Методическое пособие для специалистов Психологическая работа с детьми пережившими насилие


КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья»
Служба по устройству детей в семью
Методическое пособие для специалистов
Психологическая работа с детьми, пережившими насилие.
Бутурлиновка 2016
Психологическая работа с детьми, пострадавшими от насилия
Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности и личностные свойства, ценности, определяющие «качество» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок наименее защищен от социального, психологического и физического насилия. Происходящие общественные изменения и социально-психологические условия нередко угрожают полноценному гармоничному развитию детей. Необходимо своевременно принимать меры с целью защиты ребенка от физического и психологического насилия, небрежного и грубого обращения или эксплуатации. Выделяется три основных направления работы:
1. Признание необходимости отношения к ребенку как к личности, которая является самостоятельным и важным субъектом правовых отношений.
2. Создание государственной системы защиты прав и законных интересов детей, которая была бы гарантом осуществления прав и законных интересов ребенка в семье, в учебной и профессиональной деятельности, в социальных отношениях.
3. Выявление детей, которые в силу имеющихся у них физических или психических недостатков, проблем в развитии, особых условий существования нуждаются в расширенных мерах социально-правовой поддержки для реализации их законных интересов.
В настоящее время и среди детей, и среди взрослых широко распространена агрессия. Но жертвами агрессии чаще всего являются дети и подростки, так как взрослые способны оказать сопротивление и в большинстве случаев могут сами защитить себя. Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от оскорбления до крайней степени – убийства; могут иметь вид физического, вербального, психического или социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие, которое включает ограничение ребенка в чем-то необходимом (еде, одежде), унижение достоинства ребенка, игнорирование его потребностей и интересов. В исследованиях по проблеме насилия наиболее часто употребляются следующие термины: пренебрежение, плохое обращение, жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство.
Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически и психологически опасном окружении. В этом случае наблюдаются серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите. По существу, речь идет о состояниях депривации, о таком явлении, как «социальное сиротство» – лишение детей родительского попечения при живых родителях.
Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий. Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения другого человека или вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, на которые они не способны дать согласия.
Характеристика жестокого обращения должна включать:
- оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, психологические);
- продолжительность их воздействия и особенности ближайших или отдаленных последствий (эмоциональных, социальных, медицинских);
- частоту актов жестокости, возраст ребенка, особенности его личности.
Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Внешние признаки насилия или жестокого обращения с детьми: безнадзорность, неухоженность, внешняя запущенность, отсутствие необходимого ухода, насмешки сверстников, оскорбления, угрозы, унижения, повреждения на теле (ссадины, синяки, порезы, ожоги, травмы) и отсутствие при этом своевременной медицинской помощи.Многие исследования указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в семье самого родителя. Прослеживается четкая связь между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой случаев делинквентности, жестоким характером преступлений тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко. Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, однако не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно определить первопричину отклонений.
Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой, явной форме; последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем в агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянного чувства опасности, страха того, что насилие может повториться или что все узнают о случившемся. Дети и подростки, испытавшие насилие, чувствуют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучастниками или виновниками. У них наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, выражающиеся в повышенной тревожности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Часто наблюдаются нарушения сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.
В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается «синдрому избиваемого ребенка». Показано, что при семейной жестокости отмечаются психические расстройства в виде тревожных состояний и депрессий различной глубины в сочетании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного поведения, антисоциальными личностными деформациями. Анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляющих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию в детстве, страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался авторитарный тип внутрисемейных отношений, конфликты между супругами сопровождались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.
В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства. Жертва насилия – это тот, кто вовлекается в отношения путем обмана или давления; жертвой насилия может стать любой человек. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество насилия направлено на детей и молодежь. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой, психологической уязвимостью, социальной и материальной зависимостью от взрослого.
Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Основными признаками, характеризующими комплекс жертвы, являются социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и социальные свойства и качества, такие как пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения, могут сделать человека жертвой преступления. Человека, способного совершить насилие, напротив, отличает потребность в доминировании над окружающими, а способом подчинения является жестокость. По данным исследований, среди насильников наиболее часто встречаются психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболеваниями ЦНС (63%).
Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: полное признание основных прав детей и подростков (право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование), анонимность и конфиденциальность (это повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью). Формирование чувства безопасности у жертв насилия – основа эффективной помощи.
Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных «психологических» прав, к которым относятся:
- право на неприкосновенность;
- право на защиту своей чести;
- право доверять своим чувствам;
- право говорить «нет» взрослым;
- право рассказать о неприятном событии близкому человеку;
- право на получение помощи.
Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов ее достоверность зависит от степени доверия пострадавшего или его близких. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике. Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма психолога: это позволяет обеспечить максимум уважения к ребенку и серьезное восприятие его проблем, свести к минимуму психическую нагрузку и ущерб личности пострадавшего.
Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия. Глубина отрицательных последствий определяется обстоятельствами, среди которых выделяют особенности отношения членов семьи к факту насилия и индивидуальную толерантность ребенка к стрессорным воздействиям (стрессоустойчивость). Профессиональная психологическая помощь является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с минимальными последствиями для личности ребенка. Цель психологической помощи жертвам насилия заключается в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращении отклонений в поведении, облегчении адаптации в обществе. Исходя из этих целей, психолог решает следующие практические задачи:
- оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания для применения других видов помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);- изучает индивидуально-психологические особенности ребенка для более адекватного их использования при решении возникших проблем;
- мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
- осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
- выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
- привлекает других членов семьи, родственников, друзей к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.
Для работы с детьми и подростками, пострадавшими от насилия, психолог использует следующие психодиагностические методики: опросник А.Е. Личко, цветовой тест М. Люшера, шкалу уровня субъективного контроля Д. Роттера, рисуночные тесты («Дом-Дерево-Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное»), методику «Неоконченные предложения» и другие.
Следствием насилия может быть чувство немотивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, отсутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезаптации ребенка. Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, играх идентичного типа с другими детьми и куклами, избегании медосмотра, страхе посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном количестве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии обращается внимание на способность ребенка осознавать сущность, глубину и тяжесть переживания факта насилия – от безразличия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток. Отдаленные психологические последствия могут быть выражены в виде предрасположенности вновь стать жертвой насилия, сложностей вступления в брак, склонности к отклоняющемуся и делинквентному поведению.
Основными задачами индивидуальной психотерапии с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии, являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности и привлечение ресурсных состояний. Для детей чаще всего используются психо-драматическое отреагирование травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию.
Это очень ответственная часть работы психолога, так как повторное внутреннее психологическое переживание ситуации насилия может усилить психотравму. Подросток, имеющий достаточный личностный ресурс, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести переориентирование с кризисного переживания на какие-либо позитивные направления. После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, на формирование доверия к себе, уверенности в своих силах, на конструктирование новых способов поведения и решения конфликтов, на выработку активности в борьбе со злом.
Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особенно нуждаются в психотерапевтической помощи. Возможно применение терапии творческим самовыражением, сказкотерапии, игровой терапии. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии, когда снимается аффективная острая симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе пострадавший может обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения, выработать новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля и, наконец, найти новых друзей, почувствовать уверенность в себе и перестать быть жертвой.
Группа может быть постоянно действующей (1-2 раза в неделю по 1,5 часа), открытой или закрытой. По содержанию это может быть:
- психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание собственных проблем, сопротивление злу, повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;
- группа ролевого тренинга, направленная на формирование новых способов поведения, отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками и осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения;
- группа тренинга общения, нацеленная на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях;
- группа телесно-ориентированной терапии, имеющая целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;
- группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленная на раскрытие внутреннего потенциала, повышение самооценки и отреагирование травматического опыта через творчество;
- группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.
Результатом психотерапии является способность ребенка самостоятельно существовать в дальнейшем и активно реагировать в психотравмирующих ситуациях. Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями, педагогами, специалистами; осознание источников насилия, разъяснение их опасности, защиту прав жертв насилия и способы предупреждения насилия и жестокости. Профилактическую задачу решает и специальная работа психолога по коррекции агрессивного поведения детей и подростков. Коррекционно-развивающая работа психолога направлена на осознание подростками причин агрессивного поведения, расширение предела терпимости, освоение способов социального контроля, поиск альтернативных агрессии, социально приемлемых способов поведения и разрешения жизненных трудностей. Важно обучить ребенка безопасному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности.
Для профилактики жестокости и насилия в обществе нужны специальные программы, включающие различные направления работы:
- создание специальных образовательных программ, которые будут демонстрировать здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;
- борьбу с пропагандой телепередач и фильмов, транслирующих жестокость и насилие;
- создание «телефонов доверия», кризисных центров для жертв насилия, организацию движения в помощь социально дезадаптированным детям и подросткам.
Консультирование в психотравмирующих ситуациях
Психотравмирующими ситуациями являются постоянные конфликтные взаимоотношения в семье, отклоняющееся поведение ребенка, совершение асоциального поступка, наркомания, токсикомания, правонарушения и др. Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями или опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием у обратившегося за помощью человека осознаваемой проблемы и мотивации.
Основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности, психолог идет от достижения принятия клиентом ситуации интервью к сбору информации о его личности, от достижения взаимопонимания к совместному решению проблемы. Во время интервью психолог использует методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие безусловное принятие личности клиента и безоценочное отношение к нему. Это достигается через различные варианты слушания (Т. Гордон):
1) «пассивное слушание»(«тишина») – невербальное средство, позволяющее клиенту почувствовать внимание к его личности и проблеме;
2) «реакции подтверждения» – реакции признания услышанного, вербальные реплики и невербальные приемы (кивание головой, наклон вперед, улыбка);
3) «открывание дверей» – специальные вопросы, замечания, позволяющие ребенку быть открытым, поощряющие его высказывания;
4) «активное слушание» – с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;
5) «отражение чувств» – психолог становится своеобразным зеркалом чувств, помогает их осознать, вербализовать, эмоционально отреагировать;
6) «сублимация» – обучение выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме;
7) «интерпретация» – клиент получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога; альтернативное видение реальности, общей картины случившегося способствует изменению поведения и настроения консультируемого;
8) «директива» – психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания;
9) «самораскрытие» – психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника; высказывания психолога построены на «Я-предложениях»;
10) «обратная связь» – психолог дает человеку возможность понять, как его воспринимают со стороны, указывает конкретные данные для самовосприятия, что имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных комплексов;
11) «логическая последовательность» – психолог объясняет последствия мышления и поведения клиента; это способствует развитию рефлексивного поведения и принятию самостоятельных решений;
12) «пересказ» – повторение психологом сущности ситуации и мыслей клиента, что активизирует обсуждение проблемы, улучшает ее понимание;
13) «резюме» – прояснение результатов в конце беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента, что помогает перенести результаты в реальную жизнь.
Целесообразно использовать в работе с подростками «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи. «Телефон доверия» обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. Роль консультанта «телефона доверия» – помощь подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и причин проблемы; повышение уровня его самооценки, выявление круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработка плана действий в критической ситуации.
Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Отклоняющееся поведение может служить средством психологической защиты инфантильной личности подростка, компенсации его блокированных потребностей. Факторы, способствующие девиациям поведения: блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности; отсутствие родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицирует себя; отсутствие или избыток дисциплинарных воздействий.
Типичные проблемы родителей данной категории подростков: неосознание основных прав личности ребенка; требование уважения к себе и отказ в уважении подростку; собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый ребенку; проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем; стереотипное общение родителей с ребенком, отсутствие взаимопонимания; стремление реализовать в ребенке собственные цели; стремление выполнить большинство задач за ребенка с детства; страх неизвестного. Родители, сами того не подозревая, часто являются провокаторами девиаций поведения у своих детей. Задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.
Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности за ними скрываются. Придавая поведению подростка то или иное значение, родители и педагоги оказывают целенаправленное влияние на развитие механизмов, лежащих в основе развития нравственных качеств личности. Наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка. Квалифицируя ту или иную особенность поведения как отклонение, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту ее проявления, характер, возраст ученика и многое другое. Только после этого можно выносить суждение и определять меру воздействия. Иногда ученик буквально «загоняется в угол» тем или иным суждением, на него «навешивается ярлык». Это грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями.
Проявления отклонений в поведении детей и подростков могут быть ситуативными или устойчивыми. Ситуативные, временные проявления или реакции обусловлены провоцирующими их факторами и обстоятельствами. Устойчивые формы отклонений в поведении вызываются неблагоприятными условиями жизни человека. Изменения в поведении накапливаются и проявляются или постепенно, или резко – приводят к срыву, реакциям протеста, уходу, агрессии. Если ситуации повторяются часто, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении (дискотеки, «тусовки», драки), в расторможенности общения, одурманивании себя никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться и бесплодными. Методика контактного взаимодействия, разработанная Л.Б. Филоновой, ставит своей основной целью сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения. Контактное взаимодействие – это модель поведения, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях. Взаимодействие психолога с подростком разворачивается в шести стадиях: 1) расположение к общению; 2) поиск общего интереса; 3) выяснение положительных для общения качеств; 4) выяснение опасных для общения качеств; 5) адаптивное поведение партнеров; 6) установление оптимальных отношений.
Индивидуальная консультация проводится по плану: определение проблемного поведения, выяснение причин проблемного поведения, изучение семейного анамнеза.
1. Определение проблемного поведения:
- происхождение проблемы, степень тяжести проблемы;
- длительность (как давно это происходит?);
- распространенность (когда и как обычно это происходит? в каких ситуациях?).
2. Детерминанты проблемного поведения:
- условия, провоцирующие проблемное поведение, и условия, ослабляющие это поведение;
- предполагаемое происхождение проблемы (что заставляет вас думать об этом?);
- микросоциальное влияние (отношение окружающих людей);
- личное влияние (что вы думаете об этом?);
- социальные последствия, личностные последствия (что вы чувствуете?);
- предполагаемые изменения, пути дальнейшего исследования.
3. Семейный анамнез:
- средовые (социальные) факторы;
- нарушение семейного единства, наличие текущего кризиса;
- ранние детско-родительские конфликты.
Психологическая помощь направлена на разрешение психологических трудностей людей. Важное качество консультанта – умение доверительно слушать и разделять чувства собеседника. Человека испытывает облегчение от проговаривания собственных проблем, разделения своих негативных чувств с другими людьми. Профессиональная психологическая помощь предполагает не только временное облегчение, но и помощь человеку в собственной оценке сложных жизненных ситуаций, в расширении его психологических возможностей. Психолог должен научить человека более эффективно использовать собственные психические ресурсы. На психическое здоровье личности влияет огромное количество факторов. Конфликты и трудные ситуации являются необходимыми спутниками, которые помогают человеку развиваться оптимально, извлекая необходимые уроки. Часто приходится слышать фразы «жизнь не сложилась», «не судьба» – фразы, лишенные местоимения «я». Такое отношение выражает отказ человека от личной ответственности и свидетельствует о пассивном подчинении обстоятельствам в отношении самого себя. Принятие человеком ответственности за свою жизнь обеспечивает лучший жизненный выбор. Психолог помогает человеку вновь обрести и понять самого себя.
КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья»
Служба по устройству детей в семью
Методическое пособие для специалистов
Психологическая работа с детьми, пережившими насилие.
Адрес:
397520 Воронежская область
г. Бутурлиновка, ул. Красная, 43
 
Е-mail: garmoniya_slugba@rambler.ru 
тел: (8-47361) 2-21-47
факс: (8-47361) 2-40-48
 
2016г.