Литературное чтение Тема раздела: От фольклорных сказок к литературным. Тема урока: Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором.


Конспект урока
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 класс, Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века»



Тема раздела: От фольклорных сказок к литературным
Тема урока: Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором

Горшкова
Елена Валерьевна
учитель высшей категории


Санкт-Петербург
18 декабря
2012-2013 учебный год


Конспект урока
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1. 4 класс, Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века»;
2. Тема раздела: От фольклорных сказок к литературным
Тема урока: Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором

3. Цель: Обучить созданию презентации по теме «Жизнь и творчество братьев Гримм»

4. Задачи:
Предметные:
1. Развитие умений в поиске, отборе, изучении информации о жизни и творчестве сказочников братьев Гримм
2. Развитие воображения и фантазии в процессе создания эскизов слайдов к презентации.
3. Развитие умений сохранять информацию с использованием компьютерной презентации
4. Развитие умения работать в группе по созданию презентации
5. Развитие коммуникативных навыков.
Метапредметные:
1) Овладение различными способами поиска информации в справочной литературе, Интернете
2) Овладение способами сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
3) Овладение практическими способами действий и приемами мыслительной деятельности: наблюдение, анализ, сравнение, синтез, обобщение
3) Овладение навыками смыслового чтения текстов
4) Приобретение умений строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
5) Умение анализировать и оценивать информацию с точки зрения полезности и достоверности;
6) Формирование информационного мировоззрения

5. Литература:

1) Виноградова Н.Ф. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 3 ч.Ч.1- М. : Вентана-Граф, 2012.

6. Оборудование урока: учебник, компьютер, проектор



Технологическая карта урока.


Этапы урока
Решаемые задачи (планируемые результаты)
Формы и методы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



личностные
метапредметные
предметные




1.
Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)







2.
Проверка д.з.(если есть)









3.
Актуализация знаний









4.
Усвоение новых знаний









5.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний







6.
Обобщение и систематизация знаний








7.
Контроль и самоконтроль









8.
Организация рефлексивной деятельности








9.
Инструктаж д.з









10
Организационное
завершение урока










Ход урока.

Этапы урока
Речь и деятельность учителя
Информация из разных источников
Речь и деятельность учащихся

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Сегодня необычный день. К нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.
- Вам нравится, когда приходят гости? Почему?
-Да, всегда приятно встречать гостей.
- Волнуетесь?! Я тоже немного волнуюсь. Главное – это положительный настрой!
- Возьмитесь за руки, закройте глаза.
Сегодня замечательный день, у вас хорошее настроение, у вас все получится!
- Откройте глаза.
- Дети отвечают.





Дети берутся за руки, закрывают глаза

Открывают глаза

2. Актуализация знаний

- Посмотрите на доску. Перед вами портретная галерея. Назовите, кто изображен на портретах?
- Что объединяет этих знаменитых людей?


- Что можете рассказать о каждом из них?






































- Кто еще может что-либо добавить?
- Откройте учебник на с. 144. Прочитайте статью об авторах.
- Что узнали из этой статьи?




- Ш. Перро, А. Пушкин, братья Гримм

- Здесь изображены писатели-сказочники
- На материале народных сказок они стали сочинять свои, авторские сказки

Ш. Перро
- Французский сказочник, родился в Париже
- Всю жизнь собирал и обрабатывал народные сказки.
- Родоначальник, основоположник литературной сказки.
- Самые известные сказки: «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица»
А. Пушкин
- Знаменитый русский поэт.
- Родоначальник новой русской литературы.
- Получил домашнее образование. В 12 лет был зачислен в Царскосельский лицей. Там, на протяжении 6 лет, развивался его поэтический дар.
- Имя Пушкина стало известно за пределами лицея. Он был принят в литературное общество «Арзамас»
- А. Пушкин не писал специально для детей, но многие его произведения вошли в детское чтение: стихотворения, отрывки из поэм, сказки, повести
- «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Братья Гримм
- Это немецкие писатели-сказочники.
- Самые известные их сказки: «Бременские музыканты», «Госпожа метелица» , «Соломинка, уголек и боб» , «Белоснежка», «Король Дроздобород», «Золушка», «Золотой гусь» «Принц-лягушонок, или Железный Генрих»
- Учащиеся затрудняются ответить.
- Открывают учебник. Читают статью.
- Известные знатоки фольклора
- Два брата: Вильгельм и Якоб
- Собиратели народных сказок



3. Усвоение новых знаний


1. Объявление темы урока
(Портрет сказочников перевешивается в центр)

- В каких источниках можно получить более подробную информацию о жизни, творчестве знаменитых людей?


- Мы постараемся найти, изучить и кратко изложить историю жизни и творчества немецких сказочников братьев Гримм.
- Попробуем сделать небольшую презентацию.
- Напомните, что такое презентация?
(На доске появляется слайд)


2. Составление плана работы
- У кого есть опыт составления презентации?
- С чего обычно начинают такую работу?
- На доске деформированный план. Восстановите пункты плана

2. Обработка информации
4. Создание презентации
6. Оценивание работы
1. Поиск информации
3. Разработка структуры презентации
5. Представление результатов










3. Краткий инструктаж
- Работать будете в группах. Ребятам, у которых уже есть опыт работы с презентацией, я предлагаю подойти к компьютеру. Сегодня это ваше рабочее место.
- Еще раз обратимся к нашему плану.
1. Поиск информации
- Вы можете воспользоваться биографией автора. Информация взята из интернета. Так же вам предложена дополнительная литература.
Ваше право выбрать любой источник информации.
- Как быстро и правильно найти нужную статью?



2. Обработка информации
- Чтобы легче было отобрать необходимую информацию для слайдов, на столе – карточка-помощница с вопросами, которые могут быть представлены в слайд-шоу.
- Обязательно добавьте свой вопрос, который, по вашему мнению, необходимо осветить в презентации.



3. Разработка структуры презентации
- У вас на столах 4 листа бумаги для создания эскизов слайдов. Вы должны подготовить эскизы для 4 слайдов.
- Как сделать вашу работу в группах более слаженной, быстрой?

- На создание эскизов – 15 минут

4. Создание презентации
- Эскизы готовы. Время приступить к созданию самой презентации.
- Четверо ребят выполняют работу за компьютером. Остальные группы пробуют создать презентацию в бумажном варианте. Каждой группе выдается по 4 листа, на которых и появится ваша презентация.
- Обратите внимание, у вас на столе лежит памятка по созданию презентации
- На создание презентации – 15 минут






5. Представление презентации
- Посмотрим на результаты вашей работы.
- Расскажите при помощи своей презентации о жизни и творчестве братьев Гримм. Выберите по одному представителю от каждой группы.




- Справочная литература, учебная литература, журналы, энциклопедии, интернет, учебно-познавательные фильмы, презентации




- Это слайд-шоу. Обычно делается в программе Power Point



- Необходимо составить план действий


- Сначала нужно найти литературу
1. Поиск информации
- Отобрать необходимую информацию
2. Обработка информации
- Подготовить эскизы слайдов
3. Разработка структуры презентации
- Создать презентацию
4. Создание презентации
- Показать презентацию
5. Представление результатов
- Оценить работу
6. Оценивание работы







Ребята отбирают необходимую литературу


- Открыть содержание, найти нужную страницу, найти необходимую статью














- Распределить слайды межу членами группы, совместно продумать , какие вопросы подойдут к каждому слайду









Учащиеся читают










Учащиеся рассказывают: сначала мультимедийная презентация, затем остальные.




















4. Обобщение и систематизация знаний

6. Оценивание работы
- Молодцы!
- Оцените свою работу по предложенным критериям и подсчитайте количество баллов




- Пожмите друг другу руки, поблагодарите за хорошую работу в группе. Вы молодцы!










- материал презентации изложен логично
- группа обращалась за помощью к учителю
- грамотное, уместное употребление терминов
- докладчики грамотно излагают материал


5. Инструктаж д.з.
- Дома я вам предлагаю еще раз проявить свои творческие способности.
- В Контакте, на страничке нашей группы 4а класса, я выложу презентацию, которую сегодня создали на уроке. Кто захочет, может попробовать дополнить ее, создать свои слайды о жизни и творчестве братьев Гримм. На следующем уроке мы всем классом с удовольствием посмотрим, что у вас получилось









6. Организация рефлексивной деятельности


- Получилось у вас найти, изучить и кратко изложить историю жизни и творчества братьев Гримм. Как вам это удалось? (На доске появляется первый слайд презентации)
- У вас неплохо получилось!
- Взгляните еще раз на портрет знаменитых немецких сказочников. Что изобразил художник в левом нижнем углу?
- Почему именно перо?

- Братья Гримм создавали свои чудесные сказки при помощи пера. Мы сегодня с вами тоже творили, но только уже при помощи новых компьютерных технологий. (На доске появляется перо рядом со слайдом)

- Вы готовы еще творить?!






- Мы создали презентацию



- Художник изобразил перо

- Писатели-сказочники, написали очень много сказок, раньше писали перьями




Да!


7. Организационное
завершение урока

- Возьмитесь за руки, закройте глазаВспомните наш урокЧто понравилось на уроке, что вам запомнилосьОткройте глаза
-Урок окончен
















Памятка для создания мультимедийной презентации


Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления.



Цвет

Для фона и текста используйте контрастные цвета.






Содержание информации


Используйте короткие слова и предложения, небольшой
объем информации.



Расположение информации на странице


На слайде обязательно располагается картинка.



















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

№ п\п
Критерии оценки
Баллы

1.
Оформление проекта:
Аккуратность – 1 балл
 

2.
Содержание проекта:
Соответствие теме проекта – 1 балл
Наличие оригинальных находок – 1 балл
Полнота представления материала – 1 балл
Логичное представление материала – 1 балл
 

3.
Представление проекта:
Ясность, красота речи – 1 балл
Эмоциональность в представлении – 1 балл
 

 
Итого:
7 баллов – “5” 5-6 баллов – “4” 3-4 баллов – “3”
Итоговая отметка:
 



Братья Гримм Якоб (1785 – 1836) и Вильгельм (1786 – 1859) –
немецкие сказочники 18-19 века.
Они родились в Германии в городе Ханау в семье чиновника. Росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.
За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок». Среди них: «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Король-лягушонок, или Железный Генрих».  Великие сказочники подарили миру множество чудесных сказок. Они переведены на многие языки мира. Сказки братьев Гримм учат нас быть добрыми, верными, честными, отзывчивыми.



















Карточка-помощница

Как звали братьев?
В каком веке жили?
В какой стране жили и работали?
Где и кем служили братья?
Что кроме сказок создали писатели?
Как назывались сборники сказок?
Сколько сказок ими собрано?
Чему учат сказки братьев Гримм?













Карточка-помощница

Как звали братьев?
В каком веке жили?
В какой стране жили и работали?
Где и кем служили братья?
Что кроме сказок создали писатели?
Как назывались сборники сказок?
Сколько сказок ими собрано?
Чему учат сказки братьев Гримм?



15