РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ






























г. Челябинск, 2016

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
Цикловой методической комиссией
ОПД и ПМ
По специальности КХП Заместитель директора
Председатель ЦК
 ___________Дружинина В.А. _________И.Н.Тихонова
«___»____________2016г. «___»____________2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 07.05.2014 № 438.


Организация-разработчик:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»



Разработчик:
С.А. Амирова, преподаватель «ЮУМК»
















СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

Структура и содержание учебной дисциплины 6

Условия реализации учебной дисциплины 11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
































Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Охрана труда и техника безопасности

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в укрупненную группу специальностей 180000 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 18.02.10 “Коксохимическое производство” и при подготовке по профессиям рабочих: 13321 “Лаборант химического анализа”.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Охрана труда и техника безопасности»относится к циклу основной профессиональной образовательной программы и является предметом профессиональной подготовки технологов коксохимического производства.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
- определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
- применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;
- инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- законодательство в области охраны труда;
- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
- правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
- действие токсичных веществ на организм человека;
- категорирование производств по взрыво- и пожароопасности
- меры предупреждения пожаров и взрывов;
- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- права и обязанности работников в области охраны труда;
- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1 Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием средств автоматизации.
ПК 1.2 Эксплуатировать технологическое оборудование
ПК 1.3 Контролировать сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.
ПК 1.4 Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.
ПК 2.1 Планировать собственную деятельность, работу подразделения, смены, участка, бригады, коллектива исполнителей
ПК 2.2 Обеспечивать выполнение персоналом требований безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.
ПК 3.1 Участвовать во внедрении новой технологии.
ПК 3.2 Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности инновационного мероприятия.
ПК 3.3 Оформлять результаты экспериментальной и исследовательской деятельности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часов.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Охрана труда и техника безопасности

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66

в том числе:


теоретические занятия
46

практические занятия
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33

в том числе:
выполнение конспектов, подборка материала, заучивание норм права и требований техники безопасности


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
















Тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда и техника безопасности

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1
Охрана труда и техника безопасности

66


Тема 1.1
Основные понятия. Термины, определения

Содержание учебного материала:
8



1.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников.

2
1


2.
Нормы Конституции РФ в охране труда.
Основные направления государственной политики в области охраны труда.

2
1


3.
Занятие № 2 (практическое) Рассмотрение и изучение законов Конституции, касающихся вопросов охраны труда на промышленном предприятии.

4



Самостоятельная работа
Выучить наизусть основные законы, касающиеся охраны труда.
7


Тема 1.2
Гоcударственные нор-мативные требования охраны труда
Содержание учебного материала:
4



1.
Основные направления государственной политики в области охраны труда

2
1


2.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда
2
2

Тема 1.3
Обязанности работода-теля по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Содержание учебного материала:
2



1.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условия труда. Основные положения Конституции РФ в области охраны труда
2
2

Тема 1.4
Государственное управление охраной труда
Содержание учебного материала:
2



1.
Порядок утверждения норм и правил по охране труда.
В чем заключается государственное управление в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

2
1


Самостоятельная работа обучающихся
Изучить статью 216 Трудового Кодекса РФ
4


Тема 1.5
Органы надзора за охраной труда
Содержание учебного материала:
2



1.
Права и обязанности Госгорнадзора, энергонадзора, органов Роспотребнадзора и пожарной инспекции. Общественный контроль, организация работ по охране труда на рабочем участке и в бригаде.

2
1


Самостоятельная работа обучающихся
- Выучить обязанности инспектора Госгорнадзора, выучить права и обязанности работника.
4


Раздел 2
Производственный травматизм и профзаболевания




Тема 2.1
Понятие несчастного случая и профзаболевания
Содержание учебного материала:
6



1.
Что такое несчастный случай? Какие случаи подлежат расследованию и учету? Несчастные случаи, связанные и не связанные с производством. Порядок расследования и оформления нечастных случаев.

2
2


Практическое занятие
4



1.
Рассмотрение и расследование несчастного случая, произошедшего на производстве.





Самостоятельная работа обучающихся
- Порядок допуска и прохождения практики студентами (выучить наизусть).
4


Тема 2.2
Показатели количества и коэффициента тя-жести несчастного слу-чая. Классификация причин несчастного случая.
Содержание учебного материала:
8



1.
Классификация опасных и вредных производственных факторов. Технические средства защиты.

2
1


Практическое занятие
6



1.
Виды оградительных, блокирующих, защитных, ограничительных, предохранительных и сигнализирующих средств.





Самостоятельная работа обучающихся
- Изучить и законспектировать «Особенности КХП. Опасные и вредные факторы КХП».
5


Раздел 3
Основные требования к устройству промышленных предприятий.




Тема 3.1
Площадка предприя-тия. Производственные здания и сооружения
Содержание учебного материала:
4



1.
Требования безопасности к устройству предприятия и цехов. Опасные зоны производственных процессов.

2
1


2.
Параметры и уровень безопасности процессов. Опасные зоны агрегатов и оборудования. Экстремальные отклонения параметров безопасности при эксплуатации оборудования.

2
2


Самостоятельная работа обучающихся
- Составить конспект по теме «Меры безопасности при подготовке шихты к коксованию при производстве кокса».
7


Раздел 4
Вентиляция

4


Тема 4.1
Требования к вентиляции
Назначение вентиляции. Требования, предъявляемые к работе вентиляции. Виды вентиляции.
2







Тема 4.2
Эксплуатация вентиляционных установок
Как работают приточная, вытяжная, приточно-вытяжная, естественная вентиляции. Воздухообмен. Кратность воздухообмена.
2


Раздел 5
Освещение




Тема 5.1
Освещение, производственная эстетика
Содержание учебного материала:
6


1.
Эстетическое оформление коксохимических предприятий. Нормы и правила освещения цехов.

2


Практическое занятие
4



1.
Расчет освещенности в насосной бензольного цеха.



Раздел 6
Производственные вредности и меры борьбы с ними




Тема 6.1
Метеорологические условия производственной среды
Содержание учебного материала:
2



1.
Классификация опасных и вредных производственных факторов. Санитарно-бытовые помещения, их устройство, назначение и порядок пользования.

2




Самостоятельная работа
Изучить и законспектировать значение метеорологических условий (температура, относительная влажность, лучистая энергия, скорость движения воздуха) для микроклимата на рабочем месте.
3


Тема 6.2
Пыль и меры борьбы с ней. Ядовитые газы
Содержание учебного материала:
2



1.
Воздух рабочей зоны производственных помещений КХП. ПДК (предельно допустимая концентрация) пыли и газов в воздухе рабочей зоны. Увлажнение и ионизация воздуха. Гигиенические мероприятия.
2


Раздел 7
Индивидуальные средства защиты




Тема 7.1
Шум, вибрация, ультразвук
Содержание учебного материала:
2



1.
Характеристика шума, вибрации, ультразвука. Их влияние на организм. Допустимые уровни звукового давления и гигиенические нормы вибрации на рабочих местах.
2


Тема 7.2
Средства защиты
Содержание учебного материала:
2



1.
Спецодежда и спецобувь. Средства защиты глаз, органов дыхания. Назначение фильтрующих противогазов. Нормы санитарно-бытового обслуживания трудящихся..Питьевой режим. Специальное питание.
2


Раздел 8
Аппараты, работающие под давлением




Тема 8.1
Паровые котлы
Содержание учебного материала:
2



1.
Характеристика аппаратов, работающих под давлением. Техническое освидетельствование.
2


Тема 8.2
Баллоны. Хранение и транспортировка.
Содержание учебного материала:
2



1.
Запорная арматура для баллонов. Материалы для изготовления баллонов и паровых котлов. Рентгеноскопия. Правила эксплуатации компрессора.
2


Раздел 9
Электробезопасность




Тема 9.1
Действие электрического тока а организм человека
Содержание учебного материала:
2



1.
Статическое электричество и защита от его воздействия. Электризация пыли, горючих жидкостей.
2


Тема 9.2
Общие меры безопасности
Содержание учебного материала:
2



1.
Влияние окружающей среды на степень опасности поражения электротоком. Мероприятия, направленные на создание безопасных условия труда.
2


Раздел 10
Пожарная безопасность




Тема 10.1
Основные понятия пожарной безопасности
Содержание учебного материала:
2



1.
Основные понятия. Пожаро- и взрывоопасность веществ. Предупреждение пожаров.

2



Самостоятельная работа
- Изучить и составить конспект по теме: «Вещества и материалы, вырабатываемые и применяемые на КХП (антрацен, аммиак, бензол, коксовый и доменные газы, смола, угольная пыль, нафталин). Их опасность.»
4


Тема 10.2
Средства и способы тушения
Содержание учебного материала:
4



1.
Организация пожарной охраны предприятий. Добровольная пожарная дружина. Средства пожаротушения. Порядок эвакуации людей из здания во время пожара.

2



Практическая работа




1.
Посещение выставки «Пожарная безопасность». Знакомство с оборудованием пожаротушения, способами тушения.
2



всего
99



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины используется учебный кабинет безопасности жизнедеятельности, экологических основ природопользования, охраны труда и техники безопасности

Оборудование учебного кабинета:
Компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключенную к сети Интернет;
сканер,
принтер,
видеопроектор.
Оборудование лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
плакаты
справочная, нормативная, техническая и методическая документация
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор


3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники
Учебные пособия: 1.

Конституция Российской Федерации.
Ильинский Б.Д. Охрана труда на предприятиях черной металлургии [Текст] : учебник / Б.Д. Ильинский. – М.: Металлургия, 2005.
Гольбрайхт Ю.А. Техника безопасности при производстве кокса [Текст] : учебник / Ю.А. Гольбрайхт. – М.: Металлургия, 2005.
Правила безопасности в коксохимическом производстве. – М.: Металлургия, 2002.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Дополнительные источники:
Рыбалко В.И. Ответы на вопросы по охране труда [Текст] : учебник / В.И, Рыбалко – Донецк. Донбасс, 1985.
Аханченок А.Г. Основы пожарной безопасности металлургических предприятий [Текст] : учебник / А.Г. Аханченок – М.: Металлургия, 1982.
Интернет ресурс:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда и техника безопасности

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения индивидуального опроса студентов и выполнения практических работ, а также проверкой выполнения самостоятельных работ.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- перечислить источники законодательства о труде;
- пользоваться нормами и правилами Государственных стандартов безопасности труда;
- перечислить возможные опасности и вредности в цехах КХП;
- пользоваться средствами защиты;
- перечислить основные технические средства ликвидации вредных и опасных факторов на рабочих местах;
- оказать первую помощь пострадавшему.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные направления решения проблем охраны труда;
- термины и определения, предусмотренные государственными стандартами;
- органы надзора;
- классификацию опасных производственных факторов;
- правила безопасности.
Формы контроля обучения:
- проверка знаний в ходе индивидуального опроса;
- решение проблемных задач;
- проверка выполненных практических задач.

Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг развития навыков получения новых знаний и творческой самостоятельности каждого студента;
- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




15