Конспект внеурочного занятия на тему Наше здоровье: Физическое и психическое равновесие


Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области




КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НА ТЕМУ «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»
РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЯ И.В. МОКШАНОВОЙ

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- расширять знания по вопросам психических и физических возможностей человека; учить искусству жить;
- заинтересовать обучающихся изучением специальной литературы по теме;
- дать конкретные рекомендации по вопросам сохранения здоровья;
- развивать у обучающихся умение создавать самим себе душевный комфорт;
- формировать социальные навыки;
- обсудить причины человеческих недугов.




Форма проведения: Круглый стол; тестирование; тренинг.

Необходимое оборудование: литература по теме; распечатанные рекомендации, анкеты; оформленные высказывания знаменитых людей; набор фотографий, картин, картинок с изображением человеческих чувств и эмоций.





ПРОВЕДЕНИЕ: 23 марта 2017 г.
Воспитатель – Чеснокова Т.В.
«Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что
такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит». Леонардо да Вuнчu

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Вступительное слово воспитателя
- Если начинать наш разговор с девиза встречи, то как бы вы ответили на первый вопрос? Какое определение человеку вы дадите?
Возможные ответы обучающихся:
- Думаю, что человек - это самое ценное, что есть на Земле. В его силах все, даже преобразование самой природы.
- Мне кажется, человек - это самое прекрасное и, пожалуй, самое загадочное, что создала природа. Ведь он, в отличие от всего того, что есть в природе, существо разумно мыслящее.
- А вот я сказал бы, что это разумно мыслящее существо мыслит разумно далеко не всегда. Человек рожден для того, чтобы не только преобразовывать природу, но и для того, чтобы распорядиться теми ее сокровищами, которые она ему уже дала. Но ведь для этого он должен быть и умным, и сильным, и здоровым. А всегда ли человек разумно относится к своему здоровью?
Воспитатель. Верно. Создание природы под названием «здоровый человек» мы встречаем в наши дни не так часто. Что же это такое - наше здоровье? Как его сохранять?
Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Углубление в тему
Воспитатель. Итак, ответьте на вопрос: Что подразумевает понятие «здоровье»?
Ответы обучающихся:
- Это такое состояние организма, когда у тебя ни чего не болит.
- Но большинство людей болеет довольно часто. Так что я думаю, что здоровье - это временное состояние, своеобразное затишье между болезнями
- А я думаю, что это такое состояние, которое ты просто не ощущаешь. Оно (здоровье) просто у тебя есть, и ты о нем не задумываешься. Например, если голова не болит, ты даже не обращаешь на это внимание. А вот если заболит
- А я уверен, что это то, над чем надо трудиться всю жизнь. Н.М. Амосов, видный ученый, известный хирург, кибернетик, писал: «Здоровье нужно добывать самому тренировкой. Потому что здоровье это «резервные мощности» органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках физических и психических, а также, чтобы не заболеть, а заболев, по возможности не умереть».
- Думаю, это то, что становится для нас целью, когда мы его теряем. Вот у меня нашли гастрит, и я теперь, хоть и очень люблю чипсы, стараюсь их не есть, потому что знаю, как потом будет болеть желудок.
Воспитатель. Сохранение здоровья должно стать целью человека. Но часто этого не происходит. И ведь людей умных, понимающих, осознающих важность проблемы достаточно много. Казалось бы, все понимаешь, осознаешь, так и занимайся серьезно вопросами своего здоровья. По крайней мере, люди умные были бы здоровыми. Однако, все обстоит далеко не так. В чем же дело?
Ответы обучающихся:
- Обычно все ссылаются на отсутствие характера и безволие.
- Целей в жизни много. Надо все успеть осуществить. А времени нам постоянно не хватает. Вот и получается, что экономим на здоровье.
- Думаю, что многим людям просто не хватает настойчивости. Поддерживать свое здоровье, форму - это процесс довольно длительный. Проще сделать то, на что не приходится затрачивать много времени, а результат получаешь быстрый и приятный.
Воспитатель. Мы нередко жалуемся на то, что нашему здоровью вредят всевозможные неблагоприятные внешние воздействия, плохая экология. Однако все чаще приходим к справедливому выводу о том, что неразумное поведение самого человека становится более распространенной причиной его недугов. Сюда можно отнести: нежелание вести подвижный образ жизни, лень, недостаточная забота о гигиене, свежем воздухе, правильном питании, чистой воде, режиме труда и отдыха, вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики, другие излишества) и т.д.
Так в чем же состоит это искусство - жить здоровым?
Ответы обучающихся:
- Если обратить внимание на девиз нашей встречи, то я сказал бы, что это искусство состоит еще и в «согласии стихий», стихий нашего тела и души, стихий физических и духовных.
- Не только от питания и движения зависит наш организм. От состояния нервной системы тоже. Важно состояние нашего духовного мира.
- Начиная говорить об этом, я бы прежде всего упомянул важность бодрости духа, настроения человека, его умения радоваться жизни, быть счастливым. Все это полезно и для здоровья.
- Согласен с тобой. Я, например, считаю, что не стоит портить себе настроение и жизнь из-за пустяков: Лучше посмеяться над ерундой или оставить ее вообще без внимания. Этим ты сохранишь нервную систему, клетки которой, как мы уже знаем, не способны восстанавливаться, бодрость духа и состояние если и не счастья, то, по крайней мере, спокойствия.
Ученик 5. Люди унылые редко бывают здоровыми. Жизнелюбие и жизнерадостность тоже отгоняют от нас всевозможные болезни, эти замечательные человеческие свойства помогают нам ощутить радость жизни и самого здоровья.
Воспитатель. Да, ребята, соглашусь с вами. «Радость, делая человека все чувствительнее к каждому биению жизни, укрепляет тело», - писал И.П. Павлов.
Бодрое и веселое настроение - лучшее лекарство от всех болезней. Иногда оно заменяет даже отдых. Ведь человек душевно здоровый, жизнелюбивый и с чувством юмора «...в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства». (Эпиктеm, римский философ).
И в народе говорят, что «в лечении там успех, где шутка и смех». Потому что шутка ослабляет напряжение нервной системы, значит, она является отдыхом для организма.
Жизнь, как мы знаем, состоит из черно-белых полос. И удержаться на ее волнах человеку без чувства юмора довольно сложно. Юмор в нашей жизни - это что-то вроде спасательного круга. Советую всем за него держаться. Умейте находить в жизни приятное и смешное. Относитесь с чувством юмора к мелочам, не затрагивающим серьезно ваши жизненные планы или ваше здоровье. И вы будете счастливы. А тот, кто счастлив, убеждал В.Г. Белинский, - «тот добрый человек».
Обучающийся. Кстати, добрые слова, дела и поступки тоже способствуют укреплению здоровья: как своего - потому что добрых людей не съедает злость и зависть, так и чужого - ведь они приходят другим на помощь и в минуту боли физической, и в минуты душевного разлада. Доброе слово уже само по себе лечит (пример тому - участливое отношение врача к пациенту). Доброе слово - это уже поступок.
Воспитатель. Верно, ребята. Английский общественный деятель Уильям Пенн писал так: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом».
Говорят, что когда находишься рядом с добрым человеком, то даже легче дышится. «Вокруг теплой души всегда уютно», - говорят люди. А уютно, - значит, спокойно, без напряжения, ожидания зла и подлости.
Доброе человеческое отношение, участие спасло многих людей и от болезней, помогло некоторым из нас избавиться от вредных привычек (а значит, и не разрушить свое здоровье).
Давайте приведем примеры.
Обучающиеся вспоминают разные случаи из жизни.
Воспитатель. Теплота человеческого сердца его чудесное излучение действительно многим помогают жить и сохранять здоровье. Американский философ и писатель Р. Эмерсон сказал: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».
А сколько всего этого в нас самих? Хотите проверить?

Тест «Добры ли вы?» (Приложение 1)

Развитие темы. «Уровень тревожности»
Воспитатель. Доброта приносит нам чувство защищенности, спокойствия, которое зачастую называют надежным щитом здоровья. Спокойствие оберегает нервную систему, нагрузки у которой в наше непростое время достаточно велики. Ситуации стресса постоянно преследуют нас.
Часто затянувшееся чувство напряженности и тревожности, какого-то внутреннего дискомфорта приводит человека в кабинет психолога или психотерапевта. Но большинство из нас склонны рассматривать эти проблемы как нечто неизбежное. Но ведь из-за психологических проблем появляются расстройства физического плана, т.е. нарушается здоровье. Терапевты, к которым обращается больной, лечат его от конкретных недугов. А истинная причина нашего недомогания часто кроется во внутреннем дискомфортном чувстве, в нашем пессимизме и чувстве безысходности. Именно психотерапевты и психологи помогают нам справиться с нашим состоянием. А еще мы сами, когда пересматриваем наши взгляды и отношение к некоторым вопросам.
Когда уровень тревожности поднимается выше допустимого, человек может ощущать и учащенное сердцебиение, и нервную дрожь. Его преследуют бессонница, повышенный аппетит или его полное отсутствие и т.д.
Давайте проверим ваши уровни тревожности.

Проводится тестирование (Приложение 2)

«Сам себе психотерапевт»
Воспитатель. В чем же кроются причины наших повседневных стрессов?
Очень многие жалуются на перегруженность и недостаток времени, чтобы привести все в порядок: дела, мысли, здоровье и т.д. Вы, ребята, я знаю, посещаете различные кружки, спортивные секции. Некоторые из вас учатся в музыкальной или художественной школе. Кто-то уже начал готовиться к поступлению в институт или колледж. Да плюс еще основная учеба. Очень часто вам, как и нам, взрослым, приходится разрываться между множеством дел. Вы боитесь не успеть, не справиться, вызвать недовольство родителей Эти волнения и становятся причиной стресса.
Но и при таком раскладе вещей жизнь продолжается. И надо жить и бороться с таким состоянием. Некоторые взрослые и также дети обращаются к психотерапевтам. Другие, вняв разумным советам, стараются сами для себя выступить в этой роли.
Именно для тех, кто хочет взять себя в руки, быть, что называется, «самому себе доктором», американские специалисты разработали ряд полезных советов:
Необходимо выделить для себя главные жизненные цели. Осознать, что наиболее важно для вас, что необходимо сделать в первую очередь, обсудить этот вопрос с мамой и папой. Именно на этом сосредоточить свои усилия. Даже самые скромные достижения на вашем пути к цели повысят вашу уверенность в себе, а значит, и улучшат ваше душевное состояние.
Не оставайтесь один на один со своими проблемами. Появившееся чувство одиночества пройдет, если пообщаться с друзьями и близкими. Не замыкайтесь в себе. Поговорите, позвоните, посоветуйтесь. Это окажет лучшее действие, чем лекарство (или сигарета, алкоголь и т. д.). встряхнитесь и вспомните, что мир не без добрых друзей. Если вас не с кем обсудить свою проблему, позвоните по телефону доверия, и вас выслушают психологи (здесь можно дать ученикам номера детско-подростковых телефонов доверия в вашем городе).
Если причина стресса – конфликт, постарайтесь наладить отношения, помириться.
Людей эмоциональных, подверженных стрессу, часто раздражают ситуации вынужденного безделья (долгий путь в школу или на Подготовительные курсы, толкучка в транспорте, очереди и т. д.). Постарайтесь использовать это время для расслабления, отдыха. Почитайте книжку, помечтайте. Забудьте хоть на некоторое время о предстоящих заботах и волнениях. Не надо представлять себе заранее различные неприятности и переживать из-за них. Решайте проблему тогда, когда она реально возникнет.
Большое влияние на наш душевный комфорт оказывает оформление помещения, в котором мы находимся (живем, работаем, учимся). Если мы не всегда можем выбрать цветовую гамму для школьных помещений, то в домашней обстановке все в наших руках. Один ученый из Калифорнии после ряда исследований пришел к выводу, что «красный цвет возбуждает, он способствует выделению гормонов, поддерживающих стресс. Кроме того, замечено, - пишет он, - что дети чаще дерутся в помещениях с желтыми стенами». Так что лучше выбирать пастельные тона зелено-голубой гаммы, они производят успокоительное действие. Попросите маму с папой, например, повесить в вашей комнате голубые или салатовые занавески, а если есть возможность – переклеить обои.
Дома не играйте «в молчанку», обсудите свои проблемы с близкими. Не делайте это второпях. К концу рабочего дня все достаточно устали, поэтому могут возникнуть вспышки, ссоры из-за недопонимания вопроса. Лучше скажите маме или папе в выходной день, что вы хотите поговорить с ними. Помните, что, обсуждая проблему, вы уже начали решать ее.
Собеседники, особенно близкие вам люди, могут высказывать свое видение проблемы, свой взгляд на ее решение. Не надо быть самоуверенными – сразу все отвергать. Помните, что близкие желают вам добра. А не выслушав их и не поняв, вы рискуете умножить ваши конфликты (а значит, и ухудшить здоровье).
Продумайте более рациональный подход к организации своей жизни, распределению времени. Возможно, утром вам не хватает 15-20 минут, чтобы все пошло нормальным чередом. Так не проще ли вставать пораньше?
Смех и юмор должны стать вашими помощниками. Психологи считают, что полезно смотреть комедии всей семьей, потому что это значительно улучшает настроение и самочувствие.
Прекрасным видом психотерапии является музыка. Слушайте любимую музыку почаще, выбирайте в зависимости от настроения ту, которая вас успокаивает или, наоборот, бодрит.
Стресс хорошо снимается физическими нагрузками. Выполняйте регулярно упражнения, запишитесь в спортивную секцию.

Воспитатель. Один канадский психолог утверждает, что стресс возникает как следствие из-за несовпадения реальных условий жизни человека с его мечтами и идеалами. Помните об этом, старайтесь радоваться тому, что вы имеете.

Составляющие здоровья

Воспитатель. Что же такое – наше здоровье?
Если говорить языком физиологии, это так называемый гомеостаз, т.е. поддержание постоянства различных показателей организма. Имеются в виду температура, кровяное давление, уровень гемоглобина и число лейкоцитов, содержание сахара в крови и многое другое Болезнь же связана с отклонением этих показателей. Любое заболевание сосредоточено в клетках нашего организма. Эти клетки работают как маленькие химические фабрики. Но вдруг они чего-то недодают в процессе своей работы, а чего-то производят больше, чем требуется. Вот эти их сбои и приводят к болезням. При этом надо отметить, что по-настоящему ядовитых продуктов клетки не вырабатывают. Просто некоторые вещества в нашем организме проходят неполную обработку. А настоящие яды мы получаем с химией, курением, алкоголем и наркотиками.
Болезнь приносит нам тягостные физические ощущения, страдания, появляется страх перед болью и смертью (если все достаточно серьезно). Вот тут-то и вспоминается о здоровье. А не лучше ли подумать о нем пораньше, когда вы в состоянии его поддержать и укрепить?
Врач, конечно, лечит болезнь, спасает вас от недугов, излечивает. Но потом - это уже ваша забота задействовать все те «резервные мощности», которые помогут вам справиться с последующими недомо
·ганиями или вообще избежать их. «Мощность организма» увеличивается не лекарствами, а постоянной работой над собой: упражнениями, нагрузкой, тренировкой. И большим терпением.
Скажете, что все это непросто? Не стану возражать. Но здоровье того стоит. Потому что именно в здоровье наше счастье. Без него нет успеха в жизни. Природа снабдила организм человека большим запасом прочности. Наша задача – поддерживать этот запас, не тратить его попусту, идя, например, на поводу у тех же вредных пристрастий и привычек.
Физкультура помогает нам тренировать не только суставы и мышцы, но и весь организм. В процессе занятий физкультурой мышцы лучше снабжаются кислородом и глюкозой. Начинают лучше работать сердце, печень, легкие. Укрепляются нервная и эндокринная системы.
Помните также, что закаливание – это укрепление вашей иммунной системы, важнейшего компонента здоровья. Но в этом процессе необходима осторожность и последовательность.
Следующая составляющая нашего здоровья – питание. Избыточная калорийность пищи приносит нам больше вреда, чем пользы. Овощи и фрукты в нашем питании – продукт очень ценный. Важно употреблять в пищу и листья, и корни, и плоды. Соки тоже очень полезны, но они не могут заменить сырые овощи и фрукты. Они избавляют нас от нарушений пищеварения, головных болей и многого другого. Режим в питании желателен, но не до педантизма.
Полноценный отдых также очень важен для организма. Хороший сон - это физическое здоровье, психическое равновесие, душевный комфорт, залог работы ума. Чистый воздух, спокойные прогулки перед сном способствуют качественному отдыху.
Чувства управляют нашим поведением. Они сигнализируют о том, все ли в жизни у человека обстоит благополучно. Люди и сами не всегда понимают, почему у них портится настроение. Чувства подают сигнал человеку о том, что что-то случилось. Он начинает искать причину, анализировать свои и чужие поступки и действия. И причина, конечно, находится. Это может быть все что угодно: несправедливый упрек, обвинение, косо брошенный взгляд, предательство друзей, неудачи в учебе, работе и т.д.
Человеческие чувства – это также и показатель того, насколько удовлетворены наши потребности. При благоприятном исходе дела возникают положительные эмоции (восторг, радость, удовольствие). А при получении отрицательных эмоций у людей могут развиваться и тяга к дурным привычкам и, как уже говорилось ранее, болезни. Так наше телесное здоровье зависит от состояния душевного.

Тренинг по формированию социальных навыков:

Изобразите, с чем у вас ассоциируются следующие чувства: гнев, радость, печаль, грусть, восторг, испуг, удивление, отвращение, разочарование, обида, презрение, безразличие, спокойствие, страх.
По мимике, жестам, позам догадайтесь, какие чувства и эмоции испытывают люди (предоставляется набор фотографий, картин, картинок и т.д.).

Тест «Что мешает нам быть счастливыми и здоровыми»
Воспитатель. В мире есть особый вид искусства - это искусство жить. И далеко не каждый овладевает им. Потому что, так или иначе, создает себе сам какие-то жизненные трудности. И потом, плача и стеная, сетует на то, что его одолели 33 несчастья. Но, даже если вы в чем-то ошиблись, в ваших силах сделать решительный шаг и преодолеть свои неприятности.
Чтобы иметь возможности для преодоления жизненных трудностей, необходимо хорошо осознать свои проблемы, а затем продумать способы их решений.
Проведение тестирования.
Ответив на приведенные ниже вопросы (проставьте 1 балл за каждый утвердительный ответ), вы сможете понять, какие мысли и поступки мешают вам быть счастливыми и здоровыми – Приложение 3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Заключительное слово воспитателя
Воспитатель. Если у вас есть проблемы, не замыкайтесь в себе.

Слова поддержки и участия,
Как много значили они,
Когда тревогами, ненастьями
Были наполнены все дни.
Я был уверен, что нет выхода
И что в природе – черный цвет,
Что моя боль, всю душу высосав,
Закрыла мир, закрыла свет.
Но, окуная в боль растущую,
Слова меня вернули вновь
Туда, где солнце землю радует,
Туда, где жизнь и где любовь.
Потом они - простые, мудрые –
Всегда со мной по жизни шли.
Спасибо, люди, вам, что вовремя
Те для меня слова нашли.

Если результаты тестов огорчили или озадачили вас, может, обсудить свои проблемы со школьным психологом. Но в любом случае я уверена, что каждый из нас вынесет из этого разговора что-то полезное.

Рефлексия. Подведение итогов

Обучающиеся делают выводы:
- Учиться решать свои проблемы – значит, учиться искусству жить;
- У нас, молодых, начинающих свой жизненный путь, есть силы и возможности решать все жизненные проблемы, в том числе и проблемы здоровья;
- Следовать здоровому образу жизни как одной из своих главных жизненных целей.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Добры ли вы?»

У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало волнуют. Скажете ли вы ему, что вам это неинтересно?
Если ваш партнер хуже вас играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
Любите ли вы злые шуточки?
Вы злопамятны?
Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
Вы охотно выполняете просьбы?
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Ключ. Засчитайте себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1,3,4,7, 10 и за ответ «нет» на вопросы 2,5,6,8,9,10, 11.
Вы набрали больше 7 очков. Вы любознательны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.
Вы набрали от 4 до 7 очков. Ну, что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, бывает порой просто мукой даже для самых близких вам людей. Не забывайте, человеческие отношения требуют доброты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Уровень тревожности»

Следует отметить ситуации, которые могут вызвать чувство тревоги, страха, волнения.
Ответы оцениваются в баллах: О - не вызывает тревоги и волнений; 1 - появляется легкое беспокойство; 2 - волнуетесь, но в состоянии контролировать себя; 3 - встревожены сверх меры.

Ситуации:
Чувствуете себя ненужным (в коллективе или в семье).
Возвращаетесь в пустую квартиру.
Собираетесь пойти к врачу.
Должны лететь самолетом.
Входите в лифт.
Стоите в толпе.
Собираетесь сделать важный телефонный звонок.
Говорите перед группой слушателей.
Обедаете в одиночестве в столовой (кафе).
Находитесь в тесном замкнутом пространстве.
Думаете о смерти.
Складываете вещи для поездки, путешествия.
Стоите в очереди.
Опаздываете на встречу.
Вручаете или получаете подарок.
Попали в гости в малознакомую компанию.
Беседуете с важным человеком (например, директором).
Подвергаетесь критике.
Видите кровь.
Пользуетесь общественным туалетом без дверок.
Чувствуете, что за вами наблюдают.
Не имеете возможности заплатить необходимую сумму денег.
Сдаете экзамен, проходите собеседование.
Пользуетесь общественным транспортом в часы «пик».
К вам пришли, а у вас беспорядок.
Готовитесь к важной встрече.
Раздеваетесь на людях (в бане, у врача, в раздевалке перед уроком физкультуры).
Совершили ошибку, потерпели неудачу.
Собираетесь дать в долг.
Отстаиваете свою позицию в споре с близким человеком.

Подсчитайте баллы:
От О до 19 баллов. Прекрасно! Мелкие неприятности не смогут нанести вреда вашему здоровью. Вы адекватно реагируете на любые жизненные ситуации.
От 20 до 39 баллов. Вы умеете держать себя в руках и способны справиться со многими проблемами без посторонней помощи и паники.
От 40 до 59 баллов. Постарайтесь контролировать свои эмоции. Вы склонны драматизировать события. Поэтому попробуйте изменить отношение к происходящему. Избегайте одиночества. Будьте чаще с друзьями, общайтесь с приятными для вас людьми. Можно попросить родителей завести кошку или собаку.
60 баллов и выше. Следует обратить серьезное внимание на свое здоровье. Побеседуйте с психологом. Помощь специалистов поможет вам снять груз излишней тревожности, беспокойства. А вместе с этим уйдет и физический дискомфорт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест «Что мешает нам быть счастливыми и здоровыми»

Ответив на приведенные ниже вопросы (проставьте 1 балл за каждый утвердительный ответ), вы сможете понять, какие мысли и поступки мешают вам быть счастливыми и здоровыми.
Вопросы:
1. Вы иногда приходите к выводу, что совершаете одни и те же ошибки?
2. У вас есть плохие привычки, которые сильнее вас?
3. Случается ли, что вопреки своему желанию вы делаете что то не так?
4. Иногда вы приходите к выводу, что вам явно не везет на людей?
5. Случается, что люди не хотят вас понять?
6. Вы часто слышите неприятные намеки на ваш счет?
7. Вы откладываете дела в долгий ящик, потому что вам трудно завершить начатое до конца?
8. Вы осуждаете себя за медлительность, постоянно торопитесь и все равно опаздываете?
9. Бы обычно беретесь за несколько дел одновременно?
10. Случается, что вас охватывает чувство гнева, с которым вы не в силах справиться?
11. Вам трудно преодолеть чувство ненависти, возникшее к человеку?
12. Вы обычно даете резкий отпор людям, которые вас раздражают?
13. Часто ли ваши друзья и приятели «садятся вам на шею»?
14. Вы обычно загружаете себя работой в отличие от других?
15. Вам трудно отказать людям, если они вас о чем-то попросят?
16. Вы обычно долго таите обиды на других, не желая прощать?
17. Вы можете назвать себя мстительным человеком?
18. Вам нелегко менять свои мнения, взгляды?
19. Вас часто разочаровывают люди, которые не выполняют своих обещаний?
20. Вы убеждены. Что ненадежных людей, к сожалению, вокруг вас много?
21. Случается ли, что вас обманывают?
22. Вы часто рискуете в жизни?
23. Вы предпочитаете идти на риск, чем довольствоваться сложившейся ситуацией?
24. Вы стремитесь скорее ввязаться в драку, а потом разбираетесь?
25. Вы стремитесь победить в споре и доказать свою правоту?
26. Вы сильно расстраиваетесь, если вам не удается быть первыми в том или ином деле, соревновании?
27. Вы считаете, что вам лучше почаще держать язык за зубами?
28. Вас часто злят замечания со стороны близких или друзей?
29. Вас часто раздражает критика в ваш адрес со стороны ваших близких или друзей?
30. Вы часто переживаете, когда что-то сделаете не так, как, по вашему, следовало бы?
31. Вы убеждены, что родители чрезмерно вас опекают?
32. Случаются у вас споры и разногласия с родителями?
33. Бывает ли, что ваши родители грубо обращаются с вами?
34. Вы стремитесь повлиять на характер и привычки других людей?
35. Вы критически воспринимаете людей и их поступки?
36. Вы обычно расстраиваетесь из-за того, что люди ведут себя не так, как следует?
37. Часто ли случается, что ваше упрямство вредит вам?
38. Вы стремитесь настоять на своем в общении с близкими?
39. Вы упрямый человек?
40. Вам часто приходится скрывать свои истинные чувства и переживания из-за недоверия к людям?
41. Вы умеете хранить тайны?
42. Вы обычно предпочитаете промолчать, чем откровенно высказать то, что думаете?
43. Часто ли вас одолевают, не давая покоя, навязчивые мысли?
44. Случается ли, что тревожные мысли не дают вам уснуть?
45. Вам трудно избавиться от неприятных мыслей?
46. Вам легко обращаться с просьбами к другим людям?
47. Вы обычно рассчитываете на помощь своих близких?
48. Вы убеждены, что друзья помогут вам решить ваши проблемы?
49. Случалось ли вам разочаровываться в своих планах?
50. Вы любите строить далеко идущие планы?
51. Ваши друзья считают вас идеалистом и мечтателем?
52. Вы стремитесь угодить всем, чтобы все были довольны, хотя это и не всегда удается?
53. Вам часто приходится исполнять просьбы ваших друзей и близких?
54. Вам трудно ответить отказом на просьбы и сказать людям «нет»?
55. Обычно, чтобы понравиться, вы стремитесь казаться лучше, чем есть на самом деле?
56. Вы согласны, что встречают по одежке, и стремитесь произвести хорошее впечатление о себе?
57. Вам обычно удается пустить пыль в глаза?
58. Считаете ли вы, что многие люди вокруг вас играют в какие-то непонятные игры?
59. Вы человек прямой и не хотите принимать участие в этих играх?
60. Вы убеждены, что честность и искренность – лучший путь к взаимоотношениям?
61. Случается ли, что вы завидуете успеху других людей?
62. Вы часто критикуете людей за совершенные ими ошибки?
63. для вас важнее выявить недостатки человека, потому что достоинства проявятся сами?
64. Вам часто приходится подавлять свои желания и стремления из-за давления на вас других людей?
65. Вы уступчивый человек?
66. Люди часто вмешиваются в ваши планы и расстраивают их?
67. Бывает, что чувство жалости к себе овладевает вами?
68. Вы иногда приходите к выводу, что чрезмерные усилия выматывают ваши силы?
69. Вы часто страдаете от головной боли?
70. Бывает ли, что вы терпите дурное к себе отношение?
71. Вам трудно поставить на место человека, который повышает на вас голос?
72. В интересах дела вам иногда приходится набраться терпения и чем-то поступиться?
73. Вы сильно переживаете из-за того, что кого-то незаслуженно обидели?
74. Вы с трудом переносите обиды, нанесенные вам друзьями?
75. Вы обидчивый человек?
76. Часто вам приходится отступать от намеченной цели из-за внезапно охватившей вас скуки?
77. Вы обычно теряете интерес к тому, что поначалу казалось вам заманчивым?
78. Вам больше нравится начинать какую-либо работу, чем ее заканчивать?
79. Вы считаете, что удача – это самое главное в жизни?
80. Вы считаете, что если сначала не везет, то лучше не продолжать начатое?
81. Вы часто надеетесь на везение?
82. Вас преследуют постоянные опасения и страх, что может произойти что-то неприятное?
83. Случается ли, что вас охватывает беспокойство?
84. Вы часто испытываете состояние неуверенности в себе?
85. Вам трудно восстановить испорченное настроение?
86. Неприятности надолго выбивают вас из колеи?
87. Вы убеждены, что неудачи подстерегают именно вас?
88. Вам приходится отказываться от дел из-за неуверенности в своих силах?
89. Вы считаете себя ответственным человеком?
90. Вы тщательно готовитесь к предстоящим делам?
91. Вам трудно просить о том, В чем вы очень нуждаетесь, даже близких людей?
92. Вы часто скрываете свои переживания?
93. Вам не нравится обсуждать с кем-то свои дела?
94. Вы часто осуждаете себя за медлительность?
95. Вы постоянно торопитесь и все равно опаздываете?
96. Вас раздражают медлительные люди?
97. Часто ли из-за плохого настроения вы теряете аппетит?
98. Случается, что из-за неприятностей вы теряете силы и впадаете в отчаяние?
99. Вам часто бывает не до смеха?
Обработка результатов:
Если вы набрали 25% (1 балл за каждое «Да»), то можно считать, что вы только начинаете играть в игры для проигравших.
Если ваш результат более 50%, то разрушительные игры у вас в полном разгаре, и вам немедленно надо принимать соответствующие меры.
Если же ваш результат более 75%, то эти игры для проигравших захлестнули вас с головой.
Обратите особое внимание на положительные ответы с l-го по 33-й вопрос. Именно эти проблемы вам необходимо решать в первую очередь.

 уровни здоровьяРисунок 7 уровни здоровья15