Программа личностного саморазвития педагога

Одной из актуальных и значимых проблем в образовании является создание условий для обеспечения оптимальной методической среды, способствующей профессиональному росту и повышению квалификации педагогов. Средством повышения педагогического мастерства учителя является хорошо организованная методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование, содействует успешному развитию профессионализма и творческого потенциала личности учителя. Проектирование индивидуального плана работы аттестуемого учителя по повышению педагогического мастерства основывается на планировании самообразовательной деятельности педагога. Цель самообразования: продолжение профессионального образования, обеспечивающее расширение культурного кругозора, углубление ранее полученные знания в конкретной области. Компоненты самообразовательной деятельности: - самостоятельное изучение научно-методической и педагогической литературы; - публичные выступления в виде докладов, лекций; - педагогические консультации; - собеседование на научные, методические и педагогические темы; - творческие отчеты учителей об учебной и воспитательной работе; - взаимное посещение учителями уроков; - анализ посещенных уроков и самоанализ собственных уроков и воспитательных дел; - подготовка к внешней экспертизе методического материала; - работа в творческих группах, экспериментальная работа; - участие в городских и областных семинарах, работа на заседаниях городского МО; - разработка, презентация и обсуждение рабочих программ, методических рекомендаций, пособий; - составление и обсуждение поурочных методических разработок; - разработка, систематизация и оформление УМК; - участие в работе экспертной группы по качеству учебников и УМК областного и республиканского уровня; - анализ учителями контрольных работ, итогов изучения темы, полугодия; - изучение психологических особенностей, учебной деятельности и поведения учащегося; - анализ собственной деятельности по выполнению индивидуального планирования. Претерпели значительное изменение направления содержания работы методической службы: Информационно – диагностическое (формирование банка педагогической информации; информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии образования; приобщение педагогических работников школы к инновационной деятельности); Организационно – методическое (методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам); Консультативно – методическое (поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий). Одной из важных форм методической работы в школе является работа над единой методической темой. Работа над единой методической темой как поиск решения методической проблемы, позволит не только повысить профессиональный и методический уровень педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания, находит отражение в индивидуальных планах самообразования учителей. Предлагаемый индивидуальный план работы аттестуемого учителя как один из вариантов примерного планирования работы по повышению педагогического мастерства и квалификации педагога. Данная работа предназначена для учителей начальных классов и носит консультативно-методический характер. Индивидуальный план работы аттестуемого учителя по повышению педагогического мастерства. Направления деятельности: 1. Организационно-педагогические мероприятия. Ознакомление с правилами аттестации учебного года. Составление индивидуального плана работы. Создание портфолио учителя. Структурирование содержания учебного материала по изобразительному искусству. 2. Самообразовательная деятельность. Самостоятельное изучение научной методической и педагогической литературы. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога через курсы повышения квалификации, семинары. Участие в работе школьного методического объединения учителей изо искусства. Участие в работе творческой группы учителей изо искусства. Участие в работе Школы передового опыта по проблеме «Современные подходы к организации образовательного процесса в процессе перехода на ФГОС» Участие в работе методического объединения учителей изо искусства Участие в педагогических конкурсах. Публичные выступления на семинарах. Разработка, презентация и обсуждение тематического планирования, методических рекомендаций, пособий. Составление и обсуждение поурочных методических разработок с использованием современных технологий. Публикации разработок по методической и воспитательной работе на интернет-сайтах. Обобщение итогов деятельности над методической темой. Творческие отчеты учителя об учебной и воспитательной работе. Защита портфолио аттестуемого учителя. 3. Система контрольно-коррекционной деятельности. Разработка, проведение и анализ контрольных срезов по выявлению сформированности ЗУН учащихся. Анализ контрольных работ за четверть, полугодие. Мониторинг качества знаний учащихся. Мониторинг результативности деятельности педагога. (заполнение карты профессионального роста педагога) Анализ собственной деятельности по выполнению индивидуального планирования. 4. Внеклассная работа по предмету Участие в предметных неделях. Участие в школьных предметных олимпиадах. Участие в республиканских интеллектуальных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Страна Талантов»


Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя
по теме: «Новый ФГОС основного общего. образования по изобразительному искусству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание того, что узнаёт от других людей или из книг.»
Н. А. Рубакин
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Мотивы, побуждающие меня как учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, родителей, обучающихся - он имеет больше возможностей в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Диагностический.
Самооценка уровня знаний и умений результатов в педагогической деятельности.

1.
Знание.

1.1.
Закон об Образовании РФ (новый)

1.2.
Приказы, распоряжения, инструктивно – методические документы Министерства образования РФ по вопросам обучения и воспитания учащихся.(ФГОС)

1.3.
Структура и содержание учебных программ, преподаваемых предметов, содержание учебников, существующих дидактических материалов.(ФГОС)

1.4.
Теоретические основы и методика преподавания предметов.

1.5.
Основы дидактики и школоведения, современные требования к процессу обучения. Новые педагогические технологии.

1.6.
Общую, взрослую и педагогическую психологию, школьную гигиену, анатомо – физиологические и психологические особенности школьников, особенности психологии их обучения и воспитания.

1.7.
Теорию и практику воспитания школьников, содержание формы и методы воспитательной работы и методики проведения внеурочных мероприятий.

1.8.
Особенности формирования коллектива.

1.9.
Особенности индивидуального подхода в работе с учащимися, метода работы с запущенными детьми.

1.10.
Особенности планирования учебной и воспитательной работы.

1.11.
Особенности применения различных видов дидактической техники, наглядности, дидактических материалов, технических средств обучения.

1.12.
Современные требования к оформлению классного помещения.

1.13.
Особенности семейного воспитания, содержание, формы и методы работы с родителями и общественностью.

1.14.
Основы педагогической этики.

1.15.
Детская художественная и научно – популярная литература, музыка, живопись, достижения науки и культуры.

1.16.
Основы научной организации труда учителя.

2.
Умения.

2.1.
Четко определять цели и задачи обучения, развития и воспитания

2.2.
Планировать систему учебно – воспитательной работы.

2.3.
Анализировать и оценивать состояние реально существующих социально – педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития.

2.4.
Выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся.

2.5.
Проектировать развитие личности и коллектива.

2.6.
Прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся.

2.7.
Выявлять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения.

2.8.
Обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно – воспитательной работы.

2.9.
Собирать, анализировать и систематизировать материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности.

2.10.
Творчески обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока.

2.11.
Управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся.

2.12.
Определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психологического состояния детей, понимать и объяснять их поведение в конкретных жизненных ситуациях.

2.13.
Мысленно ставить себя на место ученика.

2.14.
Увлекать учащихся, заинтересовывать перспективой.

2.15.
Устанавливать взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами, коллективами, а так же с родителями и учителями.

2.16.
Находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах.

2.17.
Располагать к себе учеников, находить индивидуальный подход к ним.

2.18.
Осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять и направлять в случае необходимости.

2.19.
Анализировать природу достижений и недостатков.

2.20.
Анализировать и обобщать опыт своей работы.

2.21.
Анализировать полученные результаты и сопоставлять с предыдущими и целью.

2.22.
Анализировать и сообщать опыт работы других учителей и перенимать лучшее.

3.
Результаты педагогической деятельности.

3.1.
Поддержание достигнутого уровня результатов учебно-воспитательного процесса.

3.2.
Поддержание благоприятного морально-психологического климата коллектива класса.

3.3.
Сохранность материально-технической базы класса.



Темы
Формы подведения итогов (творческий отчет, реферат, методическая разработка, публикация)

Применение ИКТ на уроках ИЗО.
Выступление на и РМО учителей ИЗО

Применение ЭОР в процессе обучения ИЗО.
Методическая разработка урока

Введение ФГОС основного общего образования по изобразительному искусству
Выступление на МО учителей технологии и изобразительного искусства


Разработка проекта программы по изобразительному искусству в соответствие с ФГОС второго поколения;


Заказ на повышение квалификации.
Годы
Учреждениям дополнительного профессионального образования (курсы по занимаемой должности)
Муниципальной методической службе (семинары, практикумы, проблемные группы, стажировка)

2018 г.
ИРО, Разработка проекта программы по изобразительному искусству в соответствие с ФГОС второго поколения
Вебинары и курсы по введению ФГОС


Участие в методической работе.
Форма (семинары, практикумы, конференции, стажировка, консультации).
Тема.

Научно-практическая конференция педагогов «Потенциал личности учителя, как фактор развития образования»
«Возможности ИКТ в развитии профессиональной компетентности педагога»


«Возможности ИКТ на уроках ИЗО»

Фестиваль медиауроков
Методическая разработка урока в 5 классе «Городецкая роспись».


«Актуальные проблемы системы образования на современном этапе»

МО учителей технологии и ИЗО
«Создание ситуации успеха»»


Изучение научно – методической литературы и инструктивно – методических материалов.

Материалы научно-методического журнала «Юный художник».
Материалы научно-методического журнала «Изобразительное искусство. Всё для учителя!»
ФГОС основного общего образования (программные материалы)

Подготовить сообщения и методические материалы.
Форма (реферат, передовой опыт, методическая разработка)
Тема.

Научно-практическая конференция педагогов
«Возможности ИКТ в развитии профессиональной компетентности педагога»

Фестиваль медиауроков
Методическая разработка урока в 8 классе «Городецкая роспись».

МО учителей технологии и ИЗО
«Создание ситуации успеха»»


Аналитический
Год
Анализ

2012-13
Самообразовательная деятельность была направлена на работу по теме «Введение ФГОС основного общего образования по изобразительному искусству», совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков. Для повышения профессионального мастерства были посещены курсы повышения квалификации, вебинары, заседания районного методического объединения, разработан фрагмент рабочей программы по ИЗО для 5 класса. Считаю возможным подтвердить первую квалификационную категорию (на основе самооценки).



Заголовок 4 Заголовок 515