ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В.А. Лебедь,
преподаватель русского языка и литературы
АПК им. Х. Андрухаева

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках литературы

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
Дети, пришедшие сейчас за парты, уже не те, что были 50, 30 и даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. У многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечается неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Духовный кризис, с одной стороны, – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью, – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х годов XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности.
Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается, на наш взгляд, в единстве духовного и нравственного.
Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души. Значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с решением целого ряда проблем.
Первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег считал, что «что повсюду ценность школы равняется на ценность учителя. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность учителя». Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, часто тоже бездуховный, выполнить ту высокую линию, которая перед ним ставится?
Вторая проблема касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которой обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный мир и нравственный опыт, который приобретается учеником и взращивается педагогом в процессе непрерывного взаимодействия.
Третья проблема связана со способами духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции. И степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения.
Читая, ребенок знакомится с окружающим миром. Художественное слово воздействует на сознание, на чувства и поступки ребенка. У первоклассников должна сложиться система понятий добро-доброжелательность, отзывчивость-справедливость. Ребенок должен научиться видеть проявления этих нравственных качеств в жизни. Это поможет ему различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость.
В учебниках по литературному чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя – привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносят такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать свое мнение. Обоснование своего быта заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказов и часто вспомнить о своем личном опыте, что, несомненно, способствует их духовно-нравственному воспитанию.
Насколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического компонента. Например, «Школа России», руководитель проекта – А.А. Плешаков. Главной своей целью авторы считают духовно-нравственное развитие учащихся. Это идея реализуется через удачный подбор произведений УНТи авторских произведений.
В учебнике «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Д. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Д. Одоевского, А.И. Куприна и многих др.). Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям. Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе.
Духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть качественного образования – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Литература:

Каган М.С. Философия культуры/ М.С. Каган. – Спб: ТООТК Петрополис, 1996.
Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категории психологии/ А.Лихачев//Московский психотерапевтический журнал, 2005. – № 3. – с. 20-50.
Федотов Т. Ессе homo/ Г. Федотов// Человек, 1991. – №1 – с. 38-47.
Философский словарь/Под ред. И.Г. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.