Сочинение-рассуждение как вид речевой деятельности. Презентация к уроку по обучению написания сочинения в формате ЕГЭ


Памятка«4 этапа работы с текстом» «Познакомься» (общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение темы). «Узнай» (основная мысль, стиль, тип речи, проблема/проблемы). «Изучи» (поиск «тайн» текста, осмысление, исследование, попытка восстановить пропущенную часть текста). «Используй» (рефлексия, нахождение своих языковых форм, приёмов выражения мыслей и чувств, сопоставление прочитанного с тем, что уже известно по данной теме, конструирование собственного текста). Формулировка проблемы исходного текста Ключевой вопрос действия:О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ?Справка Основная проблема – это та,которая стала объектом раздумий автора;над которой он в основном размышляет;к которой он неоднократно возвращается;по которой отчётливо заявлена авторская позиция Сочинение-рассуждение как вид речевой задачи. № Критерии оценивания ответа на задание С1 Бал-лы 1 Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Бал-лы Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 3 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но не приведено ни одного примера из прочитанного текста или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста. 1 0 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. Комментирование сформулированной проблемы Ключевой вопрос действия:ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ИЗ ТЕКСТА И ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ОБ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ?Определив проблему, необходимо оценить степень её актуальности, её значение в общественной жизни, воспитательную роль, форму её воплощения. К3 Отражение позиции автора исходного текста Бал-лы Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,илипозиция автора исходного текста не сформулирована. 0 Формулировка авторской позиции = = определение главной мысли текста Ключевой вопрос действия:К КАКОМУ ВЫВОДУ АВТОР ПРИВОДИТ ЧИТАТЕЛЯ?Автор стремится к тому, чтобы показать нравственную красоту или нравственное уродство человеческих качеств.Определение главной мысли авторского высказывания составляет содержание этого ключевого действия. Типичные ошибки (К 2) Отсутствие комментария к проблеме.Комментарий подменяется пересказом.Называется одна проблема, а комментируется другая.Излишнее цитирование. Определение и аргументирование личной позиции. Содержание действия:1) выявив авторскую позицию, вы можете с нейсогласиться,не согласиться,скорректировать её отдельные положения;2) необходимо обосновать свою точку зрения двумя аргументами. Справка Аргументами также являются- примеры из художественной, научно-популярной, публицистической, исторической литературы;ссылки на передачи телевидения, радио, публикации в СМИ;имена исторических деятелей и факты их биографии;цитаты;положения официальных документов;народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы;статистические данные, научные данные;события общественной и политической жизни.собственные наблюдения и выводы.