конспект урока по обществознанию на тему Налоги

Тема: «Н А Л О Г И»

Цели урока: сформировать у учащихся представления о видах налогов, способствовать пониманию терминов «бюджет», «налог», «налоговая система», дополнить новыми фактами представления учащихся о субъектах права, продолжить работу по формированию у учащихся навыка анализа и синтеза на основе работы с текстом документа, проблемными заданиями; логического мышления, грамотной речи, воспитывать понимание необходимости выполнять конституционные обязанности граждан РФ.
Оборудование: дидактический материал «Субъекты права», схемы «Семейный бюджет», «Бюджет государства», «Виды налогов», текст Закона «Об основах налоговой системы РФ», лист самооценки.

Тип урока: комбинированный

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Какую тему вы изучали на 2-х предыдущих уроках?
Что нового вы для себя узнали, изучая данную тему?
Что такое правоотношение?
Из каких элементов состоят правоотношения?
Продолжим знакомство со структурой правоотношений, а для этого выполним следующую работу:
Используя дидактический материал задания №1, определим субъекты права.
Обоснуйте ответ.
Где надо быть внимательным?
Чем бы ты мог помочь?
Что подсказывает твоя интуиция?
Где допущена ошибка, в чём её причина?
Что надо знать, чтобы определить какие субъекты права являются физическими, а какие юридическими лицами?

Выполняя задание №2 из дидактического материала, покажите на примерах, какие из перечисленных субъектов права являются физическими, а какие юридическими лицами?
Какими особыми свойствами обладают все эти физические лица?
Что об этом вы хотели бы сказать?
Что ещё можно добавить?

Ознакомьтесь с заданием №3 из дидактического материала.
Достаточно ли у нас знаний, чтобы выполнить это задание?
На чём основан твой вывод?
Из чего это видно?
Как вы думаете, зачем мы выполняли данные задания?
С какими трудностями мы встретились при их выполнении?
Что полезного из нашей работы можно взять на будущее?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
На прошлом уроке мы познакомились с темой «Гражданское право», а сегодня ... впрочем
Выполните задание №4 из дидактического материала и сформируйте тему нашего урока.
Запишите тему урока в тетрадь.
В чем, на ваш взгляд, важность изучения данной темы?
Каковы наши задачи на сегодня?

Заполните лист самооценки.




Материальной основой существования любого государства или семьи является денежный фонд-бюджет.
Что вы знаете о бюджете семьи, из чего он складывался?













Стипендия Социальные Наследство
выплаты

- Что вы знаете о бюджете семьи, как он расходуется?
Что вы знаете о бюджете государства, из чего он складывается?

Внешне-экономическая Налоги
деятельность







Иностранные кредиты
Налоговые доходы – это не просто обязательные платежи в бюджет, это его основная часть. В 1997г. 70,5% доходов бюджета составляли налоги. Именно с помощью налоговых доходов своего бюджета государство выполняет стоящие перед ним задачи и функции (защита государства, охрана правопорядка, социальная функция – пенсии, пособия).
В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, которые регулируют установление, взимание и контроль за уплатой налогов. Эти правовые нормы составляют налоговое право РФ.
К источникам налогового права относятся Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы.
В 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
Ознакомьтесь с содержанием закона и выполните предлагаемые задания, работая в парах:
1 ряд – сформулировать 2-3 вопроса к тексту закона
2 ряд – определить уровни, на которых производится сбор налогов в РФ
3 ряд – составить «Памятку налогоплательщика» (что должен знать тот, кто платит налоги)
(По данным налоговой службы в Володарском районе за 2005 г. – индивидуальных предпринимателей 5227, юридических лиц – 878, собственников имущества, которое облагается налогами – 33362 чел.)
налоги

по форме взимания

прямые косвенные

в зависимости от территориального уровня

федеральные налоги субъектов РФ местные

налоги с физических лиц налоги с юридических лиц налоги, общие для физических и
юридических лиц

За длительную историю развития государства придумано великое множество различных налогов. Долго нам придется блуждать в хитросплетении множества налогов, если мы не выберем основания их деления. По этим основаниям нынешние налоги делятся на (см. схему).
Все налоги различаются по форме взимания как прямые и косвенные. К прямым относятся (подоходный, налоги на доход и имущество), а к косвенным (акцизы, таможенные пошлины). Плательщикам косвенного налога оказывается потребитель товара. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, т.к. бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога (если у бедных есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары). Взимание прямых налогов связано с насильственными мерами (принуждение, штрафы, судебные преследования), а косвенные взимаются «мягко», незаметно.
В развивающихся странах большинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги, так как население бедное, имуществом не обремененное, доходы у людей маленькие.
Прямые же налоги имеют большее значение в развитых странах с зажиточным населением.
Налоги поступают в различные бюджеты, следовательно, делятся на федеральные (налог на добавленную стоимость – НДС, акцизы, налоги на доходы банков, подоходный налог с физических лиц), региональные (субъектов РФ) – (платы за воду, лесной доход, налог на имущество предприятий) и местные, которые включают (налоги на имущество физических лиц, сбор за право торговли).
В настоящее время с физических лиц взимаются подоходный налог и налог на имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Сейчас нет граждан, полностью освобожденных от налогов, если годовой доход физического лица превышает, он обязан подавать декларацию.
Попытайтесь сформулировать определение данного понятия.
Проверим себя, сравнив с определением, которое дают ученые (учебник).
Налоги с юридических лиц взимаются на основе ряда законов «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах».
Для юридических лиц очень важно правильно вести бухгалтерские документы, в которых находят отражение все хозяйственные операции, фиксируется прибыль и другие важные сведения.
В XVIII в. шотландский экономист А. Смит и французский
Кольбер сформулировали два подхода к налогообложению.
Прочитайте эти мнения, задание №6 дидактического материала и определите, какая из точек зрения наиболее отвечает интересам современной России.
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Составьте синквейн на тему «Налоги».











III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Используя глаголы, определите, чем мы занимались на уроке?
Заполните лист самооценки.
Какие виды д/задания вы могли и хотели бы предложить?

Д/задание: §16, найти исторические сведения, когда введение новых налогов или их повышение приводило к восстаниям.






З/плата

Пенсия

Бюджет
семьи

Бюджет
государства


НАЛОГИ

ПРИГАГАТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

ГЛАВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

СЛОВО - РЕЗЮМЕ



Заголовок 1 Заголовок 215