План по самообразованию учителя иностранного языка на тему «Развитие коммуникативной компетенции посредством интерактивных методов обучения на уроке иностранного языка».


ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ларской Алисы Юрьевны
2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
МБОУ СОШ №27
Г.Химки,
Московская Область.

Год и дата рождения: 18 апреля 1989 г.
Место работы: МБОУ СОШ №27 г.Химки, Московская Область.
Образование: высшее, закончила Орловский Государственный Университет в г.Орел в 2011г, специальность – теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский и немецкий языки); лингвист, преподаватель английского и немецкого языков. Имею Диплом бакалавра с отличием.Предмет: английский язык
Разряд, категория: б/к.
Тема самообразования на 2016-2017 учебный год:
«Развитие коммуникативной компетенции посредством интерактивных методов обучения на уроке иностранного языка».
Анализ работы над темой самообразования
Изучение иностранного языка в современном мире – это одно из самых важных составляющих современного и успешного человека.
Компетентный подход к изучению иностранных языков рассматривается как способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, который обеспечивает усвоение ими содержания урока и достижение цели урока при решении проблемных задач. Современная педагогика выделяет несколько групп компетентностей. Согласно решению Европейского Союза основной компетентностью на уроках иностранного языка является коммуникативная компетентность, так как она помогает обучающимся в приобретении умения обсуждать проблемы, отстаивать собственное мнение, выражать личную точку зрения, развивать логическое и образное мышление, и адаптироваться в иноязычной сфере общения.
Необходимость формирования коммуникативной компетенции у обучающихся обусловлена реализацией согласно, не только требованиям обновленной программы образования, но и адекватным методам и технологиям обучения.
Направленность учебного процесса на коммуникативную деятельность является основной составляющей современной теории обучения.
Наиболее эффективные способы реализации коммуникативного подхода к изучению иностранного языка есть использование интерактивных методов обучения. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, во время стремительного и быстрого развития науки, возникновение новых идей и новейших технологий, использование интерактивных методов обучения является настоятельной потребностью и необходимостью.
Личный перспективный план по самообразованию на 2016 -2017 уч. год
Интерактивные методы позволяют учителям: сделать обучение интересным, научить формулировать собственное мнение, уметь искать компромиссы; строить отношение в группе; моделировать разнообразные социальные ситуации; развивать навыки самостоятельной творческой работы.
Проблема – низкий уровень коммуникативной компетентности от этого и трудности вхождения в социум, умения общаться на иностранном языке на достаточном уровне.
Целью является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспитание активной саморазвивающейся личности.
Объектом исследования выступает процесс формирования компетентной личности ученика.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения.
Методы исследования проблемы:
наблюдение, анализ;
разработка научно-методических материалов по проблеме;
внедрение интерактивных приемов во время учебных занятий;
элементы анализа деятельности работы во время урока, самоанализ, взаимоанализ;
разработка дидактического материала, тестовых заданий;
разработка и применение flash cards в качестве интерактивного метода обучения построению монологического высказывания;
мониторинг качества учебных достижений обучающихся;
использование видео фильмов во внеурочной деятельности как основной аутентичный источник информации и мотивации в рамках развития коммуникативной компетенции.
Трудности внедрения опыта:
диагностика начальных знаний и умений по предмету;
обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
определение уровня знаний обучающихся;
организация групповой работы и работы в паре.
Практическая реализация опыта:
Практическое значение опыта заключается в том, чтобы его материалы могли быть использованы учителями английского языка при планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по предмету, в организации работы с одаренными детьми, в деятельности творческих групп и др.
Задачи:
Определить возможности интерактивных методов в формировании коммуникативной компетенции обучающихся во время преподавания английского языка;
Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования интерактивных методов как составляющей процесса формирования компетентной личности;
Развивать обмен опыта и презентовать собственные разработки коллегам в рамках ШМО;
разработать и апробировать собственные дидактические материалы;
разработать методические рекомендацие по применению интерактивных дидактических материалов;
разработать план-конспекты уроков с использованием данных материалов;
провести  самоанализ и самооценку деятельности по самообразованию.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Игровые педагогические технологии - группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Коммуникативные игровые технологии облегчают формирование, развитие и совершенствование коммуникативных умений, способствуют развитию коммуникативной компетенции. Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Метод FLASH CARDS – интерактивный метод обучения, при котором информация предоставляется в виде бумажных/ пластиковых карточек, содержаших некий набор языковых знаков (транскрипцию / буквы/ слова/ словосочетания/ предложения/ картинки) с одной или обеих сторон. Они используются в классе или при индивидуальном обучении как различным аспектам языка (лексика, грамматика, фонетика), так и различным видам речевой деятельности на языке (говорение, письмо, аудирование). FLASH CARDS представляют собой универсальный инструмент при обучении иностранным языкам на любом уровне подготовки, в любой форме и подачи материала, на любом этапе обучения (введение, ознакомление, закрепление, повторение).
Видеолингвистический метод - это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедийные технологии - способ подготовки электронных документов, презентаций в Power Point, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
Интернет ресурсы (веб сайты для педагогов);
Посещение семинаров, конференций районного и областного уровня;
Просмотр тематических вебинаров в интернет пространстве;
Посещение мастер-классов по данным технологиям и уроков коллег и с целью обмена опытом;
Пройти курсы повышения квалификации.
Результаты, прогнозируемые воплощением опыта:
Повышение эффективности урока, усовершенствование учебно-воспитательного процесса во время занятий.
Осознание учителя и обучающегося своих действий, сознательный выбор приемов, технических средств.
Способность обучающихся планировать, грамотно задавать вопросы и давать соответствующие ответы; строить логично завершенное высказывание; умение описывать прочитанное, увиденное, услышанное; умение легко устанавливать контакт.
Развитие активности и самостоятельности у обучающихся, их умение самостоятельно разрешать жизненные проблемы и проблемы в школе.
Развитие коммуникативных способностей у обучающихся, творческого и конструктивного мышления.Воспитание коллективизма, взаимопомощи, доверия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Подготовка школьников к трудовой деятельности и к жизни.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить в 2015-2016 учебном году по теме самообразования:
С. И. Заремская, А. А. Слободчиков «Развитие инициативной речи учащихся»
Р.П. Мильруд «Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе»
Другая методическая литература, статьи из журнала «Иностранные языки в школе»
Александр Долгоруков. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Електронный ресурс] http://www.vshu.ruБоровская О.Р. Использование интерактивных форм обучения в украинской школе // Преподавание истории в школе. – 2001. - №4. – С.70-71.
Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент обучения нового опыта // Педагогика. – 2000. - №7. – С.12-18.
Пометун О. Как оценить деятельность учащихся на интерактивном уроке // Доба. – 2002. - №2. – С.2-6.
Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. — К., 2004. — 192 с.