Плод. Разнообразие и значение плодов


Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. Пономаревой
Класс: 6
Ф. И. О.: Сулейменова Гульнара КанаткереевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов
Тип урока: комбинированный урок
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: формирование личностных представлений о ценности растений и их частей;
формирование научной картины мира на базе биологических знаний.
- метапредметные: развитие умения работать с разными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной литературой, интернет-ресурсами);
умение работать с моделями биологических объектов;
формирование умения работать в группе;
формирование умения слушать и слышать, понимать речь других; формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю;
освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы);
отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
- предметные: 1 формирование знаний о строении плодов, их классификации и значении;
формирование знаний о способах распространения плодов и семян;
формирование целостных представлений о живой природе и роли растений в ней.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, модель цветка, видеофрагменты, учебник биологии.
Этапы урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Организационный момент Подготовка учебных принадлежностей
Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся;
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Актуализация и мотивация Выполняют задания. Один обучающийся отвечает у доски, остальные проверяют, контролируют правильность ответа.
Отгадывают загадки и извлекая информацию отвечают на вопросы.
Записывают тему урока.
Определяют цели по теме урока.
Коллективно обсуждают и принимают.
Объясняет задание.
Организует фронтальное погружение в тему.
Предлагает записать тему урока и сформулировать цели.
Учитель записывает на доске под диктовку ребят.
 Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал
На землю пал.
(Плод)
Как вы думаете, о чём идёт речь?
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Запись вопроса на доске.
Открываем тетради и записываем тему урока.
Плоды. Разнообразие и значение плодов.
Изучение нового материала  Высказывают предположения, записывают в тетради правильные ответы (по итогам беседы)
и запись определения плода в тетради.
Работают так же с индивидуальными папками – рисунок «Разнообразие плодов». Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках).
Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем).
Работают с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».
Предлагают варианты ответов.
Отгадывают загадки и записывают в тетрадях Способы распространения семян.
Предлагает решить проблемную ситуацию. Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Проверяет правильность выполнения задания вместе с учащимися. Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися.
Обобщение и корректировка ответов учащихся.
Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.
Проверяет задания вместе с детьми.
Дает задание учащимся составить схему «Типы плодов».
Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися.
Беседа на основе имеющихся знаний.
Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
 Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
Беседа
На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод
Запись в тетради.
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения.
Беседа:
Перечислите, у каких растений есть плоды.
Беседа
Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
Что такое опыление?
Что такое оплодотворение?
Работа (рисунок пестика и плода в разрезе)
Беседа:
Из какой части цветка образуется плод?
Беседа:
Самостоятельно сформулируйте определение ПЛОДА.
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена?
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
На сучке - арканчикДержит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
Закрепление нового материала  Выполняют предложенное творческое задание. Составляют вопросы по изученной теме, шаблоны ответов. Задают вопросы друг другу проводят самооценку и комментируют ответы, участвуют в обсуждении,
или выполняют предложенные учителем задания, проведя самопроверку и самооценку.
 Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися.
Предлагает составить вопросы по теме урока, организует и контролирует обсуждение ответов.
Каждый ряд составляет и предлагает для двух других рядов по 5 вопросов или кроссворд на 5 слов по тексту и рисункам учебника, можно использовать вопросы или предложить задания. 
Контроль  Отвечают на вопросы, выбирают верные ответы, сопоставляют.
Вспоминают сказки, в которых встречаются плоды.  Предлагает проверить степень усвоения материала, выполняя задания на слайдах презентации, объясняет правила выполнения заданий. Задание 1
 Кто лишний (слайд 20)
Сопоставь плоды растений и их типы
(слайд 21)
Выберите из многочисленных плодов только многосемянные (слайд 22).
Задание 2
Давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш Перо)
«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Рефлексия  Учащиеся подводят итоги своей учебной деятельности письменно выбирая три вопроса из десяти. 11 вопрос дети выполняют обязательно или устно фронтально.  Предлагает учащимся подвести итоги учебной деятельности, ответив на три вопроса из десяти предложенных, на 11 вопрос ответ обязательный письменно или устно для всех фронтально. 11 вопрос дети выполняют обязательно.  Вопросы для подведения итогов.
1. Сегодня я на уроке узнал для себя……..
2. Сегодня я научился для себя………
3. Мне показалось интересным в этой теме……..
4. У меня вызвало затруднение осмысление …….
5. Я задумался сегодня о роли………
6. А сегодня мне наиболее удалось ……..
7. Я сегодня для себя усвоил……..
8. Сегодня мы хорошо поработали на……. этапе урока
9. Сегодня я (мы) достигли или нет поставленной в начале уроке цели.
10. В дальнейшем мне надо научиться…….или сделать……
11. Я бы сегодня за урок себе поставил оценку…
(При письменной работе каждый ученик выбирает по три наиболее значимых лично для него положения.)
Дом. зад. § 12
Подготовить сообщения о плодах по вами составленному плану (3-4 пункта) или подобрать загадки.