Психолого-педагогические особенности школьников, обуславливающие потребности в проектной и учебно-исследовательской деятельности


Психолого-педагогические особенности школьников, обуславливающие потребности в проектной и исследовательской деятельности Актуальность темы выступления 1. Современный школьный учитель, работающий в 5-6 классах, сталкивается с совершенно другими образовательными запросами со стороны учащихся. Эти запросы формируются в современной информационно насыщенной реальности.2. Не только современные школьники, но и дошкольники обладают иными психологическими особенностями личности. Это связано с постепенным «разрушением» ограничений на получение информации, когда ребенок находится в постоянном информационном потоке и научается воспринимать большие объемы получаемых сведений. Следовательно, существует возможность активизации таких познавательных способностей в творческих формах обучения – проектной и исследовательской деятельности. Цели выступления 1. Раскрыть сущность понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность»;2. Определить психолого-педагогические особенности современных школьников, которые обуславливают потребность в использовании данных форм деятельности. Исследовательская деятельность Такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Может являться элементом урока или использоваться во внеурочной деятельности при выполнении проектов. Проектная деятельность Способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная и исследовательская деятельность формируют: Психолого-педагогические особенности современных школьников Всех учащихся можно назвать «способными», «одаренными», «талантливыми», что отражает степень выраженности их способностей. Один из первых исследователей детской одаренности в нашей стране Н.С. Лейтес пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонности к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности [Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М., 1960].По Лейтесу Н.С. способности могут быть:общеинтеллектуальными (общая одаренность);скрытыми (не реализуются в урочной деятельности);- предметными (выражаются на уроке или в определенном виде деятельности). Но зададим себе вопрос: «А какими стали современные школьники?».Ответ очевиден. Современные школьники обладают опережающим психологическим развитием и опережающим развитием познания. В чем это выражается? В сфере познания: 1. Наличие особых «сензитивных» периодов, когда дети «впитывают» информацию более обостренно.2. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.3. Наличие у ряда учащихся отличной памяти, основой которой является развитая речь и абстрактное мышление.4. Наличие знаний, выходящих за пределы школьной программы и связанных с интересами ребенка. В сфере психологического развития: 1. Развитое чувство справедливости и коллективизма, когда учащиеся способны к взаимоподдержке и стремятся к объективной оценке работы каждого в группе.2. Яркое воображение и концентрация на деталях.3. Преувеличенные страхи, например страх не выполнить работу точно в срок. 4. Способность к длительным интеллектуальным нагрузкам.5.Потребность в ободрении и признании результатов работы.6. Потребность в сопереживании и соучастии в работе со стороны педагога.7. Наличие врожденного чувства такта в отношениях со взрослыми. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современные школьники нуждаются в дополнительных, интегрирующих несколько учебных предметов, занятиях. Это возможно путем выполнения учебно-исследовательских проектов. Работа над ними позволяет раскрыть интеллектуальные способности школьников и повысить общий результат обучения. В проектной и исследовательской деятельности дети могут раскрыть свои скрытые интеллектуальные возможности, которые не могут быть до конца реализованы в урочной деятельности. Только так мы можем использовать современную насыщенную информационную среду во благо ребенку. И не стоит забывать, что нынешнее поколение детей относится к типу т.н. детей-«индиго», которые не могут воспитываться и обучаться в атмосфере авторитарной педагогики. Такие дети испытывают потребность в педагоге-соучастнике, партнере в образовательном процессе. И таких детей в школе все больше…