутствует короткое слово, карточка- символ . Ребенок выкладывает недостающие карточки, называет все части схемы, объясняет свои действия.
4. Логопед уточняет, как звучит словообразовательный аффикс, уточняется его значение.
Фрагмент занятия №6
«Будь внимателен»
Цель: Закреплять умение самостоятельно конструировать продуктивные модели и выделять в словах словообразовательный аффикс.
План:
1. Логопед предлагает ребенку послушать слова и дает задание поднимать флажок, когда прозвучат слова с частичкой «ник».
2. Логопед прости ребенка повторить все слова с частичкой «ник», предлагает соответствующие картинки: «огородник», «дачник», «мясник».
3. Логопед предлагает ребенку внимательно вслушаться в эти слова и назвать те, от которых они образованны, дает соответствующие картинки: «огород», «дача», «мясо».
4. Логопед уточняет, какую частичку надо добавить к короткому слову, чтобы получилось новое слово и какой карточкой она обозначается.
5. Ребенок самостоятельно выкладывает схемы слов «огородник», «дачник», «мясник».
Фрагмент занятия №7
«Научись сравнивать»
Цель: научить детей сравнивать между собой словообразовательные модели.
План:
1. Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные «уравнения»:
Картинка «дача» + карточка - символ = картинка «дачник».
Картинка «дача» + карточка - символ = картинка «дачница».
2. Ребенок определяет, какие картинки в схемах одинаковы, а какие отличаются.
3. Логопед произносит производимые слова, выделяя голосом корневую часть, затем - суффиксальную.
Ребенок определяет, какая часть слов звучит одинаково, а какая часть слов звучит по-разному.
4. Логопед просит ребенка показать место каждой части слов в схеме, заштриховать по-разному звучащие части (карточки- символы).
Приложение №2
Фрагмент занятие №8
«Составь схему»
Цель: закрепить умение ориентироваться в морфемном составе слов, познакомить с префиксальным способом образования слов.
План:
1. Логопед предлагает ребенку картинку «птичка летает» и «птичка подлетает к гнезду».
2. Логопед предлагает точно назвать действие птички: «летает», «подлетает». Предлагает сравнить слова по длине.
3. Логопед выкладывает под картинками короткую и длинную полоски, интонационно и графически выделяет одинаково звучащие части слов.
Полоски накладываются друг на друга, отрезается не заштрихованная часть длинной полоски.
4. Логопед обращает внимание на то, что длинное слово также как и длинная полоска состоит из двух частей. Уточняется какая часть добавляется к короткому слову, чтобы получилось новое, ее место в схеме.
5. Ребенок с помощью логопеда выкладывает словообразоваетльное «уравнение»
Карточка - символ + картинка «птичка летает»= «птичка подлетает к гнезду».
6. Уточняется, как звучит кусочек слова, который помог создать новое слово-действие, его место в схеме.
Фрагмент № 9
«Научись сравнивать»
Цель: закреплять умение сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять словообразовательные префиксы.
План:
1. Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные «уравнения»:
Карточка - символ + картинка «птичка летает = картинка «птичка подлетает к гнезду».
Карточка -символ + картинка «птичка летает» картинка «птичка вылетает из клетки».
2. Логопед предлагает сравнить схемы, назвать одинаковые картинки и слова.
3. Логопед называет производные слова - действие, выделяя голосом словообразовательные префиксы.
4. Ребенок находит их место в схеме, определяет их различное звучание, закрашивает карточки- символы, обозначающие разными цветами.
Приложение №2
Фрагмент № 10
«Из одного слова - много слов»
Цель: закрепить умение ориентироваться в морфемном составе слов, выделять словообразовательные префиксы.
План:
1. Логопед предлагает ребенку предметные картинки: «птичка подлетает к гнезду», «птичка летает», «птички улетает из гнезда», «птичка залетает в клетку», «птичка вылетает из клетки», просит назвать действия птички.
2. Выделяется общая корневая часть, словообразовательные префиксы, карточки - символы обозначающие разные приставки раскрашиваются разным цветом.
3. Ребенок совместно с воспитателем выкладывает словообразовательное уравнение:
Карточки символы разных цветов
у картинка «улетает»
под + карточка «летает» картинка «подлетает»
за картинка «залетает»
вы картинка « вылетает»
4. Ребенок наглядно видит, как из одного слова может получиться много слов
Фрагмент занятия № 11
«Посуда»
Цель: закреплять умение детей самостоятельно конструировать продуктивные словообразовательные модели, выделять словообразовательный аффикс.
План:
1. Логопед предлагает ребенку предметные картинки вперемешку : «хлеб», «салатница», «сахарница», «хлебница», «салат», «сахар». Просит назвать картинки, разложить их парами.
2. Ребенок по заданию логопеда называет все короткие слова и все длинные раскладывает их по парам.
3. Выделяется общая часть «ница», определяется ее место в производных словах.
4. Ребенок самостоятельно выкладывает на панно схемы слов
картинка «хлеб»+ карточка- символ = картинка «хлебница».
Приложение №2
картинка «салат» + карточка -символ = картинка «салатница».
картинка «сахар»+ карточка - символ = картинка «сахарница».
Уточняется какая частичка помогла правильно назвать посуду.
Фрагмент № 12
«Животные и детеныши»
Цель: познакомить с продуктивными способами образования слов названий детенышей животных, закреплять умение самостоятельно конструировать словообразовательные модели.
План:
1. Логопед предлагает ребенку картинку «тигр» и «тигренок», просит их назвать, выделить короткое и длинное слово, назвать часть слова, которая звучит одинаково.
2. Выделяется словообразовательный аффикс его место в производном слове.
3. Ребенок выкладывает на панно словообразовательное уравнение картинка «тигр» + карточка - символ = картинка «тигренок».
4. Логопед называет слова- названия животных и их детенышей (с частичкой «енок»). Ребенок по заданию воспитателя поднимает флажок только тогда, когда слышит название детенышей с частичкой «енок».
5. Логопед просит их повторить уточняет какая частичка слов помогла образовать названия детенышей.
Фрагмент занятия № 13
« Что выросло на дереве»
План:
1. Логопед предлагает ребенку знакомые пары картинок : «дачник»- «дачница», «птичка подлетает к гнезду», «птичка вылетает из клетки» и к ним предметные картинки : «дача», «птичка летает».
2. Логопед просит к парам картинок подобрать соответствующие изобретение.
3. Ребенок подбирает к картинкам «дачница» и «дачник» картинку «дача».
4. Логопед предлагает ребенку новое панно. На нем изображено дерево с прорезами для картинок.
5. Логопед вставляет в основание дерева картинку «дача» в крону дерева - картинки «дачник» и «дачница».
6. Уточняется, из какого кроткого слова выросло два новых слова.
7. Аналогично выстраивается словообразовательные «деревья» для остальных слов.
Приложение №2
Аналогичная работа по формированию словообразовательных умений и навыков с использованием наглядных моделей проводилась на следующем лексическом материале: существительные с суффиксом «ник» (печь – печник, школа – школьник, ключ – ключник); относительные отыменные прилагательные с суффиксом «ов» (слива – сливовый, лук – луковый, горох – гороховый, рис – рисовый, сад – садовый, дуб – дубовый, береза – березовый, липа - липовый); приставочные глаголы со значением законченности и пространственной направленности действия (бежал – убежал, выбежал, забежал, нес – унес, вынес, занес).Приложение№3
Контрольная диагностика уровня сформированности навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Цель: Выявление уровня сформированности словообразовательных навыков у детей с ОНР III уровня после проведения работы по формированию навыков словообразования при помощи метода наглядного моделирования.
Для проведения повторного обследования взяты методики, которые использовались при первичной диагностики. Это задания: «Большой - маленький», «Кто у кого», «Он - она», «Скажи какой», «Назови действия». Цели этих методик остаются без изменения.
- результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации:
1 балл: Задания выполнены в пределах 25%, после стимулирующей помощи.
2 балла: Задания выполнены правильно в пределах 50%, наличие самоконтроля.
З балла: Задания выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции и самоконтроля.
4 балла: Задание выполнены на 100%.