Балеты «Яг-Морт»,«Войпель», концерт-спектакль «Парма Мойд» поставленные по легендам и преданиям народа Коми.


Для учащихся 8-11 классовСоставлено: Ордина Анна Сергеевна, педагог дополнительного образованияБалеты «Яг-Морт»,«Войпель»,концерт-спектакль «Парма Мойд» поставленные по легендам и преданиямнарода Коми.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»г. Инта, 2016 Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Либре́тто (из итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое содержание сюжета спектакля. Яг-Морт высок, как добрая ель. Яг-Морт черен, как уголь в печи. Не плачь, сынок, придет Яг-Морт, Будешь плакать — съест тебя (из народных песен) Огромный успех выпал на долю первого национального коми балета Я. Перепелицы «Яг-Морт» («Лесной человек»). Впервые поставленный в 1961 году, этот балет считается классикой коми национального искусства. Он основан на народных сказаниях, рассказывает о торжестве человеческого разума над темными силами, о могучей силе любви. Постановка балета «Яг-Морт» стала значительным событием в культурной жизни республики. В основу балета положено коми сказание о Яг-Морте - лесном чудище и колдуне, который приносит людям горе и страдания. В балете появляется персонаж Ёма (баба Яга в коми сказках), которая влюблена в Яг-Морта и ревностно оберегает его; Появились лешие, водяные, лесные звери, которые находятся на службе у Яг-Морта. 33 года спустя после создания первогонационального балета «Яг-Морт» композиторМ.Герцман и балетмейстер В.Миронов обращаются кдругому персонажу коми мифов – Войпелю(северный ветер), и создают второй балет по национальным мотивам.«Войпель» Во́йпель (др.-перм. Войпель) — божество в мифологии коми.Идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины. Его половая принадлежность вызывает у исследователей вопросы: одной стороны, из фольклора народов коми следует, что Войпель — божество женского рода, однако его имя происходит от словосочетания «лесной дед, дедушка» — «вöр пöльö». Кроме того, ещё в начале ХIХ века у коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» в значении «мужчина». Войпель был могущественным божеством, который благосклонно относился к людям. Считалось, что Войпель не любит шума, поэтому охотникам стоило не шуметь на охоте, иначе их мог замести снежный вихрь.В горах горный дух Шуа — ипостась Войпеля — мог превратить шумного путника в камень. Премьера балета «Войпель» состоялась 9 октября 1994 года в республиканском театре оперы и балета. В основе сюжета – классический любовный треугольник. Мифологический образ стихии – северный, суровый ветер (Войпель) влюбляется в деревенскую девушку Марпу. Но она любит обычного парня Романа, а бестелесного Войпеля отвергает. В мифологическом персонаже показано человеческое начало. Войпель раскрывается в своем финальном танце, в котором выражает страдание и одиночество, и все же самым последним движением говорит, что он вечен и надеется, что кто-нибудь его полюбит. В балете «Войпель» балетмейстер Виктор Миронов и композитор Михаил Герцман решили соединить классический танец и модерн, причем с приближением к народным истокам. Государственный ансамбль «Асъя кыа» бережно хранит народные традиции и профессиональное творчество композиторов и музыкальных деятелей.«Асъя Кыа» - «Утреняя заря» Ансамбль «Асъя кыа» по праву является «визитной карточкой» самобытной культуры северной российской республики.История ансамбля «Асъя кыа» — это творчество многих композиторов, балетмейстеров, фольклористов, художников, дирижеров, хормейстеров. «ПАРМА МОЙД» («Таежная сказка») (пост. В. Морозов). Концерт-спектакль в 4-х действиях по легендам и преданиям народа коми, в котором органически взаимодействуют поэзия и музыка, пластика и символика, пение и хореография. Это добрая красочная сказка сказок, сказочное ожерелье. Начинаясь в языческом XIV веке, повествование ведет нас в наши дни. В создании музыки к этому спектаклю В.Морозов опирался на все три фольклорных пласта Коми: Вычегодско-Сысольский, Вымско-Удорский, Ижмо-Печорский. Домашнее задание:Прочитать оду из Коми сказок, легенд, которые изучили на сегодняшнем занятии.Написать либретто на оду к прочитанной сказке. (10 – 15 предложений ).3. Узнать какие ещё программы связанные с культурой народов коми входят в репертуар ансамбля «Асъя кыа» ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:Из истории балетной труппы государственного театра оперы и балета республики коми. (Методическое пособие для студентов по предмету «История искусств»)http://www.komi.com/folk/komi/107.htmhttp://www.komiopera.ru/ http://filarmoniakomi.ru/asya-kya/https://ru.wikipedia.org/wiki/Балетhttps://yandex.ru/images/search?text=Картинки%20к%20балету%20яг%20мортhttps://yandex.ru/images/search?text=Картинки%20к%20балету%20войпельhttps://yandex.ru/images/search?text=Картинки%20асъя%20кыа Спасибо за внимание!