Методическая разработка лекционного занятия по теме: Бешенство


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БАЛАКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по теме:
«Клинико - эпидемиологический обзор инфекций наружных покровов. Бешенство.»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях»
ПМ.02 «Участие в лечебно – диагностических и реабилитационных процессах»
Специальность Сестринское дело
Курс 3
Балаково
2015 г.
Тема: «Клинико - эпидемиологический обзор инфекций наружных покровов. Бешенство.»
Методическая разработка лекционного занятия по МДК 02.01 «Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях» ПМ. 02 «Участие в лечебно – диагностических и реабилитационных процессах»
Автор: Преподаватель ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж» Суетова Инна Петровна, Балаково, 2015 г., 14 страниц издания.
«Утверждено»
на заседании ЦМК ___________
Протокол №__ от «__» ____ 201__ г.
Председатель ЦМК (Ф.И.О.)________________________
(подпись председателя)
«Согласовано»
с методическим кабинетом колледжа
методист колледжа
(Ф.И.О.)________________________
(подпись методиста)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….4
Технологическая карта лекционного занятия ……………………5
Теоретический материал по теме занятия………………………...8
Контрольно – оценочный материал………………………………13
Список рекомендуемой литературы……………………………...14
Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 060501 «Сестринское дело» и программой ПМ. 02 «Участие в лечебно – диагностических и реабилитационных процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях»
При изучении данной темы студенты узнают этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину, современные методы диагностики, особенности организации сестринского ухода, мероприятия в отношении больных и контактных с ним лиц, а также основные сведения по специфической и неспецифической профилактике бешенства.
Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общепрофессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология», «Основы микробиологии», «Психология». Не лишним являются знания основ сестринского дела.
Изучение раздела «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии» поможет в освоении других междисциплинарных курсов, изучаемых студентами на следующем году обучения: МДК 03.01 «Основы реаниматологии», МДК 03.02 «Медицина катастроф».
Для изучения данной темы предусмотрено 6 часов, что составляет 2 часа лекционного и 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме реферата на тему : «Бешенство».
Технологическая карта лекционного занятия
Учебные цели занятия: Сформировать у студентов знания о бешенстве
Студент должен:
иметь представление о распространенности заболевания в мире и России.
знать:
Этиологию и эпидемиологию заболевания.
Основную клиническую картину заболевания. Характерные симптомы.
Диагностику и исход заболевания.
Особенности лечения и ухода .
Меры профилактики от бешенства.
Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Студенты должны овладеть общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
OK 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка
2. Ноутбук, МОС
3.Презентация
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
Содержание занятия Время Методические указания
1. Организационный момент 2 мин. Организация начала занятия, проверка внешнего вида студентов, регистрация отсутствующих.
2. Формулировка темы, ее мотивация, цели занятия 3 мин. Сообщение темы и цели занятия, акцентирование внимания на ее значимость; сообщение плана занятия.
3. Проверка исходного уровня знаний 5 мин. Проверка исходного уровня знания с помощью вопросов для фронтального опроса.
4. Изложение нового материала 70 мин. Изложение нового материала с помощью МОС.
5. Закрепление нового материала и подведение итогов занятия 5 мин. Демонстрация вопросов с помощью МОС, активизация деятельности студентов, корректировка ответов.
6. Задание на самоподготовку 2 мин. Сообщение домашнего задания и задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.
7. Задание на дом 3 мин. План изложения теоретического материала
Этиология
Эпидемиология
Патогенез
Клиника
Лабораторные методы исследования
Организация сестринского ухода
Противоэпидемические мероприятия в очаге
Профилактика
Содержание теоретического материала
Бешенство- это острое зоонозное инфекционное заболевание , вызываемое вирусами, возникающее после укуса или ослюнения с поражением ЦНС со смертельным исходом.
Актуальность данной темы обусловлена неблагоприятным исходом заболевания, который заключается летальностью в 100 % случаев. Бешенство (синонимы болезни: гидрофобия, рабиес) было известно людям за много столетий до нашей эры. В период средневековья болезнь имела широкое распространение, описывались случаи массового распространения бешенства среди собак. На заболевших людей в этот период смотрели как
на одержимых «злым духом».
Луи Пастер в 80-х годах XIX века установил присутствие возбудителя в мозговой ткани больных животных и разработал метод предупреждения заболеваний путем введения вакцины, содержащей полученный им «фиксированный вирус» бешенства.
Этиология
Возбудитель-вирус семейства рабдовирусов. Вирус патогенен для большинства теплокровных животных и птиц .
Устойчив к низкой температуре, оставаясь жизнеспособным даже при температуре - 190° С (замораживанию); антибиотикам. Разрушается кислотами, щелочами, при нагревании (при 50°С инактивируется в течение 15 мин, при кипячении - за 2 мин), ультрафиолетовыми и прямыми солнечным лучам, при высушивании, под
воздействием дезинфицирующих средств.
Различают уличный (циркулирующий в природе) и фиксированный вирус бешенства, поддерживаемый в лабораториях. Фиксированный вирус не выделяется со слюной и не может быть передан во время укуса, используется
при получении антирабических вакцин.
Эпидемиология
Бешенство регистрируют на всех континентах, исключая некоторые острова (Австралия, Антарктида). Заболеваемость бешенством в России имеет неравномерное территориальное распространение.
Жители сельских районов болеют значительно чаще, чем горожане. Сезонность летне-осенняя ( связана с увеличением контактов с бродячими
и дикими животными в это время).
Источник инфекции: инфицированные животные (волки, лисы, барсуки, шакалы, еноты, летучие мыши, грызуны, собаки, кошки, коровы, свиньи, овцы). Вирус выделяется во внешнюю среду со слюной, которая становится заразной за 8—10 дней до начала заболевания. От человека в естественных условиях, как правило, не передается.
Механизм передачи:
- контактный, заражение человека происходит при укусах, ослюнении больными бешенством животными.
В последние годы доказано, что помимо контактного возможны
- аэрогенный – через неповрежденные слизистые оболочки верхних дыхательных путей и конъюнктивы глаз (в пещерах, населённых летучими мышами, внутрилабораторные заражения),
- трансплацентарный пути передачи вируса.
Патогенез
После внедрения через поврежденную кожу вирус распространяется по нервным стволам, достигает ЦНС, где происходит его размножение и накопление. В клетках мозга образуются включения – тельца Бабеша – Негри. Затем опять по ходу нервных стволов направляется на периферию, поражая всю нервную систему. Таким же путем вирус попадает в слюнные железы, откуда он выделяется во внешнюю среду в течение всей болезни.

Клиника
Инкубационный период- от 10 дней до 1 года. На продолжительность инкубационного периода влияет локализация укуса : короткий период при укусе в голову, шею, верхних конечностей.
Выделяют три стадии болезни:
начальную- депрессии
возбуждения
параличей.
1 стадия- депрессии. Появляются неприятные ощущения в области укуса и по ходу нервов: жжение, зуд, гиперестезия кожи. Рубец становится красным, болезненным. Температура 37,5-38 С. Появляются признаки нарушения психики: больной замкнут, апатичен, плохо спит, появляются страшные сны, депрессия, мысли о смерти. Кроме этого: сухость во рту, отсутствие аппетита, тошнота. Длится стадия- 1-3 дня.
2 стадия - характеризуется гидрофобией - водобоязнью. При попытке пить, при виде и звуке льющейся воды и даже на слово "вода" возникает болезненное судорожное сокращение мышц глотки и гортани, дыхание становится шумное. Приступ может быть вызван дуновением в лицо воздуха "аэрофобия", ярким светом "фотофобия", громким звуком "акустикофобия". Зрачки больного расширены, экзофтальм , взгляд устремляется в одну точку, появляется мучительное слюнотечение, потоотделение.
Возникают приступы резкого возбуждения: больные могут ударить, укусить, плюются, рвут на себе одежду, кричат, появляются галлюцинации устрашающего характера. В межприступный период сознание проясняется, больные могут правильно отвечать на вопросы. Стадия длится 2- 3 дня.
3 стадия - параличей- характеризуется улучшением состояния больного , судороги и приступы гидрофибии прекращаются, он начинает есть, пить. Но быстро развиваются параличи мышц конечностей, языка, лица, глаз. Окружающие часто ошибочно принимают это состояние за улучшение состояния больного, но в действительности это признак близкой смерти. Снижается артериальное давление , нарастает тахикардия. Смерть наступает через 12-20 ч от паралича сердца или дыхательного центра. Смерть без агонии, внезапно от паралича дыхания и сердечной деятельности. Общая продолжительность заболевания до 1 недели. Летальность 100 %.
Лабораторные методы исследования
Лабораторное подтверждение диагноза бешенство возможно только посмертно на основании следующих методов:
Обнаружение телец Бабеша–Негри в клетках аммонового рога (головной мозг) ;
Обнаружение антигена вируса бешенства в срезах головного мозга с помощью иммунофлюоресцентного анализа ;
Постановка биологической пробы с заражением новорожденных мышей вирусом из слюны больных, взвеси мозговой ткани или подчелюстных желез;
Принципиально возможно при жизни больного выделение вируса из слюны или спинномозговой жидкости, а также постановка реакции флюоресцирующих антител на отпечатках с роговицы, однако в клинической практике это трудновыполнимо, и диагноз основывают на клинических проявлениях заболевания.
Организация сестринского ухода
Для лечения бешенства испытано все, что известно в медицине, начиная от экстракта мушек и кончая современными антибиотиками. Безуспешными оказались попытки лечить сном и антирабический гамма-глобулином.
Лечение и уход симптоматические, направленные на облегчение страдания больного. Больного помещают в затемненную , тихую, теплую палату, назначают индивидуальный пост. Больному необходим абсолютный покой, полная тишина, отсутствие прямых солнечных лучей.
Назначают снотворные, противосудорожные, болеутоляющие средства (аминазин, галоперидол, морфин и т.д.). Для устранения обезвоживания вводят солевые растворы, глюкозу, плазмозаменители. В паралитической стадии – средства, стимулирующие дыхание и сердечно- сосудистую деятельность, используют ИВЛ. Применение антирабического иммуноглобулина при наличии клинических симптомов болезни неэффективно.
Уход за больным осуществляется в маске и перчатках для предупреждения попадания слюны больного на кожу. Устанавливается индивидуальный пост.

Противоэпидемические мероприятия в очаге
Госпитализация обязательна. Изоляция контактных не производится. Животное подлежит изоляции на 10 суток или умерщвлению (в случае агрессивного поведения). Материал от погибшего животного должен быть доставлен в специализированную лабораторию специалистами ветеринарной службы.
Предметы быта, территория, которая могла быть контаминирована подозрительным животным, останки животного должны быть подвергнуты дезинфекции.
О случае заболевания немедленно сообщают в вышестоящее учреждение. 
Профилактика
Неспецифическая:
Санитарно – просветительная работа.
Борьба с бешенством среди животных (вакцинация , уничтожение бродячих животных).
При укусах рекомендуется промыть рану водой с мылом, обработать края раны 70% спиртом, наложить стерильную повязку. Пострадавших направляют в травматологический пункт для назначения и проведения курса антирабической вакцинации. Хирургическая обработка раны противопоказана, поскольку приводит к укорочению инкубационного периода в результате дополнительной травматизации.
Для специфической профилактики применяют :
- сухую инактивированную культуральную антирабическую вакцину РАБИВАК-Внуково-32,
- сухую инактивированную концентрированную очищенную культуральную антирабическую вакцину (КОКАВ)
- антирабический иммуноглобулин (АИГ).
Существуют подробные схемы лечебно-профилактической иммунизации для каждой вакцины, учитывающие тяжесть укуса и характер контакта с животными (ослюнение, оцарапание и др.), данные о животном и др. Вакцинация против бешенства эффективна лишь при начале курса не позднее 14-го дня от момента укуса.
Различают антирабические прививки по безусловным и условным показаниям. По безусловным показаниям прививки проводят при укусах явно бешеных животных, а также при отсутствии сведений об укусившем животном. Прививки по условным показаниям проводят при укусе животным без признаков бешенства и при возможности наблюдать за животным в течение 10 дней.
Защитный уровень AT формируется не ранее 12—14 дней после прививки, поэтому при подозрении на короткий инкубационный период ( локализация укуса, близкая к головному мозгу) проводят активно-пассивную защиту пострадавшего. В этих случаях помимо вакцины вводят и антирабический иммуноглобулин.
Применяют два вида иммуноглобулинов: гомологичный (человеческий) и гетерологичный (лошадиный).
Контрольно – оценочный материал
Фронтальный опрос.
Назовите синонимы бешенства.
Под действием чего разрушается вирус бешенства?
Каков инкубационный период бешенства?
Какие стадии болезни выделяют?
Каков процент летальных исходов?
Как обработать укушенную рану?
Почему укушенную рану промывают водой с мылом?
Назовите методы неспецифической профилактики бешенства.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература:
Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ инфекции и эпидемиологии. - Ростов н/Д.: Феникс 2013. – 364 с.
Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. Инфекционные болезни и эпидемиология. – Москва : ГЭОТАР –Медиа, 2012. – 816 с.
Дополнительная литература:
Лобзин Ю.В. Руководство по инфекционным болезням. – СПб: Феникс, 2012 – 932
Интернет – ресурсы:
http://vmede.org/index.php?board=1.0