Любовная лирика А.А. Фета

Любовная лирика А.А.Фета.
Цели урока:
1.обучающая: познакомить учащихся с интимной лирикой А.А.Фета и её особенностями, установить эмоциональный контакт ребят с творчеством поэта.
2. развивающая: помочь ученикам понять чувства лирического героя Фета, проследить динамику его переживаний, способствовать развитию творческого воображения обучающихся.
3. воспитывающая: воспитание у учащихся чувства преклонения перед женщиной.


Ход урока:
1. Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем вести разговор об интимной лирике одного из выдающихся поэтов ХIX века А.А.Фета, будем говорить о любви в жизни , о любви в поэзии. Любовь- светлое чувство, делающее людей чище, добрее, бескорыстнее. Слайд 1
Великий английский поэт В Шекспир писал:
Любовь- блеск солнечный, дождю идущий вслед
Любовь всегда свежа, как яркий вешний цвет.
От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику.
В разные периоды своего творчества Фет создаёт стихи, адресованные знакомым женщинам: Слайд 2 Зинаиде Николаевне Некрасовой, Софье Андреевне Толстой, Александре Андреевне Олсуфьевой, Александре Львовне Бржевской и другим.(видео- стихотворение «Далекий друг»)
Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть разницу между стихами Фета, которые относятся к ранней лирике поэта и его зрелому творчеству и понять, в чём она заключается.
Обратимся к произведениям А.А.Фета ранней поры.
В течение 1842-1843гг. в журналах «Московитянин» и «Отечественные записки» появляются стихи Фета, в том числе и «На заре ты ее не буди», ставшее, благодаря музыке Варламова, почти народной песней (видео- романс).
3.Выразительное чтение стихотворений Фета «Я пришёл к тебе с приветом» (1843 г.) (видео- стихотворение) Под этим стихотворением поэт впервые подписался полным именем Афанасий Фет, Наборщик потерял точечки над «е», и таким образом, немецкая фамилия Фет превратилась в псевдоним русского поэта – Фет.
Выводы: в целом любовная лирика 40-50 г.г окрашена в светлые тона, в ней звучат мажорные ноты, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Лирика Фета ранней поры представляет интерес ещё и потому, что многие её образы, идеи, стилистические поиски будут развернуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. Слайд 3
Слово учителя. В дальнейшем фетовская лирика любви приобретает трагический оттенок, стихи посвящаются в основном одной и той же женщине. Кто же эта женщина?
История любви Фета и Марии Лазич. Слайд 4
В 1845 году Фет начинает службу унтер-офицером в кирасирском полку, находившемся в Херсонской губернии; цель - вернуть дворянский титул и фамилию Шеншин. Военная служба протекает скучно и однообразно. В кругу офицеров трудно найти человека близкого по духу, способного оценить настоящий поэтический талант.
В это время и происходит знакомство Фета с херсонским помещиком Бржеским и его женой. Через них он знакомится с дочерью многодетного мелкопоместного дворянина,
отставного генерала Лазича- Марией.
Слайд 5 Мария Лазич – поклонница поэзии Фета, девушка весьма талантливая и образованная. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария погибла, она сгорела. Чувство своей вины постоянно преследовало Фета на протяжении его жизни.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (наизусть читает один из учеников).
Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,           Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!..

Вопросы по прочитанному задаёт учитель:
- О чём это стихотворение? ( о любви, о свидании влюблённых , которое окутано каким –то таинственным полумраком).
-Почему Фет прибегает к « безглагольности » стихотворения ? (Фет ищет лирический способ выразить нарастание страсти, музыку души).

Слайд 6 Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь» было написано в 1877 году.
Навеянное пением Татьяны Кузьминской, свояченицы Л.Н. Толстого, оно
посвящено теме любви. Зная о том, что Фет в течении всей жизни любил
Марию Лазич, трагически погибшую в молодости, мы не можем не
заметить переживания, отдаленных воспоминаний поэта:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобою
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобою!

Слово учителя: характер переживаний лирических героев в лирике Фета 60-90 годов иной, нежели в стихах 40-50 годов. В любовной лирике этого периода слышится тревога, ощущается смятение. Тема мук, страданий в любви становится главным предметом изображения.
Мотивы и интонации интимной лирики Фета в дальнейшем будут проявляться в поэзии А.Блока, С. Есенина, Б. Пастернака, Н.Рубцова.
Шепчутся тихие волны,
Шепчется берег с другим,
Месяц колышется полный,
Внемля лобзаньям ночным.
В небе, в траве и в воде
Слышно ночное шептанье,
Тихо несётся везде:
«Милый, приди на свиданье»
(А. Блок)
Поэзия Фета тревожит души и сердца людей, потому что в ней говорится о вечном – о любви!

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Фета ( по своему выбору ), и сделать его интерпретацию.




15