Национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане (9класс)


Предмет История Казахстана
Класс 9 «А»
Дата:

Тема
Национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане


Цель обучения
Оценивание неизбежности национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.

Задачи
Образовательная: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;
Развивающая: развивать дедуктивное, логическое мышление, монологическую речь, умение выстраивать причинно-следственные связи, умение аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих «Национально-освободительное движение 1916 г.»;
Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев «Национально-освободительного движения 1916 г.» проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитать патриотизм и активную жизненную позицию.

Ожидаемый результат
Учащиеся будут знать:
два центра восстания (А);
руководителей восстания (А);
основные события восстания 1916 года (А);
Учащиеся будут уметь:
показывать по карте основные центры восстания и места важных сражений (В);
составлять хронологическую таблицу «Ход национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане» (В);
определять причины поражения восстания;
определять историческое значение восстание (В);
сравнивать особенности двух очагов восстания 1916 года в Казахстане (С);
выражать свое отношение к деятельности восставших, а также царской администрации и карателей (С);

Методы:
Технология «критическое мышление».

Языковые цели (новые слова)
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
«национально-освободительное движение», «радикальная партия», «революционно-демократическая партия».

Тип урока:
Изучение нового материала.

Ключевые идеи:
Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело все казахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.

Материальное обеспечение:
Ресурсы, оборудование,
Учебник М.Козыбаев, К.Нурпеис, К.Жукешев «История Казахстана» 9 класс, слайдовая презентация, карта «Национально-освободительное движение 1916 г.», портреты руководителей движения, картина «Национально-освободительное движение 1916 года».
Интерактивная доска, слайды, распечатанные исторические документы; учебники. тетради


Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дифференциация
Оценивание

1. Оргмомент
3 мин
1.Приветствует учеников, проверят присутствующих
1.Дежурные называют отсутствующих
Дифференциация на основе подготовки учащихся:
А- уровень знания и понимания;
В – уровень применения;
С – анализ, синтез, оценивание




2 психологический настрой.
2.Настроение на стикерах.



вызов


«Мозговой штурм». Знакомство со стихотворением:
Пою я про грозный шестнадцатый год, И сразу припомнилось: в синих туманах Пожар бушевал над родным Казахстаном, И сразу я вспомнил, как смелый народ Пошел на царя и на баев в поход, Под знамя того, кто не трусил беды, - Чапая казахского - Амангельды. Джамбул Джабаев
Какова суть этого стихотворения? Какие события в истории Казахстана оно отражает? Можем ли мы понять события, которые произошли почти сто лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Тема нашего сегодняшнего урока – «Национально-освободительное движение 1916 г.». На сегодняшнем уроке мы попытаемся восстановить хронологию событий движения, особенности центров борьбы, результаты движения, выработать свою точку зрения на эти события.
2. Выполните задание, которое называется «Понятийное колесо». Ключевое понятие – восстание.



2.Актуализация знаний
8 мин
Предлагает выполнить задание 1. Соотнесите имена и высказывания.

Выполняют задание
Критерии успеха:
Каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 4 балла
От 0 до 4 баллов - «2»;
От 5 до 9 баллов – «3»;
От 10 до 13 баллов – «4»;
От 14 до 17 баллов – «5»



Предлагает выполнить задание 2. Определите кто принадлежал к либерально-демократической интеллигенции, а кто - к революционно демократической
Выполняют задание
Критерии успеха:
Каждый правильный ответ – 1 балл; максимально – 8 баллов





Предлагаетвыполнить задание 3. Найдите и исправьте ошибки
Ученики выполняют задание
Критерии успеха:
Каждый правильный ответ – 1 балл; максимально – 5 баллов.


3.Переход к изучению нового материала
3 мин
1.Обращает внимание учеников на план изучения восстания, составленный на предыдущем уроке и предлагает выяснить, какие вопросы из плана еще не были изучены и определить тему урока.
1.Работают с планом и определяют, с какими пунктами предстоит работать на уроке, определяют тему урока





2.Предлагает ученикам определить задачи урока
2.Определяют «критерии успеха»



4.Изучение нового материала
22 мин
1.Группе учеников учитель дал опережающее задание: Составить календарь основных событий в главных центрах восстания 1916 года в Казахстане. Учитель предлагает им познакомить класс с результатами своей работы.
1.Презентуют свою работу.
Опережающее задание было дано ученикам уровня «С» (сильные)
Одноклассники оценивают работы: «Сэндвич с похвалой»



2.Организует работу по сравнению Семиреченского и Тургайского центров восстания
2.Сравнивают Семиреченский и Тургайский центры восстания. Выявляют различия
Уровень «В» и «С»
Обратная связь «Светофор»



3.Организует работу учащихся с историческим документом: «Телеграмма командующего войсками казанского военного округа»
Работают с историческим документом и отвечают на поставленные вопросы
Уровень «А» читают документ и могут сказать, о чем он.
Уровни «Б» и «С» отвечают на вопросы.




4. Учитель организует работу учащихся по группам:
1 группа: определить итоги движения 1916 года;
2 группа: определить причины поражения восстания 1916 года;
3 группа: определить историческое значение восстания 1916 года;
4 группа: работа с отрывком из статьи Турара Рыскулова «История борьбы за освобождение Востока»
Ученики выполняют задание, оформляют постеры и презентуют свою работу.
Дифференциация в группах в зависимости от способностей учеников (умеют рисовать, красиво писать, формулировать свои мысли, коммуникативные способности)
Обратная связь «Светофор»

5.Закрепление нового материала
7мин
Учитель предлагает вставить в предложения пропущенные слова.


Напишите 5-минутное эссе

Ученики вставляют пропущенные слова


Напишите 5-минутное эссе «Историческое значение восстания 1916 года».


Стратегия Закончите предложение»
«Эссе»

6. Домашнее задание
1 мин
Учитель объясняет домашнее задание
Ученики записывают домашнее здание
Уровень «А»: прочитать § 4; знать основные события восстания, называть руководителей восстания;
Уровень «В»; ответить на вопросы 1-3;
Уровень С: ответить на вопрос 4, по желанию написать эссе от имени участника или свидетеля восстания 1916 года.


7. Подведение итогов урока
2мин
Учитель подводит итоги урока, организует обратную связь; оценивает работу учеников.


Стратегия «Ветровое стекло»









ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание 1. Соотнесите имена и высказывания:
А.Бокейханов;
Т.Рыскулов;
А.Байтурсынов;
М.Дулатов.

После 1899 г. этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи.
Казахи должны быть на фронте, наране с другими нациями, с орудием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным.
Согласившись идти, джигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие.
Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?



Задание 2. Определите кто принадлежал к либерально-демократической интеллигенции, а кто - к революционно демократической:
А.Бокейханов;
Т.Рыскулов;
Т.Бокин;
С.Сейфуллин;
А.Байтурсынов;
М.Дулатов;
С.Мендешев;
А.Джангильдин.

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки:
XIX в. в истории Казахстана характеризуется его полным переходом в подданство Китая.
В начале XX в. Казахстан стал одним из промышленных регионов общероссийского хозяйственного комплекса.
Казахская либерально-демократическая интеллигенция примкнула к национально-освободительному движению.
Казахская революционно-демократическая интеллигенция считала, что для казахского народа безопаснее выполнить царский указ.
Причиной восстания 1916 г. cтал царский указ от 25 июня 1916 г.
По своему характеру восстание 1916 г. было буржуазно-демократическим.
Главной движущей силой восстания 1916 г. стали рабочие и городская беднота.

Алгоритм изучения восстания:
Причины восстания.
Цели восставших.
Движущие силы.
Ход восстания.
Причины поражения восстания.
Историческое значение восстания.

План изучения нового материала:
Семиреченский центр восстания.
Тургайский центр восстания.
Итоги движения.
Причины поражения.
Историческое значение.


Предварительное задание: сравнить Семиреченский и Тургайский центры движения.
Тургайский центр
Семиреченский центр

Июль 1916 г. – Амангельды Имановв и Абдагафар Джанбосынов начали собирать разрозненные казахские отряды в единую армию.
Сентябрь 1916 г. - Тургайском уезде Амангельды Иманов создал большой повстанческий отряд.
Октябрь 1916 г. – в Тургайском и Иргизском уездах насчитывалось до 20 повстанческих отрядов по 2-3 тысячи человек.
Октябрь 1915 г. повстанцы осадили село Карабутак, атаковали карательный отряд районе озер Кожеколь и Татыр.
23 октября 1916 г. – 15 тыс. повстанце под командованием И.Иманова осадили город Тургай.
Ноябрь 1916 г. – число восставших достигло 50 тыс. человек. Повстанцы почти полностью парализовали местный колониальный аппарат
Экспедиционный корпус под командованием генерала Лаврентьева начал наступление с трех сторон – из Кустаная. Актюбинска и Челкара.
6 ноября 1916 г. – попытка взять штурмом Тургай до прихода карательных отрядов закончилась неудачей.
16 ноября 1916 г. – повстанцы районе почтовой станции Тонкойма атаковали карательный отряд. Каратели вступили в Тургай.
Вторая половина ноября 1916 г. – основная масса повстанцев сосредоточилась в Батпак-Каре и в песках Аккум. Из Самары выступила новая карательная экспедиция генерала Макарова.
30 ноября 1916 г. – около 6 тыс. повстанцев выступили на встречу отряду полковника фон Розена.
Начало 1917 г. – Амангельды возобновил антиколониальную борьбу.
22-24 февраля 1917 г. – последнее сражение с карателями в местности Дугал-Урпек.
20 июля 1916 г. – генерал А.Куропатскин назначен генерал-губернатором Туркестанского края.
16 июля 1916 г. – восставшими был убит волостной управитель Корамской волости.
3 августа 1916 г. – в долине реки Асы отряд повстанцев напал на отряд помощника уездного начальника Хлыновского.
6 августа 1916 г. – в урочище Самсы восставшие окружили карательный отряд.
8 августа 1916 г. на Аксуйском джайляу состоялся казахско-киргизский съезд.