Статья на тему Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно — нравственного развития и воспитания гражданина России

Ларина Наталья Викторовна
учитель первой квалификационной категории
МБОУ Куриловской ООШ, д.Курилово, Собинского района

Формирование базовых национальных ценностей в соответствии
с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Социально - философские основы развития проблемы ценностных ориентаций были освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М.Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях Вернадского В.И., Соловьева В.С., Бердяева Н.Л., раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах Дробницкого О.Г. и Тугаринова В.П., отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентаций содержат работы Ершова П.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной-Аболиной Е.В., М.Рокича, В.Франкла, Ядова В.А.. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных психологов и педагогов (Адамский А.И., Аникеева Н.П., Бодалев А.А., Блонский П.П., Васильева З.И., Газман О.С., Караковский А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Рогова Р.М., Стефановская Т.А. и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс). В переходные кризисные периоды развития в личности возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы.
Итак, процесс модернизации образования в российском обществе сопровождается переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностных ориентаций для современной молодёжи. Обращение к ценностям главный принцип государственной политики в области образования. Перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания». Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младших школьников продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, гражданственности, национального самосознания и поликультурного мышления. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Всё это соответственно и определяет базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений ( ценностей):
патриотизм  любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность  свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность  служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья  любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество  уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука  ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии  представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература  красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа  эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество  мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» придается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», определяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться. Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно - значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания. Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей, как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом человека теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий». Считаю, что наш школьник должен быть знаком с именами славянских, русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена, Человека-паука или Барби. Современный ученик должен знать мировоззрение своих кровных предков, постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными словами. Для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Только у небольшого числа детей образ их будущей жизни связан с бескорыстным служением обществу. Учителю важно воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Знакомство с народными истоками является первоочередной основой для воспитания и развития подрастающего поколения.
В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Присвоение личностью ценностей общества интенсивно происходит в младшем школьном возрасте. Открытие пути к сердцу и уму ребёнка, воспитание полноценной личности, формирование системы ценностей младших школьников- одни из главных задач, стоящие перед учителем в современной начальной школе. Немаловажную роль в достижении этой цели играют факультативные занятия «Наш край», которые, несомненно, ориентируют ребенка в мире ценностей. Первостепенная задача учителя не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их на практике.
Обучение ценностным ориентациям является ключевым моментом факультативного курса «Наш край». У младших школьников происходит: -Формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, развитие ценностных ориентаций личности в определённых сферах её жизнедеятельности. -Формирование самопознания, самооценки, образа «Я». -Формирование образа будущего, выстраивание собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество. Учебный курс «Наш край» включён в базисный план школьного компонента и органично вписывается в образовательную программу начальной школы, так как содействует развитию личности ребёнка и решает дидактические задачи. Содержание курса ориентировано на развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края. Формы и методы работы разнообразны и все они направлены на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Моя задача, как учителя – создать условия для духовно – нравственной ориентации учащихся в окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребёнка.
Рассмотрим возможности учебного курса «Наш край» под редакцией Харчевниковой Е.Л. в формировании базовых национальных ценностей детей. ( в качестве примера предлагаю разделы программы без тематического планирования)



Раздел плана
Воспитываемые базовые национальные ценности

2 класс «Путешествие в Древнюю Русь» (34 часа)


Славяне, Русь, Владимирская земля ( 6 часов)
патриотизм, семья

Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг ( 6 часов)
гражданственность, патриотизм, семья

Праздники христианской Руси ( 8 часов)
традиционные российские религии, труд и творчество

Крестьянское жилище и утварь ( 9 часов)
труд и творчество, семья

Крестьянская одежда (5 часов)
труд и творчество, семья

3 класс «Многими красотами прославлена ты » ( 34 часа)


Красота природы родного края (15 часов)
природа, человечество, искусство и литература

Красота рукотворная (19 часов)
патриотизм, социальная солидарность, традиционные российские религии

4 класс «Славься, Отечество!» ( 34 часа)


Жизненный подвиг наших земляков.(3 часа)
патриотизм, гражданственность

Вклад наших земляков в развитие науки и культуры. (9 часов)
наука, гражданственность

Культурно-образовательные и экономические центры области. (8 часов)
искусство и литература

Кем быть? (11 часов)
гражданственность, человечество

Я- гражданин России.(3 часа)
гражданственность, человечество, патриотизм


Среди предлагаемых тем курса присутствуют, в основном, исторические материалы, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только способствуют формированию развивающего характера образования, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Подходы к развитию базовых национальных ценностей младших школьников разработаны с позиций общего развития школьников начальных классов. Таким образом, в результате постоянной работы, обязательного систематического выполнения заданий у учащихся складываются нравственные знания, формируются базовые национальные ценности.
Обобщенный мною педагогический опыт по теме «Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами факультативного курса «Наш край»», занесен в региональный банк данных педагогического опыта ВИРО ( 2014 -2015 уч.год).




Литература.

1.Бубнова С.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. – 1999. - № 5. – С.38-44.
2.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977. – 246с.
3.Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Автореф.дисс докт.пед.наук. – СПб, 1991. – 35с
4.Моральные ценности и личность/ Под ред.А.И.Титаренко, В.О.Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – 176с.
5.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 260с.
6.Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности. – М., 1997. – 84с.
7.Яшина Н.Ю. Формирование нравственных представлений у младших школьников// Педагогическое обозрение. – 2001. - № 2. – С.124-129.







ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
в Региональной научно-практической конференции
по теме «Воспитание личности и социальное развитие:
традиции и инновационные подходы»
25 марта 2015 года

Фамилия, имя, отчество
 
 Ларина Наталья Викторовна

Звание,ученая степень
 
 

Должность
учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Организация (место работы)
 
 МБОУ Куриловская ООШ,
Собинский район,д.Курилово

Почтовый адрес (включая индекс)
 
 601223,Владимирскаяобласть, Собинский район, д.Курилово, ул.Молодежная, 7-1

Адрес электронной почты
Larina.natali197@yandex.ru




Телефон (включая код), дом., раб., моб.
 Раб. 242 ( 36-295),
сот. 8-920- 926-71-07
 

Тема выступления
  Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.


Тема статьи (тезисов доклада)
  Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.


Форма участия
очная ( выступление на конференции и публикация статьи в сборнике)


Необходимые технические средства для демонстрации материалов доклада
Мультимедийный проектор,экран




Требуется общежитие ВИРО
  нет





Дата заполнения : «12» января 2015 г.
Даю свое согласие на обработку предоставленных персональных данных в рамках мероприятий конференции согласно действующему законодательству.

Подпись : _________ ( Ларина Н.В.)















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




хђ Заголовок 115