Статья «Формы и методы реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка в школе для незрячих детей»


Формы и методы реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка в школе для незрячих детей
Е. П. Семенова
Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III-IV видов
Katerina-1901@yandex.ru Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуально - дифференцированного подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.
Проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.
Индивидуализация обучения является одним из основных принципов в организации учебно-воспитательного процесса в любом типе образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский, М.И. Кондаков). В практике школы применяется целый ряд технологий индивидуально-дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Р.Гроот, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов). Однако полноценные результаты обучения могут быть получены только на основании индивидуального обращения к личности детей, гуманистического по своей сути. Такие способы индивидуальной коммуникации разрабатывались как зарубежными (X. Джинотта, Я. Корчак, А. Маслоу, У.Перки), так и отечественными (В.А. Сухомлинский, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская) психологами и педагогами. Индивидуально - дифференцированный подход в обучении –это один из принципов отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития.
Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Этот принцип является одним из условий качественного обучения детей с нарушениями зрения так как он включает в себя, помимо всего выше перечисленного, точное понимание специалистами, учителями, родителями особенностей зрительных возможностей каждого такого ребенка и учет этих возможностей в течение всего процесса обучения, а также во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия.
На современном этапе развития системы специального образования разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Ведущая роль в использовании данных технологий принадлежит личностно-ориентированным технологиям, к которым относятся индивидуализация и дифференциация учебного процесса в условиях классно- урочной системы.  Проблема индивидуально-дифференцированного подхода в образовании детей имеет длительную историю развития. Общим же для всех исследований вопроса является убеждение, что индивидуально-дифференцированный подход направлен на личностные особенности учащихся, обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных школьников, дает возможность развития всех сил и способностей учащихся. Поэтому данная проблема для специальных (коррекционных) школ III-IV вида актуальна и сегодня, так как контингент обучающихся этих школ характеризуется наличием вторичных отклонений личностного развития детей с патологией зрения.  Перед учителем, работающим с детьми с нарушениями зрения, возникает множество проблем. Ключевыми из них являются следующие: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности; каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.  Каждый ребенок с нарушениями зрения справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи главную роль играет метод индивидуально-дифференцированного подхода к организации учебного процесса. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение учащихся - основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка.  Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне: систематическое изучение каждого ученика; постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику; фиксация и анализ полученных результатов; постановка новых педагогических задач. Систематическое изучение каждого ученика начинается с первых дней обучения. На этом этапе учитель получает информацию об уровне обученности и обучаемости; уровне общих умственных способностей; скорости усвоения материала; психофизических особенностях ребенка.
Кроме данных медико-психолого-педагогического обследования детей, для организации индивидуального подхода на уроках русского языка используются специальные диагностические методики для определения уровня речевого развития и сформированности учебных действий по предмету. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении русскому языку детей с нарушениями зрения осуществляется по средствам применения следующих методов и приемов: 
создание в группе атмосферы доброжелательности, товарищеской взаимопомощи; индивидуальные домашние задания; 
разноуровневые самостоятельные и контрольные работы;
дифференциация требований к полноте и точности усвоения теоретического материала в зависимости от его объективной сложности;
индивидуальная проверка знаний, необходимых для выполнения конкретного задания, во время практической работ; 
создание ситуации успеха;
использование сохранных качеств личности для развития положительного отношения к учебным занятиям.
Необходимость индивидуализации и дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Здесь организовать индивидуальную работу на уроке помогают: опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); алгоритмы выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы); указание типа правила; подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли; предупреждение о возможных ошибках; разделение сложного задания на составляющие. При организации индивидуально-дифференцированного подхода на уроке следует помнить, что задания, с учётом степеней трудности, должны подбираться учителем, но выбираться учащимися самостоятельно, по своим силам. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя равным со всеми, даёт возможность к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку, необходимую для успешной социализации слепых и слабовидящих школьников.