Открытый урок на первую квалификационную категорию тема: Международное положение СССР в первые послевоенные годы. Начало холодной войны между СССР и США.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 16
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.С. ПАНОВА
Разработка урока Истрии
для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей

Открытый урок на первую квалификационную категорию
Тема: «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США.
Преподаватель истории
Боженко Ирина Ивановна
Авторская разработка

Потсдамская конференция - 1945 год
В тот день перед СССР капитулировал весь мир
Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и по истогам 2-й Мировой войны, после победы над Японией СССР выходит в передовые державы мира.

Хабаровск, 2016
Открытый урок
КГБ ПОУ 16 г. Хабаровск гр. ООПД 28 2-й курс
Тема: «Международное положение СССР в первые послевоенные годы».
Цель урока: - рассмотреть особенности внешнеполитического курса СССР в начальный период «Холодной войны.
Задачи: 1. Дать характеристику международной обстановки после победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. Выяснить какими были отношения стран Западной Европы и США, а также их взаимоотношения с СССР .3. С помощью презентации обсудить события, которые способствовавших началу «холодной войны» между США и СССР.4. Выяснить, что послужило причиной создания противоборствующих военно-политических блоков НАТО и ОВД.
(военно-политический альянс капиталистических стран под эгидой США и Организация Варшавского договора ( альянс стран социализма под эгидой СССР)).
Ход урока
I – Организационный момент.
Актуализация темы: вступительное слово преподавателя.
Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте уважаемые гости нашего урока. Сегодня мы рассматриваем на нашем открытом уроке весьма актуальную тему. В то время когда международная обстановка накалена до придела, противостояние России и стан Запада стало уже переходить все разумные границы. Экономические санкции, расширение НАТО на Восток, огульная критика нашего президента, турецкие выходки в небе над Сирией, локальные войны на границах с Россией, информационная война и т.д. заставляют всех здравомыслящих людей вглядеться в историю международных отношений. Заглянуть в наше относительно, недалекое прошлое, а именно в период окончания 2-й Мировой войны.
Как-то в очередной раз пролистывая книгу братьев Жореса и Роя Медведевых я остановилась на следующих строках : «…изучая почти десять лет новые данные о Сталине, которые появились в России и за рубежом, убедили нас, что действительно глубокое понимание эпохи Сталина и его роли в мировой истории еще только начинается. Советский Союз как политически и социально новое государство был создан в результате революционного процесса, возглавленного В.И. Лениным. Однако СССР, как жестко централизованное, тоталитарное гос-во и как индустриально-развитая и мощная в военном отношении держава, был создан прежде всего И.В. Сталиным.», - как бы мы не относились к этому периоду истории нашей страны, но то, что СССР становиться мощной индустриально развитой державой и побеждает в самой кровопролитной войне оспаривать никто не берется, даже самые заядлые критики и ненавистники Сталина. Ибо, факты упрямая вещь.
Почему именно Сталинский СССР в контексте внешнеполитического курса так актуален в наше время?
Сегодня, на нашем уроке мы попытаемся выяснить, что стало причиной начала «Холодной войны» между странами Запада и США с одной стороны и СССР со странами социалистического лагеря с другой.
Ответы обучающихся.
Да, действительно идеологические разногласия присутствовали в то время, но почему же сейчас, когда нет никаких идеологических проблем между Россией и США у нас вновь испорчены отношения?
Правильно, тогда СССР, а сейчас Россия играют не последнюю скрипку в международных отношениях. Но каким же , ребята станет проблемный вопрос нашего урока? Прошу высказывать ваши версии.
Обучающиеся предлагают формулировки.
Проблемный вопрос урока: Что послужило причиной ( может их было несколько) для охлаждения отношений между союзниками во Второй Мировой войне?
Преподаватель: Ребята давайте запишем проблемный вопрос в тетради, чтобы он был у вас перед глазами, и вы, смогли бы опираясь на него размышлять относительно цели и задач нашего урока.
Показ презентации
1-й слайд
Страны «оси» - Германия
Италия, Япония – поражение во 2-й мировой войне.
2-й слайд
СССР – ведущая держава Мира.
1.разгром гитлеровской Германии
2.разгром миллионной «квантунской» армии на Дальнем Востоке.
3-й слайд
Могущество США за счет войны. 70 % ВВП по сравнению с 1940 годом.
4-й слайд
Поставки по лен-лизу прекращает президент Гарри Трумэн через три дня после победы СССР над Германией. Были возвращены назад те суда которые дошли до берегов СССР.
5-й слайд
Бомбардировки Хиросимы ( 9 августа) и Нагасаки (6 августа) – демонстрация силы перед СССР.
6-й слайд
Японию не делят на зоны оккупации ( в нее вводят лишь американские войска при том, что Квантунскую армию разбила красная армия СССР).
7- й слайд
Операция «Немыслимое»
8-й слайд
Усиление влияния СССР в странах, где находились войска красной армии. Эти страны стали странами - социалистической ориентации.
9-й слайд
Рост коммунистических настроений на Западе. Число коммунистов в этих странах выросло с 1939 года по 1946 втрое.
10 – й слайд
10.Начало «холодной войны » историки отсчитывают от речи У. Черчилля в марте 1946 г. В г. Фултон США. Где он призвал всю мощь англо-саксонских сил противостоять СССР.
11 – й слайд
11. Что такое доктрина Трумэна?
«Меры по спасению Европы от влияния СССР»
12.Какую аналогию мы можем провести с нашим временем?
12 –й слайд
Записать в тетрадь:
Ответы:
1.беженцы,
2.навязывание Европе санкций против России (США),
3.не выполнение Украиной «минских соглашений»,
4.цветные революции в странах СНГ,
5.разжигание конфликта между РФ и Турцией,
6. базы НАТО возле границ РФ.
13- й слайд
13.АНАЛОГИЯ – создание баз НАТО вдоль границ СССР.
14-й слайд
14.План Маршала – экономическая помощь США странам Западной Европе в пику СССР.
15-й слайд
15. Доктрина « Сдерживания СССР»
А) экономические санкции
Б) Ядерное оружие - 1945 г. Бомбежка Японских городов: Хиросимы и Нагасаки.
16-й слайд
16. Реакция И.В. Сталина и МИД СССР.
Сталин объявляет эти планы и действия со стороны Вашингтона откровенным призывом к войне против СССР. В это время Европа делиться на 2 лагеря, а также станы Азиатско-Тихоокеанского региона выбирают свои приоритеты.
17 – й Слайд – схема Задание группе
написать соответствие
США СССР
Югославия Италия
Албания ФРГ
Болгария Франция
Польша Испания
Венгрия Австрия
Румыния Великобритания
Чехословакия Швеция
Северная Корея Норвегия
Китай Дания
ГДР Япония
Неприсоединившиеся страны: записать - пример
А) Индия
18 – й слайд – задание
С помощью учебника и сети интернет назвать союзы в которые входят социалистические страны.
Ответ: 1. СЭВ ( совет экономической взаимопомощи 1949 г.)
2.1955 – ОВД – Организация Варшавского Договора (военно-политический союз)
3. 1947 г. – Образование Коминформа ( обмен опытом между компартиями).
19 – й слайд – информационный
Столкновение СССР и США в Корее. Помощь Китаю от СССР. 1952 г. Победа на выборах в США Эйзенхауэра. Со стороны США и СССР начинается – диалог. Пути выхода из тупика «холодной войны».
Слайд – 20 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Международное положение СССР в первые послевоенные годы определял завоеванный им в годы войны статус одной из двух мировых сверхдержав.
В 1949 г. – СССР проводит испытание ядерной бомбы, тем самым СССР выходит вновь на уровень США. Ни один вопрос мировой политики теперь не мог решаться без участия СССР.
Слово преподавателя: Дорогие ребята, уважаемые гости нашего урока, сегодня мы с вами рассмотрели одну из важнейших тем по истории России, которая называется «Международное положение СССР в первые послевоенные годы».
Информация по этой проблеме вами получена обширная, и наверное, пришло время ответить на проблемный вопрос урока.
Давайте его еще раз назовем:
Что стало причиной охлаждения, а затем и конфронтации в отношениях между СССР и США?
(дети вместе с преподавателем формируют ответ на проблемный вопрос, версий может быть несколько)
Примеры ответов:
Еще в 1945 г. Президент США Г. Трумэн заявил, что победа США во Второй мировой войне « поставила американский народ перед «необходимостью править миром…» «Нас выбрал Бог» - так заявил Гарри Трумэн. Начинается постепенный отход американской администрации от соглашений военной поры.
Фултонскую речь У. Черчилля мы тоже помним где он призывает весь англосаксонский мир объединиться для
« сдерживание коммунизма и СССР» . Все это привело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступает полоса взаимного недоверия и подозрительности.
СССР беспокоит ядерная монополия США, а также их поведение диктаторов на международной арене.
США , в свою очередь были обеспокоены заметным ростом авторитета СССР в Европе и мире. Все это и привело к началу «холодной войны» - противостояния Запада и Востока, СССР и США.
Дорогие ребята, наш урок подходит к концу.
1.Скажите мы достигли цели нашего урока? Кто из вас ее нам еще раз озвучит?
(обучающийся повторяет цель урока)
Мы выполнили все задачи, которые мы перед собой ставили?
Разрешили проблемный вопрос урока, ответили на него?
Как вы оцениваете вашу коллективную работу?
Как вы оцените меня, как преподавателя?
А какие оценки каждый из вас готов поставить сам себе?
Запишите домашнее задание: параграф № 94 часть 2.
Законспектировать п.2,3.
Отличники и хорошисты ответить на вопросы письменно:
Принимали участие войска США в разгроме «квантунской армии» в Маньчжурии в 1945 г.?
Что произошло с Ф. Делано Рузвельтом в период окончания 2-й мировой войны? Почему вместо него на Потсдамскую конференцию приехал Гарри Трумэн?
Выставление оценок. Урок окончен. Всем спасибо!