Выступление на педагогической конференции по теме Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла и во внеурочное время


Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности
В ходе реализации современных подходов в образовании к ребёнку предъявляются жёсткие и высокие требования. Содержание школьных программ меняется, в основном, в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. Факторами риска, влияющими на здоровье учеников, также являются постоянно возрастающая и усложняющаяся научная информация, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей – всё это приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья.
Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. В нашей школе по результатам медицинского осмотра 29 учеников выявлены нарушения: снижение остроты зрения – 6 человек (21%), нарушения осанки – 5 учеников(17%), за прошедший учебный год в медпункт обращались 22 ученика (75%). В ходе классно-обобщающего контроля в 5 классе выявлен повышенный уровень тревожности у 2 из 4 учеников (50%). Таким образом, организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Основными задачами педагога являются: формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.
Здоровье ученика в норме, если: 1.в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; 2. в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; 3. в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; 4.в интеллектуальном плане – ученик проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 5. в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья в период обучения. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т.д. Более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как системного подхода к обучению и воспитанию, построенного на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье обучающихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
- учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Главная задача учителя - организация образовательного пространства на всех уровнях. Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.
Проанализируем основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегаюшей педагогики:
Во-первых, оценивается гигиеническая готовность помещения:
Помещение Градусы
Учебные кабинеты 18-21
температурный режим
освещённость
запыленность
соответствие мебели и оборудования.
Во-вторых, необходимо учитывать критерии рациональной организации и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровьесбережения Характеристика Рациональный уровень Недостаточно рациональный Нерацио-нальный
Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная или практическая работа, аудиовизуальный Не менее
3-х 2 1
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого 1 физкульт-минутка с неправильным содержанием или продолжи- тельностью Отсутствует
Чередование видов преподавания
Не позже, чем через 10-15 мин. Через
15-20 мин. Не череду-ются
Плотность урока
Количество времени, затраченное школьником на работу Не менее 60% и не более
75-80%
85-90%
Более
90%
На протяжении всего урока должен присутстствовать положительный эмоциональный настрой.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности (движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и "минутки покоя"; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Все вы, несомненно, используете физминутки на уроках. Видов их достаточно. Хочу предложить вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Прошу вас выполнить со мной:
Рекомендуемые упражнения: 1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;2. Горизонтальные вправо-влево;3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:1. Потягивание за мочки сверху вниз;2. Потягивание ушной раковины вверх;3. Потягивание ушной раковины кнаружи;4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения:1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);3. Точка посередине подбородка;4. Парные точки в височных ямках;5. Точка на затылке;6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того, использую физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
На мой взгляд, кабинет биологии и химии, где я провожу уроки, должен быть частичкой живой природы и поэтому в его оформлении должны обязательно присутствовать различные растения. Кроме кабинета биологии, большинство кабинетов нашей школы, рекреация имеют озеленение.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
проветривание и влажная уборка помещений;
соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.
В кабинете биологии в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками, цветов на подоконниках нет, т.к. они препятствуют проникновению света в помещение. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м от первого ряда парт, между рядами расстояние не менее 60 см. Температурный режим соответствует норме. На переменах осуществляю проветривание кабинета. Кроме того на уроках детям прививаются элементарные правила личной и общественной гигиены.
В кабинете имеется раковина, полотенце, после практических и лабораторных работ ученики имеют возможность вымыть руки.
Реализация данного вида здоровьесберегающих технологий возможна также на уроках биологии в 8 классе, при изучении курса " Человек". Знакомя учеников со строением опорно-двигательного аппарата, следует акцентировать внимание учащихся на значении упражнений физического характера для ее дальнейшего развития. Несколько уроков отводится для изучения элементарных сведений о различного рода травмах, мер профилактики при том или ином заболевании, например, "Первая помощь при ожогах", "П.П. при ударе током, солнечном ударе, кровотечениях, ранениях и т.д.". На такие занятия по возможности приглашаем фельдшера ФАПа, осуществляем экскурсии в лечебное учреждение. Также данный вид технологий осуществляется на факультативных занятиях "Полезные навыки", «Если хочешь быть здоров» среди обучающихся 7, 8 класса.
Кроме кабинета биологии и других учебных кабинетов гигиенический фактор реализуется и в школьной столовой.
В школьной столовой имеются раковины, электрические полотенца, салфетки на столах, что является примером осуществления медико-гигиенических технологий. В столовой имеется информационный стенд, из материалов которого обучающиеся могут узнать полезную информацию о витаминах, входящих в состав продуктов питания. Горячий завтрак, который предлагается ребятам, включает блюда, богатые различными витаминами. Всё перечисленное помогает обучить детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги. забота о здоровье всех участников образовательного процесса, учёт индивидуальных личных качеств каждого школьника - вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.
Литература:
 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы./ В.И. Ковалько. - М.: Вако, 2005.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. - М.:АПК и ПРО, 2002.
3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. / Е.В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
 4. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko/ Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе.