Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П. Чехова Студент Составление киносценария


Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Создание киносценария по рассказу А.П. Чехова «Студент»Тип урока: урок – погружение
Цель: совершенствование умений и навыков интерпретации произведения через привлечение живописи и музыки.
Задачи: 1) совершенствовать работу по составлению киносценария; 2) развивать творческие способности обучающихся; 3) совершенствовать устную и письменную речь обучающихся; 4) закреплять навыки внутригрупповой коммуникации.
Оборудование:
1. Подборка картин с осенним пейзажем, с библейским сюжетом
Текст рассказа «Студент» А.П. Чехова (у каждого ученика)
Листы для составления сценария (у каждого ученика)
Аудиозапись фрагмента (И.С.Бах «Страсти по Матфею»), П.И. Чайковский «Времена года «Март»
Памятка «Как составлять киносценарий»
Методы: творческого чтения, эвристической беседы, частично-поисковый.
Формы организации деятельности: коллективная, в парах, индивидуальная.
Подготовительная работа:
Знакомство с текстом рассказа А.П. Чехова «Студент».
Деление текста на эпизоды.
Предварительный отбор важных художественных средств, деталей (письменно)
Ход  урока Ознакомление с целью и задачами урока. Деление учеников на группы («Сценаристы», «Операторы-постановщики», «Художники», «Звукооператоры», «Актёры»)
Актуализация знаний. В ходе фронтальной беседы обучающиеся повторяют понятие «киносценарий», знания об участниках создания кинофильма, о крупном, среднем и общем плане съёмки, о наполнении кадров и эпизодов деталями, диалогом и монологом, о роли монтажа.
Составление киносценария.
Коллективное определение границ эпизодов. Работа по выбору названия для сценария и эпизодов. (Ученики приходят к выводу, что необходимо изменить название фильма - «Ученики», поскольку оно символично и многозначно, отражает идею рассказа, связывает эпохи, о которых идет речь. Варианты: «Студент», «Две ночи», «Вечером» (так первоначально был назван рассказ)).
Вопросы:
1.На сколько частей можно разделить рассказ?
2. Почему вторая композиционная часть, описывающая один вечер, самая большая?
3.Как мы отразим значимость памятного вечера при делении на кадры?
Эпизоды (деление на кадры):
1)Холодный весенний пейзаж.(1кадр)
2)Иван Великопольский возвращается домой.(2 кадра)
3)Размышления студента (экскурс в историю времен).(3 кадра) (Приём быстро меняющихся кадров, сливающихся в один)
4)На вдовьих огородах горел костер.(2 кадра)
5) «Ах, какая то была страшная ночь…», Истрия апостола Петра. (5 кадров)
6) «И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» (3 кадра)
7) Холодный весенний пейзаж (1 кадр)
Определение общего мотива сценария, объединяющего эпизоды в одно целое. («шел» - «пришел» - «ушел»: Иван Великопольский, почувствовав себя частью цепи поколений, как и Перт, стал другим).
Составление списка действующих лиц. (Иван Великопольский, Василиса, Лукерья, работники).
Вопрос: Как связаны идея рассказа и композиция? Как использовать это при составлении киносценария? (В рассказе три части: холодный весенний пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя; воспоминания Студента (ученика) у костра о Апостоле (ученике Христа) Петре, взаимопроникновение образов героев; перерождение Ивана)
Индивидуально-групповая работа по выявлению в каждом эпизоде психологических деталей, звуков, смены плана и ракурса съёмки в зависимости от идейного замысла.
План работы групп по каждому кадру:
1)Содержание кадра («сценаристы»)
2)Психологические детали, выбор плана, подборка живописных полотен («операторы», «художники»)
3)«Озвучивание» кадра («звукооператоры»)
4)Отбор важных цитат, диалога и монолога, настроение («актёры»)
(В процессе кропотливой работы по тексту обучающиеся отвечают на вопросы и постепенно заполняют сценарные листы в виде таблицы).
Вопросы, помогающие в работе над эпизодами и их содержанием:
1.Почему А.П. Чехов изменил название рассказа? В чем смысл названия «Студент»? (мотив «учения», он ученик)
2.Одинаковы ли по настроению начало и конец рассказа? (Несмотря на мрачный весенний пейзаж в начале и конце рассказа, меняется сам Иван, он что-то переосмысливает, приходит к пониманию главного в жизни – учится!)
3. Значение имени и фамилии героя?
4. На какие вопросы он получает ответы?
5. Значение библейской истории о апостоле Петре?
6. Значение образа вдов?
7. Ключевые слова и образы? (костер, огонь, чувства, жизнь)
Кадр Сценаристы Операторы Художники Звукооператоры Актёры
1 «Запахло зимой» - холодный весенний пейзаж От ближнего к общему плану: от детали к общему По мотивам: А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Васильев «Оттепель» Звук ветра в пустой бутылке, крик вальдшнепа, выстрел, порыв ветра - тишина Настроение: неуютно, нелюдимо, запахло зимой
2-3 Иван Великопольский возвращается домой Крупный план, затем – общий Сгустились вечерние потемки;
свет костра вдалеке звуки порывистого ветра «… холод нарушил во всем порядок и согласие», пустынно и мрачно
4-6 Размышления студента – экскурс в историю времен смена картин-образов По мотивам картин В. Перова Монолог героя «голос за кадром» «… все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше и ему не хотелось идти домой»
7-8 «На вдовьих огородах горел костер» От общего плана к ближнему и снова к общему Свет костра, искры в ночном небе Треск огня, дальний разговор работников, топот и похрапывание лошадей у реки Василиса – «улыбнулась приветливо», «с лица не сходила мягкая степенная улыбка»
9-13 «Ах, какая то была страшная ночь» История Апостола Петра Средний план: галерея библейских образов, сменяющаяся картиной у костра на вдовьих огородах Через полотна художников(разных эпох и направлений ) о Иисусе Христе и апостоле Петре Музыка И.С. Баха «Страсти по Матфею»)
монолог Ивана о апостоле Петре Лукерья – «… оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на Ивана»;
Иван – «… вздохнул и задумался»; Василиса – «… продолжая улыбаться, вдруг всхлипнула, слезы …. Потекли у нее по щекам»;
Лукерья – «… покраснела, выражение лица стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль»
14-15 «И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» Средний план: Иван великопольский на фоне все того же пейзажа Тот же весенний мрачный утренний пейзаж, что и в начале фильма Музыка П. И. Чайковского «Времена года – « Март»;
монолог героя Иван:
« Прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого» Ему Казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой
5. Задание «Монтаж эпизодов». (Обучающиеся предлагают для связи отдельных кадров и эпизодов использовать закадровый голос главной героини и музыкальное сопровождение, которое поможет избежать разрывов и сохранить замысел автора).
6.Прослушивание в качестве музыкального сопровождения произведение И.С.Баха «Страсти по Матфею”, П.И. Чайковский «Времена года « Март».
- Что общего в этих произведениях? Какие чувства раскрывает музыка?
Рефлексия. Подведение итогов урока. (1. Обучающиеся делают вывод, что индивидуально- групповая работа помогла решить задачу юных сценаристов: донести до зрителя настроение героев, чтобы каждый понял, что ими движет. 2. Положительным было отмечено участие всех в интересной творческой работе, поскольку ребята почувствовали себя соавторами, попытались проникнуть в тайны слова, образа, детали).
Домашнее задание.
1. Прочитать рассказ Т. Толстой «Смотри на обороте»;
2. Выбрать цитату, которая отражает, по-вашему, смысл рассказов Т. Толстой и А.П. Чехова, и написать сочинение –рассуждение;
Цитаты: «Распалась связь времен… » (У. Шекспир)
«Недаром нить времен еще крепка» (Д. Самойлов)