Система работы педагога – психолога с детьми «группы риска», обучающимися в общеобразовательной школе.


Инновационный педагогический опыт
педагога – психолога МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа Лямбирского муниципального района
Матюшенко М.С.
Система работы педагога – психолога с детьми «группы риска», обучающимися в общеобразовательной школе.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога – психолога является психолого-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Актуальность и перспективность опыта.
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуются свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическая поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации.
Воспитание и перевоспитание трудных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе, и это огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.
Цель моего педагогического опыта - изучении особенностей развития детей «группы риска», выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы и педагогической коррекции личности, путем устранения причин нравственной деформации, отклонений в поведении.
Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно - воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско -профилактическую работу, консультирование.
Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников.
Концептуальность.
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.).
Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.).
Например Л. В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.
По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические.
Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет следующую группу факторов риска:
медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков);психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);
педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – всё это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
Наличие теоретической базы опыта.
Для разработки данной проблемы необходимо изучить работы педагогов,
психологов, научно-публицистическую литературу:
Андрияхина Н.    Работа педагогов по профилактике правонарушений // Классный руководитель.- 2006.- № 5.- С. 17-37.
Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». – М., 1996.
Балацкая И.    Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.
Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. — 2003. — № 1. — С.70–72.
Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». – М., 2006.
Беляева Л.   Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей   // Педагогика. - 2002.-N 6. - с.78-84.
Брылева О.    Взаимодействие психолога и "трудного подростка" // Педагогическая техника.- 2006.- № 1.- С. 66-70.
Будникова Н.    Программа работы с детьми "группы риска"   // Воспитательная работа в школе. - 2005.-N 4. - с.63-66.
Бусыгина Н.    Характеристика трудного подростка   // Классный руководитель. - 2005.-N 5. - с.48-51.
Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. - Издательский центр «Академия», 2002. — 160с.
Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 9с учетом их половых различий). Программа, методические рекомендации. – М.: УЦ «Перспектива», 2013
Голикова М.    Организация работы с трудными детьми   // Классный руководитель. - 1999.-N 1. - с.27-39.
Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно – методический комплекс. – Ростов на Дону: Феникс, 2006
Дараган И.    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.
Дементьева И.   Работа школы с детьми группы риска   // Воспитание школьников. - 2002.-N 7. - с.21-28. Матрица определения показателя социального благополучия ребенка
Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8.+ Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе
Дубровина И. В.    Психология: учебник для студентов средних пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2006. - 464 с. - ISBN 5-7695-2802-8.Психология младшего школьника
Журавлев Д.    Откуда берутся проблемные дети?   // Народное образование. - 2005.-N 1. - с.141-147.
Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. — 2005. — № 1. — С. 81–83.
Зикратов В.    Организация работы ОУ с "трудными" учащимися   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.83-85.
Зотова Л.    Стратегия работы с трудными школьниками   // Классный руководитель. - 2005.-N 4. - с.53-62.
Как помочь родителям трудных детей   // Ребёнок в детском саду. - 2003.-N 5. - с.78-85. 14
Кукушин В. С.    Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов пед. вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 508 с. - ISBN 5-222-07580-Х.
Куликова Е. Дороги и тропинки к трудным детям   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2002.-N 1. - с.42-45.
Лушгина И.    Детям риска требуется помощь   // Воспитание школьников. - 1997.-N 4. - с.48-50.
Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушений у подростков группы риска//Социальная педагогика. — 2005. — № 2. — С. 79–82.
Маленкова Л.    А если он трудный   // Народное образование. - 2002.-N 2. - с.205-208.
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.
Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. — 192с.
Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. — 2008. -№ 1. — С. 107.
Невский И.Л., Колесова JI.C. Подростки «группы риска» в школе. – М., 1996
Неретина Т.    Особенности семейного воспитания младших школьников с проблемами в развитии   // Начальная школа + До и после. - 2002.-N 10. - с.10-13.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001
Осипова И.    Проблемный ребенок // Воспитание школьников.- 2006.- № 2.- С. 40-45.
Петрова Л.    Трудные девочки: проблемы воспитания // Воспитание школьников.- 2006.- № 9.- С. 58-65.
Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка   // Педагогическая техника. - 2004.-N 3. - с.120-122.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирования, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель,2013.-207с.
Пятаков Е.   Почему у подростков возникают криминальные установки   // Педагогическая техника. - 2004.-N 1. - с.74-97.
Работа с подростками девиантного поведения. 5 – 11 классы: поведенческие программы, социально – психологические тренинги/авт. – сост. И.А. Устюгова и др. – Волгоград: Учитель, 2014.
Рехлицкая Г.    Работа с учащимися "Группы риска" // Справочник классного руководителя.- 2006.- № 0.- С. 15-27. Карта учащегося
Рогаткин Д.    Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование.- 2006.- № 2.- С. 193-200.
Рыбина Л.    Не пыль на ветру   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2003.-N 9. - с.9-16.
Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. – М., 2000.
Сергеева В.    Воспитательная работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2003.-N 6. - с.68-72.
Социально – педагогические технологии работы с «трудными детьми/авт.-сост М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014.-232с.
Спутник классного руководителя. - М: Педагогический поиск, 2001. - 193 с. - ISBN 5-901030-48-6.
Тихомирова Н.    Работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2004.-N 6. - с.100-111.
Тихомирова Н.   Планирование работы   // Школьное планирование. - 2004.-N 4. - с.120-123.
Трудные дети   // Дошкольное воспитание. - 2003.-N 12. - с.72-76.
Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/авт.- сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2009
Ушенина Т.     Не ошибись, учитель   // Начальная школа. - 2002.-N 9. - с.27
Фигдор Г.    Я тебя понимаю, но я тебе ничего не скажу   // Психологическая наука и образование. - 1998.-N 1. - с.59-74.
Шульга Т.    Смысл жизни и ценности детей группы риска   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.35-39.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2008
Ведущая педагогическая идея.
Новизна инновационного опыта заключается в усовершенствовании рациональных сторон образовательно-воспитательного процесса.
Применение современных инновационных методов работы психолога с детьми «группы риска», обучающимися в общеобразовательной школе.
Известно, что первое в инновационном обучении – развитие способностей на основе образования и самообразования. В современный период встает необходимость разработать и применять открытые системы интенсивного обучения. Эти системы дают возможность выбора подходящей
технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности.
В своей работе с детьми «группы риска», обучающимися в общеобразовательной школе, считаю необходимо рассматривать поэтапность деятельности:
Выявление детей группы риска, формирование банка данных детей и подростков группы риска.
На данном этапе работы формируется банк данных, соблюдаются принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информация используется только для служебных целей.
В целостный банк данных включаются сведения об обучающихся детях и подростках образовательного учреждения по следующим критериям:
Первая группа. Медицинские критерии:
дети – инвалиды;
дети с хроническими заболеваниями;
дети психосоматически ослабленные (часто болеющие);
дети ситуативно (временно) болеющие и получившие травму.
Вторая группа. Социальные критерии:
социально – незащищенные дети;
социально – запущенные дети;
дети из проблемных и неблагополучных семей;
дети оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
дети с проявлением социальной дезадаптации.
Третья группа. Учебно – педагогические критерии:
педагогически запущенные дети;
слабообучаемые, но «сохраненные» дети (дети с проблемами в обучении и развитии);
хронически неуспевающие по всем или отдельным дисциплинам;
дети с несформированной мотивацией к учебной деятельности;
обучающиеся не усвоившие программу начальной школыдети с проявлением психолого – педагогической дезадаптации.
Четвертая группа. Поведенческие критерии:
дети с агрессивным поведением;
дети с диструктивным поведением;
дети с аддиктивным поведением;
дети с делинквентным поведением;
дети с асоциальным поведением;
дети с конфликтным поведением;
дети с дезадаптивным поведением;
дети с акцентуированным поведением;
дети с отклоняющимся (девиантным, неадекватным) поведением;
дети с антиобщественным поведением.
Пятая группа. «Дети зоны риска» с психологическими проблемами в развитии:
дети с недостаточными способностями к обучению (ЗПР);
дети с высокими способностями к обучению (одаренность);
дети с нейродинамическими нарушениями нарушения поведения (гиперактивность, гипоактивность);
дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии (леворукость, амбидекстрия);
дети с отклонениями в эмоциональной сфере (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость).
Диагностирование проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в группу риска.
На данном этапе уточняются социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных, посредством работы педагога – психолога с ребенком, классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. Изучаются индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. В работе используется апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.
При этом с важнейшим инструментом психологической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и психолого-педагогического взаимодействия ребенка и педагога - психолога.
Разработка и утверждение программы психологической профилактики или коррекции.
По результатам диагностического исследования определяется суть проблемы и совокупности проблем, подбираются адекватные психолого - педагогические средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные программы разрабатываются с целью оказания своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Все разрабатываемые программы отвечают следующим характеристикам:
целесообразностью методов, форм и средств психолого-педагогической деятельности;
прогнозируемостью;
измеряемостью ожидаемых результатов.
Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются консультантами и выносятся на обсуждение педагогического совета образовательного учреждения.
Реализация программ.
На данном этапе проводится психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, ориентированная на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия ребенка. Данные программы реализуются совместно с учителями предметниками, классными руководителями. Используются компьютерные игры на развитие внимания, воображения, мышления. Считаю, что большой психопрофилактический и развивающий эффект имеют психологические игры.
Здесь ребята овладевают методами аутогенной тренировки, развивают
способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определить цели своей жизни, соотношение ближней и дальней перспективы.
Занятия проходят в форме тренинга, психологических игр, сюжетно –ролевых игр, групповых мини дискуссий. Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований.
Подведение итогов, коррекция полученных результатов.
По результатам работы, проведенной за 2013 -2014 учебный год снизилось количество детей с учебно - педагогическими и психологическими проблемами на 17%, «дети зоны риска» благодаря индивидуальному подходу со стороны всех участников образовательного процесса не вышли за границу нормы.
Таким образом, создание социальных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем – психологически здоровому самоощущению, становится одной из главных задач в моей деятельности.
Оптимальность и эффективность средств.
Для наиболее эффективного психолого-педагогического взаимодействия, необходимо использовать современные и эффективные средства.
Мною подобран комплекс наглядного и аудиовизуального материала для проведения тренингов и занятий. Релаксационный компонент тренингов способствует снятию эмоционального, мышечного, нервного напряжения.
Используются современные программы, которые способствуют сохранению психологического здоровья. При этом рассматриваются такие технологии, как аудиовизуальное воздействия, арттерапия, визуализация, сказкотерапия, метод воспитания, убеждения, побуждения,  поощрения, порицания  и др. Например главными задачами, которые решает сказкотерапия является расслабление и развитие произвольного внимания. Школьники и учителя учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания.
Все приемы, которые используются на занятиях, отвечают требованиям коррекционно-развивающего цикла: ритуалы приветствия, прощания, дыхательные упражнения, методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности, методики позитивного мировосприятия, релаксационные упражнения.
Применяются психолого-педагогических приемы, направленные на
блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания младших школьников, выравнивания психологического климата в классе, выработки дисциплины; использование специальных игр для профилактика конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение
рефлектировать, повышают самооценку. Собрана картотека психологических игр по различным психологическим проблемам.
Проводятся обучающие занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми, индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения, обучение агрессивных школьников способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение школьников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей.
Использование новых информационных технологий в преподавании
является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятие интересным и запоминающимся для учащихся.
В своей работе я использую следующие возможности информационных технологий:
для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
для работы с текстами, использую пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel – выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д. ;для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash- диски);
для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);
для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрывателиMicrosoft Media Player, Win Amp, Win DVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, Photo Shop, Corel Draw, программы для создания схем, чертежей и графиков Vis io) и др.
Результативность опыта.
Продуктивность данной работы заключается в том, что данная работа способствует снижению уровня

п/пПоказатель Динамика (%)Сентябрь,
2013 Май,
2014
1 педагогически запущенные дети 2 слабообучаемые, но «сохраненные» дети (дети с проблемами в обучении и развитии); 3 хронически неуспевающие по всем или отдельным дисциплинам;
дети с несформированной мотивацией к учебной деятельности; 4 обучающиеся не усвоившие программу начальной школы5 дети с проявлением психолого – педагогической дезадаптации. 6 дети с агрессивным поведением; 7 дети с диструктивным поведением 8 дети с аддиктивным поведением 9 дети с делинквентным поведением 1 дети с асоциальным поведением; 0 дети с конфликтным поведением 11 дети с дезадаптивным поведением 12 дети с акцентуированным поведением 13 дети с отклоняющимся (девиантным, неадекватным) поведением 14 дети с антиобщественным поведением 15 дети с (ЗПР) 16 одаренные 17 Гиперактивные 18 Гипоактивные 19 Леворукие20 Амбидекстры21 Агрессивные 22 Тревожные 23 Демонстративные Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая работа способствует сохранению формированию эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков. Усилению личностных ресурсов, препятствующих нравственной деформации личности, отклонению в развитии и поведения.
Возможность тиражирования.
Работа по тиражированию педагогического опыта основывается на публикациях в печатных изданиях, СМИ, интернет-публикациях.
Инновационный педагогический опыт представлен на официальном сайте МОУ «Большеелхлвская СОШ» на странице по адресу: http://sc1kov.edurm.ru/part09.html.
Разработанный методический материал представлен на сайте «Школьный психолог» на персональной странице http://psychologschool. ru/psikhologi/ по теме: «_________________________________» http://nsportal.ru/ сайт педагога-психолога МОУ "Большеелховская СОШ" статья по теме « _______»; Выводы экспертного заключения: внести представленный опыт в районную копилку инновационного педагогического опыта.
 «Необходимость учета возрастных особенностей школьников в работе с детьми по профилактике злоупотребления ПАВ» http://elhoschool.ru/html/psiholog.htm