Программа коррекционного курса Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 класс ФГОС, дети с тяжелой степенью УО)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кстовская школа-интернат»


РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заместитель директора Директор
педагогического совета по УВР МКОУ Кстовская ШИ
от ____ августа 2016 г., ____________М.Я. Бударина ______________А.Н. Янюк
протокол №___ «_____ » сентября 2016 г. «_____ » сентября 2016 г.








Программа коррекционного курса
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
I «Г» класс
(для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2016-2017 учебный год








Разработчик: педагог-психолог
Крылова А.С.







Пояснительная записка
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями является важной задачей специальной (коррекционной) школы, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей.
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет следующую цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию;
- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева (научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005г.) Данная программа соответствует требованиям и методическим рекомендациям Комитета образования ЕАО по разработке и утверждению учебных программ от 06.06.13г. Программа составлена  с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей (вариант С).
Данный курс осуществляется с детьми, имеющими умеренную и тяжелую интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 98 часов, по 3 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. Все занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Динамка развития отмечается в общей сводной таблице в конце каждого года обучения.
Принципы построения программы:
коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития обучающихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования;
индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы;
принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом;
преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта обучающихся.

Требования к уровню подготовки детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по данной программе.
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предметов;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
различать речевые и неречевые звуки;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
выделять части суток и определять порядок дней недели.


Содержание коррекционного курса
№ Раздел Содержание
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
2 Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, кнопок). Упражнения на совмещение отверстия с предметом. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация.
3 Тактильно-двигательное восприятие  Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их фактур. Определение температуры воды на ощупь.
4 Кинестетическое и кинетическое развитие  Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей. Формирование точности выполнения движений Выразительность движений (имитация повадок зверей)
5 Восприятие формы, величины, цвета Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических тел (куб, шар, конус) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур и тел. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). 
6 Восприятие особых свойств предметов (развитие, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
7 Развитие слухового восприятия  Различение звуков и шумов окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание), музыкальных звуков. Развитие слуховой память.
8 Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (близко- далеко, дальше-ближе, вверху - внизу).
9 Восприятие времени Формирование представления о сутках и временной последовательности событий. Формирование представлений о порядке следования дней недели




Тематическое планирование коррекционного курса
(1 «Г» класс)

№ Тема Количество часов
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 3
2 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика 3
3 Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки 3
4 Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук 5
5 Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой 3
6 Работа с бумагой в технике «Рваная» аппликация 3
7 Развитие графомоторных навыков, тонких движений рук 3
8 Развитие тактильно-двигательного восприятия 6
9 Формирование точности выполнения движений 2
10 Движения и позы верхних и нижних конечностей 3
11 Имитация движений и поз 3
12 Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических фигур двумя руками 3
13 Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками 3
14 Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел 4
15 Формирование сенсорных эталонов формы 5
16 Конструирование из геометрических фигур 3
17 Формирование сенсорных эталонов размера 3
18 Исследование и развитие восприятия размера 5
19 Формирование сенсорных эталонов цвета 3
20 Закрепление умения выделять основные цвета предметов 3
21 Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов 2
22 Развитие чувства обоняния 2
23 Развитие вкусовых ощущений 3
24 Развитие чувства тяжести 2
25 Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости 3
26 Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия 5
27 Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела 2
28 Формирование ориентировки в окружающем пространстве 4
29 Формирование представления о сутках и временной последовательности событий 3
30 Формирование представлений о порядке следования дней недели 3
Всего: 98
Календарно-тематическое планирование
(1 «Г» класс)

№ Тема занятия Цель, задачи занятий,
коррекционно-развивающая деятельность Наглядный материал и оборудование Количество часов Дата
1 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Выявить уровень развития сенсорных и психомоторных процессов на начало года Диагностический инструментарий 3 2.09
5.09
7.09
Развитие мелкой моторики
Цель: Формировать и развивать ручную моторику и зрительно-двигательную координацию.
2 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика Задачи:
Развивать координацию и мелкую моторику;
Развивать умение подражать взрослым, учить понимать речь.
Упражнения для кистей рук «Фонарики», «Мы капусту рубим». Динамическое упражнение «Моя семья», выполняется правой и левой руками поочередно. Демонстрационные картинки: фонарики, квашеная капуста, семья 3 9.09
12.09
14.09
3 Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки Задачи:
Развивать статическую координацию движений пальцев рук;
Укрепить кисти и пальцы рук.
Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2-3 размеров Фасоль, горох, пуговицы разного размера 3 16.09
19.09
21.09
4 Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук Задачи:
Развивать координацию движений рук.
Нанизывание бусин на стержень, на шнур: от большого к маленькому, от маленького к большому, чередование цветных бусин в заданном порядке. Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета, бусины разного размера. 2 23.09
26.09
Задачи:
Развивать инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
Развивать способность к волевым усилиям.
Упражнения по самообслуживанию: застегивание пуговиц (больших и маленьких), кнопок; шнуровка одежды, обуви. Рамки с застежками; рамками с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки. 3 28.09
30.09
3.10
5 Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой Задачи:
 Развивать моторно-зрительную координацию;
Развивать зрительное восприятие, тактильные функции.
Знакомство с досками Сегена: заполнение отверстий втулками. Упражнение «Бусы для Кати» на соотнесение отверстия шарика со шнурком. Доски Сегена, шарики, шнурки. 3 5.10
7.10
10.10
6 Работа с бумагой в технике «Рваная» аппликация Задачи:
развивать и корригировать мелкую моторику, воображение, пространственное мышление на основе практической работы с бумагой.
Демонстрация готового «Чудо-дерева». Объяснение выполнения работы: отрывание небольшого кусочка бумаги, смятие бумаги. Совместное выполнение аппликации. «Чудо – дерево», картон, цветная бумага, клей 3 12.10
14.10
17.10
7 Развитие графомоторных навыков, тонких движений рук Задачи:
Формировать графические навыки;
Развивать кисть руки, учить правильно держать карандаш, обводить и штриховать.
Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях, с различной силой движения руки; штриховка разными видами линий Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) для обводки контура. Образцы штриховки 3 19.10
21.10
24.10
Тактильно-двигательное восприятие
Цель: Учить приемам ощупывания поверхностей предметов и различению их фактур и качеств.
8 Развитие тактильно-двигательного восприятия Задачи:
Уметь находить знакомые предметы на ощупь;
Совершенствовать зрительно – двигательные координации рук и глаз.
Упражнение «Волшебный мешочек» на нахождение нужного предмета на ощупь. Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образу – игра «Узнай фигуру». «Волшебный мешочек», предметы разной формы, величины, фактуры. Два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, шарики, конусы, квадраты, треугольники) 2 26.10
28.10
Задачи:
Уметь определять фактуры материала на ощупь.
Знакомство с фактурами предметов: шершавый – гладкий. Ощупывание предметов с открытыми и закрытыми глазами. набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью


2 7.11
9.11
Задачи:
Уметь определять температуру воды на ощупь.
Знакомство с температурами предметов. Различение температуры воды на ощупь, использование слов: теплый, холодный, горячий. Определение температуры предмета по картинке. Предметы, имеющие разную температуру, три миски с водой, изображения предметов, имеющих различную температуру (снег, огонь, сосулька и т.д.) 2 11.11
14.11
Кинестетическое и кинетическое развитие
Цель: формировать ощущения от различных поз и движений тела или отдельных его частей в пространстве.
9 Формирование точности выполнения движений Задачи:
Развивать равновесие, координацию и точность выполнения движений.
Упражнение «Каток» на формирование точности выполнения движения. Упражнение «Через реку по мостику» на развитие равновесия и координации движений. Прохождение по «Сенсорной тропе» для развития тактильной чувствительности ступней ног. Скамейка, мяч, «сенсорная тропа». 2 16.11
18.11
10 Движения и позы верхних и нижних конечностей Задачи:
Формировать умения уч-ся принимать позу тела по картинке;
Формировать точность выполнения движений.
Выполнение движений, указанных на карточках «Сделай по рисунку». Карточки со схематичным изображением человечков в различных позах 3 21.11
23.11
25.11
11 Имитация движений и поз Задачи:
Выработать выразительность движений.
Изображение по показу и самостоятельно: летящей бабочки, прыгающей обезьяны, скачущего кенгуру, подпрыгивающий мячик, плывущую рыбу, идущую по следу собаку. 3 28.11
30.11
2.12
Восприятие формы
Цель: Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания, узнавать и показывать основные геометрические фигуры.
12 Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических фигур двумя руками Задачи:
Учить зрительно и тактильно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.
Рассматривание и называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Выявление основных различий с помощью тактильного обследования Набор геометрических фигур одного цвета и размера 3 5.12
7.12
9.12
13 Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками Задачи:
Учить зрительно и тактильно обследовать, узнавать и правильно называть геометрические тела.
Рассматривание и называние геометрических тел (куб, шар, конус). Выявление основных различий с помощью тактильного обследования. Набор геометрических тел одного цвета и размера 3 12.12
14.12
16.12
14 Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел Задачи:
Учить детей вычленять контур плоскостной геометрической фигуры и соотносить с геометрическим телом.
Демонстрация двух коробочек: в одной геометрические фигуры, а в другой геометрические тела. 2 коробки, набор геометрических тел и фигур 4 19.12
21.12
23.12
26.12
15 Формирование сенсорных эталонов формы Задачи:
Учить различать предметы по форме;
Учить различать и называть некоторые геометрические фигуры;
Выделение формы по словестной инструкции: «Покажи круг». Группировка предметов по форме Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); предметы круглой, квадратной, треугольной формы
2 9.01
11.01
Задачи:
Закрепить умение различать геометрические фигуры.
Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок. Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности 3 13.01
16.01
18.01
16 Конструирование из геометрических фигур Задачи:
Формировать навык конструирования предметов из геометрических фигур (2-4 детали).
Составление простой картинки из геометрических фигур (2-3 детали) по образцу и самостоятельно. Геометрические фигуры, шаблон картинки. 3 20.01
23.01
25.01
Восприятие величины
Цель: Сформировать представления о величине предметов.
17 Формирование сенсорных эталонов размера Задачи:
Обучать фиксировать внимание на величине предметов;
Формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения сходства и различия однородных объектов по величине.
Демонстрация способа сравнения предметов по величине (метод наложения). Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словестной инструкции. Пары предметных изображений или натуральных объектов, отличающихся друг от друга одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина) 3 27.01
30.01
1.02
18 Исследование и развитие восприятия размера Задачи:
Развивать умение сравнивать плоскостные изображения по величине.
Сравнение фигур по разным параметрам величины. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины Набор карточек: с изображением фигур одного цвета, но разной величины; набор картонных кукол разной величины и одежда к ним 2 3.02
6.02

Задачи:
Упражнять в составлении сериационных рядов.
Сравнение предметов по величине. Раскладывание предметов в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, побольше, маленький. .Набор из 3-4 матрешек разного размера 3 8.02
10.02
13.02
Восприятие цвета
Цель: Формировать цветовые представления
19 Формирование сенсорных эталонов цвета Задачи:
Формировать у детей цветовые представления;
Дать представление о названиях цветов.
Знакомство с названиями основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Упражнения на усвоение названий сенсорных эталонов цвета «Какого цвета?», «Подбери чашки к блюдцам». Цветные карточки, предметные картинки разных цветов, чайные чашки и блюдца разного цвета 3 15.02
17.02
27.02
20 Закрепление умения выделять основные цвета предметов Задачи:
Закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2-3 группы. Выбор и группировка предметов по цветовому признаку – упражнение «Соедини предметы одинакового цвета». Карточки основных цветов, предметные картинки разного цвета, карточки с изображением предметов разного цвета 3 1.03
3.03
6.03
21 Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов Задачи:
Закреплять знание основных цветов спектра;
Обучать приемам соотнесения цветов;
Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словестной инструкции. Беседа с демонстрацией презентации «Что бывает такого цвета?». Предметы разного цвета, презентация «Что бывает такого цвета?» 2 10.03
13.03
Развитие обоняния
Цель: Учить различать запахи.
22 Развитие чувства обоняния Задачи:
Пробудить интерес к миру запахов и использованию обонятельной чувствительности для получения информации;
Учить различать запахи и определять их словом.
Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми запахами. Определение и различение предметов по запаху с использованием слов: приятный, неприятный. Работа с баночками. Баночки с наполнителями : мыло, чеснок, кофе, лук, растительное масло, хлеб, лавровый лист, апельсин, гнилой картофель, испорченное мясо 2 15.03
17.03

Восприятие вкусовых качеств
Цель: Учить различать по вкусу знакомые и незнакомые продукты.
23 Развитие вкусовых ощущений Задачи:
Познакомить с четырьмя видами вкусовых эталонов: кислое, сладкое, соленое, горькое;
Формировать вкусовую чувствительность;
Учить словом обозначать свои вкусовые ощущения.
Беседа по соблюдению правил при знакомстве с новыми продуктами и напитками. Упражнение на развитие вкусов «Вкусовые баночки». Игра «Определи на вкус» на объяснение вкусовых ощущений словами. «Вкусовые баночки» с разными видами раствора: кислый, сладкий, соленый, горький.
3 20.03
22.03
24.03
Восприятие барических ощущений
Цель: учить определять предметы по весу.
24 Развитие чувства тяжести
Задачи:
Учить сравнивать предметы по массе и определять свои ощущения вербально;
Дать представление о приборах для измерения веса – бытовых весах.
Беседа «Что тяжелее, что легче?». Различение и сравнение двух предметов по признаку веса, используя слова тяжелый – легкий. Набор предметов разного веса
2 3.04
5.04
Слуховое восприятие
Цель: Учить прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать и различать их
25 Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости Задачи:
Развивать слуховую память;
Развивать умение различать и дифференцировать шумы.
Знакомство с наполнением и звуком «Шумовых коробочек». Работа с шумовыми коробочками – «Найди пару по звуку», «Самая громкая и самая тихая» Шумовые коробочки, картинки с изображением наполнителей коробочек 3 7.04
10.04
12.04
26 Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия Задачи:
Учить воспринимать окружающие звуки, различать их на слух;
Работа с аудиозаписями различных звуков. Определение происхождения звуков – упражнения «Кто что слышит?», «Что я делаю?». Каждый угаданный звук подкрепляется наглядной картинкой. Аудиозапись с различными шумами, картинки с изображением источника звуков. 3 14.04
17.04
19.04
Задачи:
Учить дифференцировать звучащие музыкальные инструменты.
Работа с аудиозаписями различных музыкальных инструментов. Демонстрация картинки музыкального инструмента с подкреплением аудиозаписи издаваемого звука. Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» на различение звучания музыкальных инструментов. Картинки музыкальных инструментов, аудиозапись музыкальных инструментов. 2 21.04
24.04
Пространственная ориентация
Цель: Развитие умения ориентироваться в своем теле и окружающем пространстве.
27 Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела Задачи:
Учить различать правую и левую части собственного тела;
Формировать представления о расположении предметов в пространстве «справа-слева».
Знакомство с телом человека (правая и левая стороны). Нахождение у себя павой руки, правой ноги, левой руки и т.д. Упражнение «Веселые человечки» на определение понятий «право-лево».
2 26.04
28.04
28 Формирование ориентировки в окружающем пространстве Задачи:
Познакомить учащихся с пространственными понятиями: 
Учить использовать пространственные понятия в речи.
Рассматривание иллюстраций с называнием места расположения предметов (далеко-близко). Словестная игра «Что к нам дальше, что к нам ближе?» с использованием слов: близко- далеко, дальше-ближе, к, от. Иллюстрации с изображением предметов (далеко - близко)



2 3.05
5.05
Задачи:
Учить детей определять предметы вверху и внизу.
Обследование кабинета «Что вверху, что внизу?». Рассматривание иллюстраций с называнием места расположения предметов (вверху, внизу). Иллюстрации с изображением предметов (вверху – внизу)
2 10.05
12.05
Временные представления
Цель: Формировать элементарные временные представления
29 Формирование представления о сутках и временной последовательности событий Задачи:
Формировать целостное представление о сутках.
Демонстрация презентации «Сутки» Упражнение «В какое время уток это бывает?» на формирование представлений о временной последовательности событий. Презентация «Сутки», сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности людей в разное время суток 3 15.05
17.05
19.05
30 Формирование представлений о порядке следования дней недели Задачи:
Познакомить учащихся с названиями, последовательностью дней недели.
Объяснение понятия «Неделя». Игра «Неделька» на формирование представления о порядке следования дней недели. Таблички с названиями дней недели. Модель «Неделя» - круг, разделенный на 7 частей – дней недели 3 22.05
24.05
26.05

Учебно-методическое и материально–техническое
обеспечение образовательной деятельности
по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
в 1 классе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:
 Проектор;
 Компьютер;
Демонстрационные картинки различной тематики;
Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета;
Сыпучий материал;
Рамки с застежками;
Шнуровка;
Доски Сегена;
Плоскостные геометрические фигуры;
Объемные геометрические фигуры;
Трафареты для ободки, штриховки;
«Сенсорная тропа»;
Карточки основных цветов;
Презентации различной тематики;
«Вкусовые баночки»;
Баночки с различными ароматами;
Набор предметов разного веса;
«Шумовые коробочки»;
Аудиозаписи различной тематики;
Дидактические игры.
Список литературы(основной).
1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я.  Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я.  Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. Учреджений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.

Список литературы(дополнительный).
1.Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.. – СПб.:Речь, 2006.
2.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2007.
3.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
4.Осипова И.А. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.