Урок по теме: «Частица не с глаголами»


Урок русского языка; ДАТА: 20.02.14
ТЕМА: Правописание НЕ с глаголами (2 час)
ЦЕЛЬ: формирование навыка правильного написания не с глаголами.
ЗАДАЧИ:
- расширить знания детей о служебных частях речи;
- формировать умение употреблять и правильно писать не с глаголами; развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
- прививать навыки культуры учебного труда;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- знают правило написания НЕ с глаголами;
- умеют правильно писать НЕ с глаголами;
- умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация Microsoft Power Point, индивидуальные и групповые карточки.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть зимнего солнечного дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
Чистописание. Введение в тему урока.
А) Работа по карточкам (несколько человек)
Карточка №1.
Определи число и время глаголов.
Выкинем -
катал -
поёт -
положили -
бросишь –
Карточка №2.
Определи число и время глаголов.
Греем -
играл -
мяукали –
работает -
обыграешь -
Б) Запись числа
В) на экране: на, за, от, в, под, к, про, не- Что здесь лишнее? (не)
- Почему? Докажите.
- Как назвать их общим определением? (Служебные части речи)
- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
- Для чего они служат?
Г) на экране: Стыдно знать, стыдно учиться.
- Прочитаем предложение.
- Согласны вы с этим утверждением? Почему?
- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).
Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.
Д) Сообщение темы урока, самостоятельная постановка задач детьми.
3. Словарная работа.
Картинный диктант: вагон, ракета, метро, трамвай, скутер, трактор.
- Что объединяет эти слова? (транспорт)
4. Развитие речи (работа в парах)
- Составьте устно правила поведения в транспорте, используя глаголы с частицей НЕ. Запишите эти глаголы. (Не разговаривай громко в транспорте; не мешай водителю; не сори в автобусе; )- Как пишется НЕ с глаголами?
5. Знакомство с глаголами-исключениями.
А) - Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.
Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно. На экране:
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
недомогать
нездоровится
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них слилось с корнем).
Б) Работа в парах
(На карточках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола).Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.Недомогать – это значит находиться в болезненном состоянии.Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.
- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание. Выделите приставки.
6. Самостоятельная работа.
- Вставь, где нужно частицу НЕ. Запиши получившиеся пословицы. Подчеркни частицу НЕ.
1 вариант. Кто стыдится спрашивать, узнает многое. После драки кулаками машут.
2 вариант. Хвали сам себя, пусть люди похвалят. Джигит отступает от того, что сказал.
- Ребята, почему в пословицах так много глаголов с отрицанием? (Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).
7. Мини-тест.
КОЗ
Стимул: На уроке русского языка ученики записывали слова по теме «Правописание глаголов с частицей НЕ». Проверьте правильность выполнения их работы.
Задачная формулировка: Отметить + те глаголы, которые записаны верно.
Бланк для выполнения задания:
не помогать
неуметьне поверить
не волитьнепонятьне писать
нездоровитсяИнструмент проверки:
Ключ: правильные ответы 1, 3, 6, 7.
«5» - все глаголы отмечены верно;
«4» - три глагола отмечены верно;
«3» - два глагола отмечены верно;
«2» - один глагол отмечен верно.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Напишите свои пожелания с помощью глаголов с НЕ (не болейте, не грустите, …)