«Развитие исследовательской активности младших школьников в проектной деятельности»


«Развитие исследовательской активности младших школьников
в проектной деятельности»
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски
Муравлева Ольга Дмитриевна
Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями ставятся актуальные вопросы:
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?
Как развить способность искать новое?
Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?
Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Использование исследований на уроках окружающего мира является
самым целесообразным методом обучения, так как познание мира и есть
его исследование.
Рассмотрим некоторые проекты, выполненные учащимися начальных классов.
Практико – ориентированный проект «Птичья столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Его цель в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть.
В процессе наблюдения ученики ведут Дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки, в том числе, используя экспонаты школьного музея. Наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.
Творчески – исследовательский проект « Грибы- часть живой природы»
Класс разделился на группы: исследователи, экологи, медики, литераторы, умелые ручки, поварята.
Каждая группа проводила свои исследования. Материал добывался из книг в читальном зале библиотеки, Интернет – ресурсов. Творческие группы сочиняли рассказы, стихи, загадки о грибах. Мастерили поделки, собирали рецепты.
Презентация проекта проходила с участием родителей. Дети показали сочиненную сказку о грибах. Каждая группа отчитывалась о своих исследованиях.
Практикоориентированный проект «Зеленая школа»
Актуальность.
Наша школа очень светлая и красивая. У нас уютные классные комнаты. Но в рекреациях цветов мало, да и то некоторые погибают.
Что же мешает превратить школу в сад? Температура воздуха? Почва? Вода? Неправильный подбор растений?
Мы решили провести исследование, почему это происходит и что нужно сделать для того, чтобы наши рекреации радовали глаз пышным ростом, красивым цветением весь год. Настоящая любовь к растениям невозможна без знаний о них. Поэтому мы решили собрать рекомендации об уходе за ними. Выращивание растений – это увлекательный творческий процесс.
2. Задачи проекта:
1.Озеленить рекреации.
2. Сформировать у детей умения и навыки, необходимые для решения этой проблемы.
3. Укрепить сотрудничество детей, учителей и родителей.
3. Ожидаемые результаты.
Реализация идеи приведет не только к решению проблемы озеленения школы, она объединит детей и взрослых одной целью.
Будет решаться вопрос экологического состояния школьной среды. В ходе работы над проектом дети научатся:
вести наблюдения;
проводить опыты;
работать с дополнительной литературой;
различать растения по виду и происхождению;
правильно подбирать почву для посадки;
правильно ухаживать за растениями;
рассчитывать стоимость проекта.
4. Реализация проекта началась со сбора информации.
После определения проблемы начался сбор информации и ее анализ:
Проведено анкетирование среди учителей, учащихся и родителей:
1. Любите ли вы комнатные растения?
2. Какую пользу они приносят человеку?
3. Нуждается ли наша школа в озеленении?
4. Готовы ли вы внести свой вклад в это дело?
Анализируя ответы на эти вопросы, дети пришли к выводу, что все готовы принять участие в этой работе, оказать посильную помощь. (Принести посадочный материал, принять участие в посадке, уходе ).
Следующим этапом работы над проектом было изучение условий содержания комнатных растений.
Наша исследовательская группа, изучив литературу, пришла к выводу, что при выборе комнатных растений важно не забывать об условиях, которые мы должны им обеспечить. Это освещенность и температурный режим. Изучив освещенность наших помещений, мы выбрали те растения, которые подходят нам для разведения.
Каждому комнатному растению нужна своя температура, при которой оно хорошо растёт и цветёт. В естественных условиях продолжительность вегетационного периода определяется, в первую очередь, именно температурой воздуха.
С этой целью мы провели исследование температурного режима в помещениях нашей школы. Мы определили, что средняя температура около +19 оС. В ходе исследования, мы заметили, что между потребностью растений в свете и тепле существует тесная связь.
Результаты анализа. В наших условиях подходит выращивание следующих комнатных растений: диффенбахия, хлорофтиум хохлатый, розан, драцена, сингониум, сансевиерия .
После теоретических исследований была практика: высадка семян, черенков растений, уход за ними. В результате проекта рекреация стала выглядеть очень красиво и уютно.
Проект «Важные слова» связал уроки русского языка и окружающего мира. Вначале проект задумывался как создание книги словарных слов, но некоторые дети на обратной стороне своих работ написали информацию о словах. Например: виноград – где произрастает, как его выращивают, что из него изготавливают. Тогда решено было расширить проект, произвести исследование значения слова, подобрать к словам пословицы, скороговорки, потешки. Получилась интересная работа, которую можно использовать как на уроках русского языка, так и на уроках окружающего мира.
При составлении календарно – тематического планирования можно объединить темы по различным предметам в один проект. Например, во втором классе на литературном чтении тема «Братья наши меньшие» совпадает по дате с темами уроков окружающего мира: «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Кошки и собаки» и изобразительного искусства и художественного труда: «Изображения животных и зверей, увиденных в зоопарке и в деревне». Все темы были объеденены в один проект «Братья наши меньшие» со следующими целями:
Исследовательские:: найти ответы на вопросы: «Почему животных называют домашними?», «Какую пользу приносят домашние животные?», «Какие породы собак существуют?» и т.д.
Творческие: научиться рисовать животных, написать сочинение «Мой питомец», организовать фотоконкурс и т. д.
В тематическом планировании производятся соответствующие отметки, а презентация проекта происходит на одном из уроков обобщения.
Таким образом, применение проектной технологии даёт положительные
результаты как по качеству знаний, так и по внеурочной деятельности. Наблюдается 100% активность при проведении предметных недель, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, повышение качества знаний.