Итоговая выпускная работа на тему:«Контроль результатов обучения студентов как составляющая часть учебного процесса на занятиях физической культуры»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХРАБОТНИКОВ»

Кафедра ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема «Контроль результатов обучения студентов как составляющая часть учебного процесса на занятиях физической культуры»

Выполнил: Слушатель Ф.И.О. Ковалева Т.А. Группа: О – IV – 14П
Руководитель:
Донецк – 2016г.
В данной итоговой выпускной работе раскрыто понятие педагогический контроль. Рассмотренны виды учета, а также системы и рекомендации оценивания студентов на занятиях физической культуры, взятые из собственного опыта работы. К работе прилагаются ориентировочные контрольные нормативы для студентов, а также указанны ограничения и рекомендации для работы со студентами в группе ЛФК в зависимости от формы заболевания.
Работа может быть интересной для преподавателей физического воспитания, особенно для начинающих специалистов СПО в контексте совершенствования их профессиональной компетентности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 6
1.1.Учет и контроль. 6
1.2.Направление педагогического контроля. 9
1.3.Виды педагогического контроля. 11
1.4.средства и методы контроля на занятиях физической культуры. 12
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЭМТ. 19
2.1.Контроль теоретических знаний. 20
2.2.Контроль практических умений. 21
2.3.Особенности работы со студентами в группах ЛФК. 27
ВЫВОДЫ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30ВВЕДЕНИЕ.

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. 
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
    Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
      Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается .В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.Цель контроля. 
Основная  цель  контроля   знаний  и   умений  состоит  в  обнаружении достижений,   успехов  учащихся,  в  указании   путей  совершенствования, углубления  знаний,  умений,   с  тем,  чтобы  создавались   условия   для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.
Эта  цель   в   первую   очередь  связана   с определением качества усвоения учащимися учебного  материала – уровня  овладения  знаниями, умениями  и навыками    предусмотренных    программой   по  предмету.   Во-вторых, конкретизация   основной   цели   контроля   связана  с  обучением учащихся приемам  взаимоконтроля   и  самоконтроля, формированием  потребности  в самоконтроле  и  взаимоконтроле.  В-третьих,   эта  цель   предполагает воспитание   у   учащихся  таких  качеств  личности,  как  ответственность  за выполненную работу, проявление инициативы.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия. Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В средних специальных заведениях знания и умения учащихся  оцениваются по десятибалльной системе.
 Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.
В данной работе особое место занимает понятие педагогический контроль. Рассмотренны виды учета, а также система и рекомендации оценивания студентов на занятиях физической культуры, взятые из собственного опыта работы.
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью.
Учет получаемых результатов - необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.
Проблема управления в природе и обществе сводится к целенаправленному изменению и регулированию процессов во времени по аналогу кибернетических обратимых связей.
Сущность контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае наличия несоответствия и предполагает наличие "принципа перманентного планирования и контроля".
Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль.
1.1. Учет и контроль.
Учет и контроль - два определения и понятия, которые по своему содержанию близки друг к другу. Первоначально в большее распространение имел термин "учет". Учет в физическом воспитании- это деятельность по сбору, систематизации, анализу и хранению информации о функционировании процесса физического воспитания. Он осуществлялся в соответствии с установленными требованиями и выражался в определенной системе учетной и отчетной документации.
Предварительный учет позволяет при разработке документов планирования обосновать различные показатели физического воспитания. Он предусматривает обобщение:
- директивных указаний вышестоящих инстанций;
- материально-технического состояния мест занятий и спортивных сооружений;
- уровня подготовленности обучаемого контингента;
- уровня подготовленности специалистов.
Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе процесса физического воспитания. Он отражает:
- посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую успеваемость;
- степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и эффективность использования средств;
- результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и тренировочных занятий.
Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты процесса физического воспитания за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и анализировать проделанную работу и выполнение планов. Его основными показателями являются:
- результаты итоговой успеваемости занимающихся;
- количество спортсменов-разрядников и туристов;
- спортивные рекорды и достижения;
- выводы и предложения по совершенствованию процесса физического воспитания.
Таким образом, "учет" был более объемным понятием, "контроль" - являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического состояния. Постепенно термин "контроль" вытеснил определение "учет" в учебниках и пособиях по основам теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки.
В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.
Термин "педагогический" прежде всего подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.
Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.
1.2. Направления педагогического контроля.
Педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем можно выделить 3 основных направления (аспекта):
- контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых ("факторы воздействий");
- контроль двигательной деятельности занимающихся;
- контроль "эффекта воздействий".
Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:
- индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);
- фонд двигательных умений и навыков;
- мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.
На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.
Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает:
- контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации);
- контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики).
Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:
- контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;
- контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;
- контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);
- контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).
Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.
Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.
Контроль эффекта воздействий предусматривает определение вклада занятий в формирование умений, навыков и знаний у обучаемых, в их физическое развитие и совершенствование личностных качеств. Различают эффект текущих воздействий (одного или нескольких занятий) и кумулятивный эффект физического воспитания.
Эффект - "больше" физиологическое понятие.
Срочный эффект предполагает наличие изменений после выполнения физического упражнения или в конце занятий.
Отставленный эффект - изменения в организме происходят через некоторое время после занятий и до начала очередного. Кумулятивный эффект носит устойчивый характер и приобретается после продолжительного периода регулярных занятий.
Итак, главное направление педагогического контроля заключается в анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план.
Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:
1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий, успеваемость);
2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов, может быть несколько десятков граф);
3) протоколы тестирования и соревнований;
4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками);
5) журнал учета травм (на спортивных базах);
6) книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды, чемпионы по видам спорта);
7) неофициальным документом является рабочий дневник педагога (тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся.
Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных документах учета. Они приучают к постоянному контролю за собой, способствуют критичности мышления и накоплению материала для последующих научных исследований;
8) журнал учета наличия и состояния оборудования и др.
1.3. Виды педагогического контроля.
Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством.
Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.
Предварительный контроль проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий. Исключение составляют физические упражнения, требующие длительной подготовки организма к большим объемам работы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции).
Оперативный контроль позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (в школе, преимущественно, качество освоения двигательных действий, а в спорте - регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью обучаемых и достижения эффекта занятия.
Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия).
В спорте параметры текущей нагрузки (сумма оперативных нагрузок за каждое занятие) сопоставляются с результатами "прикидок" в конце микроцикла, а также с показателями текущего состояния спортсмена. Определяется оптимальное соотношение между зонами характеристик нагрузок. Делается заключение о качестве занятий, изменении функциональных показателей спортсмена за данный промежуток времени (отставленный эффект). Для проведения текущего контроля следует применять методы (как и при оперативном контроле), требующие минимальных затрат времени без дополнительных затрат сил обучаемых. Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе и более эффективному осуществлению учебно- воспитательного процесса.
В учебнике Л.П. Матвеева (Теория и методика физической культуры, 1991) все 3 вида контроля называются разновидностями оперативно- текущего контроля. В результате его преподаватель-тренер получает информацию о двигательной функции занимающихся на занятиях, обменивается информацией с ними. Это позволяет педагогу уточнить средства и методы педагогического воздействия на обучаемых.
Этапный контроль выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, семестр, период, могут быть, мезоциклы, если они выделяются этапом более крупного цикла тренировок). Он включает, кроме операций, характерных для контроля в целом:
1) обобщающую обработку материалов текущего контроля для характеристики общих черт и параметров этапов и циклов педагогического процесса (подсчет суммарных затрат времени на разделы и решение различных задач физического воспитания; суммарных величин физической нагрузки в спорте и долей по уровню и направленности; определение средних величин показателей изменения состояния занимающихся. Таким образом анализируется структура и динамика педагогического воздействия и тенденции изменения их эффекта);
2) итоговые тестирующие и другие диагностические процедуры в конце этапа для определения общего кумулятивного эффекта проведенных занятий и сдвигов, прошедших в состоянии обучаемых (педагогическая диагностика: контрольные процедуры по выявлению эффекта педагогически направленных воздействий и изменений в состоянии воспитуемых);
3) сравнительный анализ динамики 1-го и 2-го показателей.
Итоговый контроль (разновидность этапного контроля - цикловой по Л.П. Матвееву) применяется для определения конечных результатов но разделу за год. Он позволяет оценить сложившуюся систему занятий, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год (цикл).
Основные требования, предъявляемые к контролю:
- своевременность (соответствие срокам планирования);
- систематичность (регулярность);
- объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);
- полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания).
1.4. Средства и методы контроля на уроке физической культуры.
Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- воспитание физических качеств;
- изменение состояния организма.
Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.
Педагогический контроль за формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков
Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения. На этапе разучивания техника упражнений может проверяться также посредством выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых в облегченных условиях.
На этапе углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях выполнения.
На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях.
Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной системе с учетом характера и количества ошибок:
"5"- упражнение выполнено правильно, свободно и точно;
"4"- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х незначительных ошибок (связанных с неточным выполнением техники);
"3"- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной значительной ошибкой (ведущей к искажению основ техники);
"2"- упражнение выполнено с искажениями основ техники;
"1"- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения.
Оценка производится визуально. Проверка и оценка уровня развития физических качеств.
Основным средством определения уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы:
физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации;
физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы (прыжок в длину
или в высоту с места).
Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно физическое упражнение. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные - на стыке с последующим разделом.
Требования к тестам:
- простота (по биомеханической структуре);
- оперативность (минимум времени на выполнение и обработку);
- надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании)
- информативность ("валидность" - достаточная степень точности измеряемого качества);
- стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время).
Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной метод контроля физических упражнений у учеников - соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы (динамометрия, градуирование).
Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде.
Контроль функционального состояния учащихся.
Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных признаков. Он включает:
1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные;
2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля - общепедагогические, словесно- описательные;
3) контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю - величине ЧСС.
По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий.
В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности - физкультурный самоконтроль.
Частично его затронули, говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо шире и охватывает не только урок. При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий физическими упражнениями он включает также: контролирование своих движений и "прочувствование" двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности.
В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально- образовательных знаний, умений и навыков.
В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают:
- общее самочувствие;
- характер сна;
- степень утомляемости;
- желание заниматься физической культурой;
- физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения);
- реакцию организма (преимущественно по ЧСС);
- еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий.
В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты ОФП:
- бег на короткие дистанции (30-100 м);
- бег на длинные дистанции (1-3 км);
- силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в упоре);
- прыжок в длину с места.
Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного контроля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств.
Вышеизложенное позволяет рассматривать физкультурный самоконтроль как компонент системы контроля в физической культуре.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЭМТ.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения.
Преподаватель физической культуры осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:
- Определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
- Определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности, реализующих освоенные знания;
- Оценка степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
- Обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений и обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
- Оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности, систематичности;
- Определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
- Определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорота и т.д.;
- Оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
2.1. Контроль теоретических знаний.
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Занятия физической культурой включает объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов. Преподаватели ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение – минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, основы знаний о физической культуре, приемы закаливания, т. е. освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны занимающимся непосредственно.
Для большего усвоения теоретического материала используются такие виды самостоятельной работы, как доклады, рефераты, презентации.
Используются следующие формы оценки: пятибалльная система; зачетная система, накопительная система оценки, дополнительно (тестирование, рефераты ,устные ответы ,презентации); дифференцированный зачет.
ПЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА :
Методика оценки успеваемости: уровни - высокий, средний, низкий. Оценка «5», «4», «3» ,«2». Знания за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала ; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта - «5». За ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки – «4». За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике – «3». За непонимание и незнание материала программы – «2».
2.2. Контроль практических умений.
По технике владение двигательными умениями и навиками: уровни – высокий, средний, низкий. Оценка «5», «4», «3», «2». Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме. учащийся понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учащимся; уверенно выполняет учебный норматив – «5». При выполнении двигательного действия учащийся действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения – «4» . Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности – «3». Движение или отдельные его элементы выполнены не правильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению – «2».
По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность выделяют уровни-высокий, средний, низкий, Оценка -«5», «4», «3», «2». Знания определяют- учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения заданий и оценивать итоги; демонстрировать полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности или комплекса упражнений, утренней или гимнастической гимнастики -«5». Учащийся организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения заданий и оценивает итоги-«4». Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Учащийся испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря-. «3». Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности-«2».
В конце каждого из разделов «Способы двигательной деятельности», включающие в себя темы, обязательные для изучения - «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры» (баскетбол, волейбол), а также для студентов 1-го курса «Мониторинг физического воспитания» сдаются контрольные нормативы.
«Мониторинг физического воспитания» дает возможность отследить изменение уровня физического развития и физической подготовленности каждого обучающегося, т.е. управлять процессом индивидуального физического развития.
Мониторинг осуществляется по 6-ти функциональным пробам (индексам):
-Проба Руфье;
-Проба Штанге;
-Индекс Кетле;
-Индекс Робинсона;
-Индекс Шаповаловой.
Кроме функциональных проб проводиться диагностика уровня физической подготовленности по 6-ти диагностическим упражнениям:
-Бег 30 м;
-Наклон вперед из положения сидя;
-Прыжок в длину с места;
-Челночный бег 4х9 м;
-Подтягивание;
-Бег (юноши-1500 м, девушки-1000 м) или ходьба (юноши-3000 м, девушки-2000 м).
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА. Одно из главных достоинств зачетной системы – индивидуальный подход. Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Дополнительные баллы можно получить если : ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, ученик, который занимался на всех уроках физической культуры; за каждый урок ученик получает коэффициент прилежания, который выставляется ему в конце каждого урока; за не прилежание – минус 1 балл; пропуск урока без уважительной причины – минус ; участие в обще техникумовском соревновании – плюс баллы; в каждом семестре сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить баллы, если учащийся посещает спортивные секции .
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. Промежуточная аттестация является
основной формой контроля результатов учебной деятельности студентов
за семестр и весь срок освоения дисциплины. Согласно письму МОН ДНР
№ 4619 от 14.10.2015 образовательное учреждение самостоятельно
определяет систему оценок, форму, порядок и периодичность
промежуточной аттестации студентов путем составления локальных
документов (Положения о текущем контроле и промежуточной
аттестации). Периодичность и форма промежуточной аттестации
определена рабочими учебными планами.
Для групп ППКРС и ППССЗ по физкультуре рекомендуем проводить
промежуточную аттестацию в каждом семестре в виде зачета (З), а
заканчивать изучение дисциплины дифференцированным зачетом (ДЗ).
Условия, порядок и форма проведения зачета и дифференцированного
зачета разрабатываются и утверждаются на уровне образовательного
учреждения.
Зачет проводится с целью оценить усвоенный студентом учебный
материал по физкультуре на основании выполнения различных
практических заданий. Результат сдачи зачета фиксируется в зачетной
книжке студента по двухбалльной шкале («зачтено», «не зачтено»),
вносится в зачетную ведомость.
Дифференцированный зачет проводится с целью оценки усвоения
студентом учебного материала по физкультуре на основании выполненных
индивидуальных заданий. Результат сдачи дифференцированного зачета
фиксируется в зачетной книжке студента по четырехбальной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» -
последнее не выставляется в зачетную книжку), вносится в зачетную
ведомость.
Формы сдачи зачета и дифференцированного зачета могут быть:
выполнение тестовых заданий, опрос в устной форме, опрос с
использованием компьютерных технологий, комплексное задание (устный
опрос, выполнение практического задания и его обоснование), домашняя
контрольная работа по определенной тематике. Форму сдачи зачета и
дифференцированного зачета определяет преподаватель самостоятельно.
На проведение зачета и дифференцированного зачета отводится время
за счет объема часов, выделенных на освоение дисциплины .
Контроль и оценка
Ориентировочные контрольные нормативы для студентов
I года обучения

п/п Контрольные упражнения юноши девушки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 1.1 Бег 30 м (с) 4.5 4.9 5.5 4.9 5.3 6
1.2 Бег 60 м (с) 8.2 8.9 9.9 9.0 9.6 10.4
1.4 Бег 3000 м (мин, с) 5.40 6.00 6.35 - - -
1.5 Бег 2000 м (мин, с) - - - 4.50 5.10 5.40
1.6 Прыжок в длину с места (см) 229 211 195 187 173 161
1.7 Челночный бег 4х9м (сек) 9.6 10.1 10.6 10.8 11.3 11.8
2 ГИМНАСТИКА 2.1 Подтягивание на перекладине (раз) Подтягивание на перекладине в висе лежа (раз) 14 10 9 20 18 8
2.2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 37 31 26 19 16 12
2.3 Наклон вперед из исходного положения сидя на полу (см) 16 14 11 19 16 12
2.4 Подъем туловища в сед за 60 с 49 42 36 43 38 33
3 ВОЛЕЙБОЛ 3.1 Набивание мяча двумя руками над головой (количество раз) 20 18 15 15 12 10
3.2 5 прямых верхних или нижних подач на точность в определенную зону (количество раз) 3 2 1 3 2 1
3.3 Передачи верхние или нижние через сетку в парах (количество раз) 30 25 20 25 20 15
4 БАСКЕТБОЛ 4.1 10 бросков изученным способом (2х5) с дистанции 4,5 м на равном расстоянии между пятью точками (количество попаданий) 5 4 3 4 3 2
4.2 10 штрафных бросков (количество раз) 6 5-4 3-2 5 4-3 2-1
4.3 5 бросков мяча после ведения и двойного шага (количество раз) 3 2 1 3 2 1
2.3. Особенности работы со студентами в группах ЛФК.
«Освобождение от физкультуры». Физическая культура относится, как раз к тем учебным дисциплинам, которые являются обязательными. Освобождение от урока физкультуры, как от предмета, от учебной дисциплины , таким образом невозможно. Тем не менее, понятие «освобождение от физкультуры» имеет место быть. Что же под ним подразумевается ? Полное и окончательное освобождение от физкультуры допускается только лица с ограниченной дееспособностью, которые не могут проходить обучение на общих основаниях, если оформлена справка ВКК. Но в разных случаях освобождение учащихся от физкультуры может предполагать разные формы облегчения занятий(отмена некоторых упражнений и переход на теоретические знания) ,а не отказ от этой дисциплины .Все зависит от серьезности диагноза . Для этого учащиеся делятся на 3 группы.
3 группы здоровья : основная группа, подготовительная группа, спец/мед группа. Подготовительная- разрешено заниматься с некоторыми послаблениями ; специальная медицинская-разрешено выполнять только узко ограниченный круг упражнений; основная- занятие без ограничений.
Некоторые ограничения на занятиях физической культуры в зависимости от формы заболевания , противопоказания , ограничения и рекомендации : заболевания сердечнососудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения): противопоказания и ограничения-упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания ,напряжение мышц брюшного пресса и ускорения темпа движения. Рекомендации- общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении лежа, сидя, стоя ; ходьба ,бег дозированный в медленном темпе. Заболевание органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма): противопоказания и ограничения -упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса ; рекомендации- дыхательные упражнения , тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. При заболевании почек недопустимы упражнения с высокой частотой движения , интенсивностью нагрузки и скоростное- силовой направленностью; рекомендации- упражнения на укрепление мышц передней стенки живота, занятия плаванием. Нарушение нервной системы: противопоказания и ограничения- упражнения вызывающие нервное перенапряжение(упр. в равновесии). ограничивается время игр; рекомендации-дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения. Заболевания органов зрения исключаются прыжки с разбега, кувырки, стойка на руках и голове; рекомендации- упражнения на пространственную ориентацию, точность движения, динамическое равновесие.
Кроме постоянного освобождения, есть временное освобождение от физкультуры. Временно освобождаются от физкультуры на основании справки от врача (ОРВИ, травмы, обострение хронических заболеваний). Во всех 3 группах предусмотрена система оценивания предмета. В основной и подготовительной группе оценивание происходит по пятибалльной системе. В специальной медицинской группе – «зачтено», «не зачтено».
ВЫВОДЫ.
  Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает его активную работу. Контроль для учащихся должен быть обучающим. Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей. Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Только в этом случае контроль обеспечивает индивидуализацию процесса обучения заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная группа, новый материал, уровень подготовленности; Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и
спорте» (принят Постановлением Народного Совета №I–143П-НС от 24.04.2015);
2. Государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (приказ МОН ДНР № 325 от 17.07.2015);
3. Государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования по профессиям и дисциплинам;
4. Письмо МОН ДНР № 3154 от 03.08.2015 «Рекомендации по
реализации образовательной программы среднего общего образования в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Донецкой Народной Республики»;
5. Письмо МОН ДНР № 3606 от 27.08.2015 «Методические
рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин
общеобразовательного и профессионального циклов»;
6. Письмо МОН ДНР № 4619 от 14.10.2015 «Инструктивно-методические рекомендации по организации текущего контроля знаний и
промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования»;
7. Письмо УМЦ ПТО № 99 от 14.09.2015 «Разъяснения к письму
Министерства образования и науки № 3154 от 03.08.2015 по формированию
общеобразовательного цикла при разработке учебных планов и рабочих
программ»;
8. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» для
общеобразовательных учреждений. 1-11 классы (приказ МОН ДНР № 408 от 18.08.2015).
9.   Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.
10.   Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю.    Мн., 1994
11.   Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика., 2001.
12.   Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю. К. – М: Просвящение 1988.
13.   Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978.
14.   Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М., 1978.
15.   Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. – М., 1983.