Презентация Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы


Автор проекта:Чепель Раиса Парфирьевна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кидышевская средняя общеобразовательная школа» село Кидыш, Уйский район, Челябинская область. Инновационный педагогический проект «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» Предметный раздел: предметы гуманитарного циклаПредмет: русский языкБаза реализации: обучающиеся 5-11 классовКраткое описание проекта: в проекте рассматриваются возможности формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе использования на уроках русского языка и литературы Технологии Развития Критического Мышления Через чтение и Письмо.Тип проекта по методу: исследовательскийпо цели: практико-ориентированныйПо времени реализации: долгосрочный Diagram PowerPoint 2002+ Материально-технические ресурсы: мультимедийная установка: экран, проектор, компьютер дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы Ресурсное обеспечение учебная аудитория рабочие программы составлены на основе авторских предметных программ под ред. Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой УМК«Просвеще-ние» Объект Предмет Деятельность участниковобразовательногопроцесса Технология уроков Объект и предмет проектирования Актуальность проекта Diagram Можно ли решить это противоречие? обучающиеся и выпускники школдолжны быть активными, творческими личностями,способными самостоятельно приобретатьновые знания и навыки, действовать и решать проблемы. сложившееся традиционное обучение ограничивается учебнымиситуациями, репродуктивнымиметодами обучения, действиями пообразцу, а инновационные идеи, подходы, технологиитолько начинают активно интегрироватьсяв образовательнуюсистему. Да. Основные противоречия Совершенствование практических умений и навыков, эффективная организация самостоятельной работы, индивидуализация процесса обучения, повышение уровня интереса к урокам русского языка и литературы, активизация познавательной деятельности учащихся возможна лишь при условии, если на уроках русского языка и литературы будут применяться современные образовательные технологии. Это осовременит урок, будет способствовать более глубокому и эффективному изучению учебного материала. Гипотеза Цель проекта Определение места информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных образовательных задач Diagram - создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, совершенствование их нравственного, духовного и интеллек-туального потенциала; -развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. -развитие познавательных навыков учащихся; изучение теоретического обоснования возникновения и развития технологии критического мышления в психолого-педагогических аспектах; Задачи Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Методологической базой данного проекта стали труды известных педагогов и психологов:в области проблемы личностно- ориентированного обучения и критического мышления (Алексеева Н., Гурьевой А, Загишева И, Клустера (Клаустера) Д.);смысловой структуры учебного текста и его понимания ( Граника Г., Доблаева Л.); использования новых образовательных технологий на уроках русского языка, в том числе и приема кластера, представляются методологически значимыми (Мезенцевой Н., Неретиной М., Свечковой А., Столбуновой С.) Изучение и анализ перечисленного опыта и практика собственного опыта работы, показывают, что от того, насколько грамотно используется технология РКМЧП как методического приема на уроках русского языка., зависит способность учащегося ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Методологическая база проекта Инновационная направленность проекта Этапы проекта Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка в школе предоставляет учащимся большую возможность пошагово прийти к открытиям новых знаний на уроках. творческий, новизна в комбинации известных методик;информационный метод, здоровьесберегающая технология;открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач;освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие; решение большого спектра проблем в образовательной сфере;электронный архив презентаций, создаваемых учителем. Сущность педагогического проекта Diagram поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности); практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). Методы: систематизация информационныхисточников по теме проекта; сценарии уроков с составлением кластеров и мультимедийным сопровождением; методические рекомендации для учителя; продукты учебнойдеятельностиобучающихся. Прямые: Ожидаемые результаты: изменение отношения детей к образованию, повышение ихмотивации к обучению; повышение уровня сформи-рованности ключевых компетенций обучающихся; повышение качества обученности попредмету; повышение профессионального уровняпедагога, а в результате - изменение качества и содержания урока. Косвенные: Ожидаемые результаты: «Кластер» (его виды: «Фишбоун», «Корзина идей», «Планета и ее спутники», «Блок – схема») «Денотантный граф» «Верные – неверные утверждения» Таблица «Плюс – минус – интересно» Таблица «ЗХУ» «Ромашка Блума» «Синквейн» Эссе «Психорисунок» «Двухчастный дневник» Text «Инсерт» «Трехчастный дневник» Основные приемы ТРКМ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ударные безударные словарные проверки не требует проверяется ударением проверяется «Орфографическим словарем» проверяется «Толковым словарем» полученные выводы могут быть учтены в практике преподавания русского языка в школе как в среднем звене, так и в старших классах. результаты исследования могут быть использованы при изучении темы самообразования «Теория методики обучения русскому языку», Практическая значимость проекта: Результативной - обеспечивает способность ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения Общепедагогической - реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Здоровьесберегающей -позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний Технология критического мышления является: 9,10,11 классы 55% 8,9,10 классы 50% 7,8,9 классы 45% 2014/15 2013/14 2012/13 Результативность: Успеваемость за три года обучения во всех классах составляет 100%.Качество – с 2012/13 учебного года выросло с 45% до 55%. Результаты ЕГЭ по русскому языку ( средний балл) Результаты ЕГЭ по литературе (в баллах) Результаты ОГЭ по русскому языку ( качество в %) Diagram 1.Анализ теоретико-методической литературы и мониторинг исследований показали, что оправдано и эффективно использование технологии РКМЧП , представляющей собой целостную систему,формирующую умения и навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. 3. Рефлексия показала, что критическое мышление способствует объективной оценке положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. 2. Апробация показала, что уроки с использованием технологии РКМЧП способствуют развитию инициативы, знания конструируются в процессе обучения, а не присваиваются в «готовом» виде, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность. Эффективность проекта с точки зрения полученных результатов ЭТОТ СЛАЙд предагается выполнить в виде диаграммы??? Технология КМ учит: