Статья по биологии на тему Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности


Саадулова Алла Юрьевна
Учитель биологии МКОУ Форпост-Каргатской средней школы
Статья
Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности

В проектной деятельности реализуется комплекс идей, обозначенных американским педагогом и философом Джорджем Дьюи. Он предлагал детство рассматривать как полноценную жизнь, а не период подготовки ребёнка к предстоящей взрослой жизни. Для этого образование должно основываться на знаниях, необходимых ребёнку сегодня, на реальных проблемах его жизни, а не на тех знаниях, которые могут пригодиться в будущем [2].
И.Я. Лернер, описывая исследовательский метод, выделяет его сущность: организуется поисковая, творческая, самостоятельная деятельность учащихся по решению новых для них проблем. Последнее особенно необходимо отметить, потому что здесь учебная деятельность приближается к научной, но отождествляться они не могут и не должны по различию своих масштабов (школьник «переоткрывает» знания для себя, а не открывает их для человечества). Психические же закономерности процесса мышления остаются схожими, так как любое мышление (в частности, школьника) есть искание и открытие существенно нового. Такова позиция С.Л. Рубинштейна и его учеников, разрабатывающих теорию проблемного обучения: А.В. Брушлинского, И.А. Ильницкой, А.М. Матюшкина, Л.В. Путляевой [4].
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности [3].
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты (таблица 1).
Табл. №1 Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности [3]
Деятельность
учебно-исследовательская проектная
Сходство практически значимые цели и задачи
структура, которая включает общие компоненты:
анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов;
 компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Итог - не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Отличие организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. направлена на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования
Логика построения деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Отрицательный результат есть тоже результат Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями [3] .
В дипломной работе Ватутиной Е. В. представлено сравнение исследовательской и проектной деятельности, где указано, что «в исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет».
Действительно, проектная деятельность направлена, прежде всего, на создание некоего нового учебного продукта, будь то школьная газета, театральный спектакль, учебное пособие и много-много чего еще. Однако продукт – это лишь один из компонентов проекта, пусть и необходимый. Итогу, результату предшествует замысел, собственно проектирование (планирование, анализ и поиск ресурсов) и само «делание», реализация. Если совсем коротко: задумал – спроектировал – осуществил (то есть получил продукт) [1].
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью) [3].
В исследовании мы отталкиваемся от природного явления (процесса), которое вызывает у нас определенные вопросы. Затем это явление подвергается описанию на каком-то формальном языке – с помощью чисел, графиков, схем, получаемых, как правило, на основании измерений. Опять-таки предельно коротко: явление – описание – модель. Причем целью исследовательской деятельности является именно «хорошая» модель явления. Соотношение проектирования и исследования следующее (табл. 1)
Таблица 2 ─ Соотношение проектирования и исследования
Проектирование Исследование
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта
2. Решение практической проблемы 2. Создание нового интеллектуального продукта
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания
[1]

Список использованной литературы
Ватутина Е. В. Выпускная квалификационная работа «Проектная деятельность на уроках биологии в рамках ФГОС как средство формирования регулятивных действий»
Власова С. С., Суматохин С. В. Проектная деятельность социально- экологической направленности // Биология в школе. – 2015. -№ 1., 52]
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. Тезисы докладов III Всероссийского научно-методического семинара (11–14 ноября 2002 г., Санкт-Петербург). — СПб: Крисмас+, 2002. - 184 с.