«Проектная деятельность как средство формирования исследовательской культуры учащихся начальных классов»


Наименование опыта.
«Проектная деятельность как средство формирования исследовательской культуры учащихся начальных классов»
Условия формирования опыта.
Как научить младшего школьника самостоятельно добывать и применять знания? Как сделать так, чтобы ребёнок был индивидуальностью? Эти вопросы волнуют большинство учителей, в том числе и меня. На мой взгляд, в этом помогает проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
В самом содержании Федерального государственного образовательного стандарта заложена идея формирования исследовательской культуры учащихся начальных классов. Работа над проектами на уроках и во внеурочное время позволяет детям выбрать деятельность по своим интересам, которые соответствуют их способностям, формирует ключевые компетенции. Дети по природе маленькие исследователи. Они оперативно включаются в кратковременные проекты и исследования по интересующей их тематике, где осваивают методы творческой деятельности, самостоятельно или при помощи взрослых находят нужную информацию, изучают и анализируют, приобретают умения и навыки решения поставленных задач. Всё это способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Актуальность опыта.
Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. В настоящее время происходят изменения в целях, содержании, технологиях общего образования, так как возрастает потребность в самостоятельных людях, способных творчески подходить к решению проблем, адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям.
В основе нового федерального государственного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены не только предметные, а и личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, сформированность ценностно-смысловых установок; предметные результаты – опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний), и метапредметные результаты (освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС начального общего образования предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
В современной начальной школе активно разрабатываются и реализуются разные технологии обучения, направленные на достижение указанных результатов: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и исследовательского обучения. Многие учителя активно используют проектную и проектно-исследовательскую деятельность, которые обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов.
Каждый ребёнок обладает своими талантами и способностями. Желание и стремление к творчеству, поиску, активной деятельности, стремление познать что-то новое, неизвестное – одна из особенностей учащихся начальных классов. Поэтому ученики начальных классов стремятся проявить свои таланты, умения и способности. А для этого им нужно умелое руководство учителя, взрослых. Для детей начальных классов исследовательская деятельность - это источник получения представления о мире, который дети открывают, познают, исследуют. Она как нельзя лучше позволяет реализовать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Исследовательская деятельность, с одной стороны, творческая деятельность учащихся, характеризующаяся активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результат которой – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений. С другой – один из «способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся» (ФГОС НОО). А одним из наиболее доступных и эффективных средств формирования исследовательской культуры учащихся начальных классов выступает метод проектов (проектная деятельность). Применительно к организации образовательного процесса в школе правильнее было бы говорить и проектно-исследовательской деятельности.
Актуальность и перспективность опыта определяется тем, что, поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, проектно-исследовательская деятельность в умелом сочетании с другими технологиями обеспечивает реализацию требований ФГОС начального общего образования, интеллектуальное и нравственное развитие детей, способствует формированию их исследовательской культуры наряду с успешным усвоением учебного материала.
Теоретическая основа опыта.
Как свидетельствуют научные источники, проектная методика возникла еще в конце XIX - начале XX века, когда усилия исследователей были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления обучающегося, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.
В педагогической литературе рассматриваются многие аспекты организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков, а также современных педагогов-учёных. История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э. Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Т.М. Кауда, Н.В. Матяш, И.Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном процессе изучали С. И. Горлицкая, И. А. Зимняя, А.П. Зольников. Е.Н. Киселёва, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
Предметом внимания в педагогических исследованиях являются: структура и содержание проектной деятельности (В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов); опыт использования проектной деятельности в начальной школе и способы её организации (А. В. Горячев, Е. Н. Землянская, М. А. Биржева, И. М. Конышева); возможности проектирования как средства деятельностного познания (Н. А. Краля, А. Ю. Кравцова, Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); как формы учебного сотрудничества (B.C. Кузнецов, Г.В. Макотрова, И.А. Кудрова, М.М. Фирсова); творческие проекты как средство интеграции и дифференциации образования (В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М. Б. Павлова). Данные исследований М.А. Биржевой, Е.Н. Землянской, В.А. Кальней, Н.Б. Крыловой, Н.М. Конышевой, Е.В. Мальцевой, А.И. Савенкова, П.В. Середенко, Н.А. Семёновой, С.Е. Шишовой свидетельствуют о необходимости и возможности включения в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательской деятельности уже на начальном этапе школьного образования.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В начальной школе закладывается основа подготовки к проектно-исследовательской деятельности. «Проектирование – это целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция - проект». Таким образом, с одной стороны, проектирование – это создание идеальной модели конечного продукта, а с другой – планирование реальных шагов, последовательное выполнение которых и позволит получить планируемый конечный продукт.
Ведущая идея
Проектная и проектно-исследовательская деятельность обладают значительными ресурсами в достижении предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.
Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов со-организации (учитель-ученик, ученик-ученики, ученик-родители, разновозрастное сотрудничество).
Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно-деятельностные.
В-третьих, дети практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность.
Технология опыта.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также принимая во внимание опыт работы, целесообразно его использование уже в начальном звене школьного обучения. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к исследовательской деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектно-исследовательской деятельности выступает опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектно- исследовательского метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Реализация этапов обучения проектно-исследовательской деятельности с 1 по 4 классы следующая:
- пропедевтический этап 1 класс;
- организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности - 2 класс;
- расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования - 3 и 4 классы.
Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века», содержание которого позволяет в рамках урочной и внеурочной деятельности с 1 по 4 класс обучать детей основам проектно-исследовательской деятельности. Например, на уроках предмета «Окружающий мир» дети выполняют проекты «Какие загадки скрывает Луна?», «Вред и польза газированных напитков», «Откуда в сыре дырочки?». На уроках математики - «Математические сказки», «Задачи –расчёты» (3класс); «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами» (2 класс). На уроках технологии - проекты «Деревенский двор», «Аквариум» (2 класс); «Дикие животные», «Осенний урожай» (1 класс).
Как уже отмечалось выше, проекты могут быть индивидуальные и групповые, кратковременные и долговременные. Если в рамках урока чаще используются кратковременные, мини-проекты, то в рамках внеурочной деятельности дети выполняют долговременные исследования. Например, проекты «Мой Нижний Новгород», «Твой светлый образ незабвенный», «70 лет Победе». Защита проектов проходит на классных часах, днях науки, занятиях кружка «Экологический калейдоскоп», конференции учащихся начальной школы «Старт в науку».
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности, моя роль как учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя также велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, «протянуть мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
  Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, я как учитель должна пробудить в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект я раскрываю проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации,  вытекают цель и задачи проекта.  Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным. 
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Детям нужно собрать конкретные факты и подготовить небольшое сообщение по выбранной теме. Затем правильно и красиво оформить сообщение, это может быть и в печатном виде, и написанным от руки, и конечно с рисунками. Для подготовки дети идут в библиотеку, ищут информацию в книгах, энциклопедиях, в интернете. После этого группируем собранный материал, совместно делаем выводы, обобщаем. Детям бывает иногда сложно, но в процессе работы над проектом хорошо помогает творчество и детское мышление. Они учатся высказываться уверенно и смело, отстаивать своё мнение. В таблице приведены вопросы, последовательные ответы на которые помогут учащимся на данном этапе.
Проблема проекта
Почему?

Цель проекта
Зачем мы это делаем?

Задачи
Что мы делаем?

Методы и способы
Как мы делаем?

Оценка имеющихся и недостающих ресурсов
Что уже имеем для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения
Когда мы делаем?

Этап презентации (заключительный этап) как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Результативности опыта.
Результатом своей педагогической деятельности считаю:
- качество результатов освоения учащимися образовательных программ;
Класс
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017

обучения
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

4б (качество в целом по итогам года)

59,4
58,
48,4

РЯ

65,5%
61%
48%

Математика

71%
71%
65%

Литер/чтение

100%
90%
94%

ОМ

93,5%
84%
71%

- участие моих учеников в различных проектах, акциях, конкурсах:
Название конкурса
Уровень
Место
Ф.И. участника, класс

2013-2014 1 класс




Конкурс на лучший скворечник и кормушку
город
участник
Авдолян Д., Харитонов Е., Шорин Р., Захаров А., Шмелев Д. 1б

2014-2015 2 класс




Конкурс «Птица года»

район
1
Пияшова А., Чикунов А., 2б

Поисковая экспедиция «Вечная слава России»
область
призер
Чикунов А. 2б

Интерактивная книга Памяти и Славы
город
участие
Чикунов А. 2б

Конкурс рис к 9 мая «Герои Великой Отечественной войны»

участие
Адмаева К. 2б

Конкурс детского декоративно-прикладного и художественного творчества «Оранжевое солнце»
область
2
Чикунов А. 2б

Конкурс «Это наша Победа»
район
участие
Чикунов А. 2б

Акция «Живая книга»
город
участие
Пияшова А., 2б

2015-2016 3 класс




Конкурс декоративно-прикладного, дизайнерского и медиа-творчества "Зимние сказки"
район
3
Чикунов Алексей, 3б

IV городской конкурс «Мой Нижний Новгород»
город
3
Челнокова Ю.

Выставка технического творчества
район
участие
Чикунов А. 3б


Районный конкурс «Птица года 2016»
район
1
2
Пияшова А.,3б
Челнокова Ю., 3б

Международный интернет-проект «Мосты дружбы» 2016

участие
Челнокова Ю.

2016-2017 4 класс




Городской интерактивный конкурс «Твой светлый образ незабвенный»
город
3
Челнокова Ю., 4б кл.

V Городской интеллектуальный конкурс «Мой Нижний Новгород»
город
2
3
участник
Пияшова А., 4б кл.
Челнокова Ю., 4б кл.
Чикунов А., 4б кл.

Городская акция «Синичкин дом»
город
участники
3 работы

VII Общероссийская олимпиада школьников по Основам Православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»
школа
дипломы I,
I , III степеней
30 чел


район
участие
Адмаева К., Захаров А.,
Пияшова А., Чунакова Д.

Открытая всероссийская олимпиада «Наше наследие»
школа
1
Пияшова А., 4б кл.
+ 18чел. - участники

Олимпиады по светской этике


8 чел.

Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе. Проектно-исследовательская деятельность является здоровьесберегающей, так как это интересная, увлекательная деятельность не вызывает утомляемости и усталости.
И пусть мои ребята не всегда занимают призовые места, но самое главное – они приобретут опыт выступления перед аудиторией, смогут сопоставить свою работу с работами других ребят, возможно, увидят некоторые недочёты в своей работе, сделают соответствующие выводы и у них появится стремление продолжить работу над проектом.

Новизна опыта
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и систематизировать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая как нельзя лучше решает задачи новой школы, является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника, позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Наша школа не стала исключением. Так в нашей школе родилось школьное научное общество «Юные исследователи». Исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд, готовность школьников к этому виду работы и желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Организация проектно- и научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью учащихся.
В своей работе мы руководствуемся пятью принципами организации научно-исследовательской деятельности: принцип последовательности; принцип поуровневости; принцип временного развития; принцип разнообразия; принцип постоянного совершенствования.
Принцип последовательности обеспечивает доступность, постепенное нарастание трудностей в развитии познавательных возможностей детей, предполагает определение тематики в соответствии с возрастом детей.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, методического объединения, педагогического коллектива, родителей школы, учреждений дополнительного образования, с которыми сотрудничает наша школа, и, конечно, на уровне самих школьников. При этом «уровень школьника» учитывает степень подготовленности каждого к проектно-исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Данный принцип наиболее труден для учащихся, так как требует выработки таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей в достижении целей, выработку трудолюбия и т.д.
Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научно-практические конференции. Всё это дает ребенку широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации, а также предоставляет возможность творческого и научного роста и педагогическому коллективу.
Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно- и проектно-исследовательской деятельности.
Адресная направленность
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы. Для родителей проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы. Мои методические разработки успешно используются нашей школы, а также могут быть широко использованы в образовательных учреждениях района, города и области.
Методические разработки включают: Модель организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»; рекомендации молодым специалистам; проекты уроков; разработки внеклассных мероприятий; образцы творческих работ (см. Приложения).
Трудоёмкость опыта.
Обобщая опыт своей работы я поняла, что самым трудным в исследовательской деятельности является определение, выбор темы проекта, исследования. Работая с детьми понимаешь, что интересы школьников разнообразны и по возрасту, по мышлению. И мы стараемся вместе разобраться, что больше их интересует.
Трудоемкость действий обучения ребенка в проектно-исследовательской деятельности  заключается в подходе к каждому моменту темы, где необходимо продумать, спрогнозировать конечный результат проекта. В обучении проектной и исследовательской деятельности очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно – это моя задача как учителя.
При проведении родительских собраний я знакомлю родителей с темами учебных и внеурочных проектов, с особенностями исследовательской деятельностью младшего школьника. И это важный момент для помощи детям в подготовке к проектам. Когда родители настроены позитивно, готовы сотрудничать с детьми и учителем, не пассивные наблюдатели, а активные участники, тогда и проекты получаются интересными, так как это совместная проектно-исследовательская деятельность.

Литература:
1. Кузнецова Т.В. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе : автореферат канд.диссертации: [Том. гос. пед. ун-т].- Томск, 2011.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1515
2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.
ISBN 978-5-4441-0060-8
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
4. Проектная деятельность школьников; пособие для учителя. К.Н. Полеваева, Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9
5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др./ под редакцией А.Б. Воронцовой М.: Просвещение, 2012г. (Стандарты второго поколения).

®ђ Заголовок 115