Отчёт АРефлексивный отчёт о том, почему страны во всём мире реформируют систему образования и как это применимо Казахстану и вашей школе в частности.


А
Рефлексивный отчёт о том, почему страны во всём мире реформируют систему образования и как это применимо Казахстану и вашей школе в частности.
Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.
Луций Анней Сенека .
Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования ,и для школ в целом, и для учителей в частности являются: первый - «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке ?» и второй «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку? [1]
В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и учения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.[2]
Одной из целей Программы первого уровня является удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников в расширении диапазона их знаний и навыков; оказание содействия непрерывному профессиональному развитию казахстанских учителей в условиях динамично меняющегося мира.[3]
Успешное преподавание, представляющее собой систему составляющих характеристик учителя, становится возможным при создании определенных условий, от которых в равной степени зависим и сам учитель. Качественное преподавание может быть представлено, как симбиоз обучающихся, окружающей среды и условий для преподавания и обучения (Strong, Ward & Grant 201)
Я считаю, что изменения в мировой экономике вызывают необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, они обостряют проблемы качества образования, требуют кардинального пересмотра целей ,результатов образования ,методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Все страны мира проводят реформы в системе образования.
Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Государственная программа, являясь организационной основой государственной политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно – правовых формах образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней начального, основного среднего и общего среднего образования. (Национальный план действий на 2012 – 2016 г. по развитию функциональной грамотности школьников). В современной научно- педагогической литературе приводится много фактов ,которые являются доказательством целесообразности использования принципов организации и планирования учебной работы, используемых многими учителями во всем мире.
Изучая образовательные платформы разных стран, Казахстан внедряет лучший опыт в нашу систему образования.
В данный момент Казахстан выбрал и внедрил в свою практику опыт Кембриджского Университета, который предполагает 3 уровня обучения для учителей, а значит, и предусматривает новые методы обучения для учащихся.
Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистской теории (Hittite, 2009) [4]. Цель преподавания, основанного на этой теории, состоит в том, чтобы достичь учеником более основательного понимания предмета, обеспечить использование и применение знаний в ситуациях вне класса. [5]
Конструктивистская теория в области преподавания требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей и навыков у учеников.
Чтобы сравнить нашу систему образования с системами других стран и выделить положительные и отрицательные моменты в обучении, которые можно было бы взять для образовательной деятельности нашей школы, а какие не приемлемы и почему.я решила проанализировать опыт реформ в системе образования мирового сообщества. Для анализа систем образований я выбрала страны: Финляндию, Германию, Великобританию, Южную Корею и Китай .Школьное образование в Германии всеобщее и бесплатное .Система образования подразделяется на три ступени :начальное ,среднее1-й ступени и среднее 2-й ступени.[6] Система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. Критики немецкой школьной системы обыкновенно указывают на тот факт, что главный выбор будущего для ребенка делается еще в начальной школе – позже, если возможности семьи изначально не позволяли выбрать хорошую школу, прорваться в ряды элиты чрезвычайно трудно, почти невозможно. Положительной стороной можно отметить выбор типа школы, как гласят германские законы, происходит индивидуально для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. На примере обучения своей сестры, проживающей в Германии, хочу отметить следующее: после окончания начальной школы происходит разделение детей в основном, по способностям. Слабые дети направляются для дальнейшего обучения в так называемую «главную школу», основная цель которой –подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» и обучаются там 6лет и ,наконец, самые способные дети после её окончания могут продолжить обучение в 11-ом и 12-ом классе. Я помню, как было важно для семьи моей сестры, чтобы девочка не потерялась среди сверстников и уже на ранней стадии обучения зарекомендовала себя как способная ученица.
Опыт моей работы показывает, что не все учащиеся раскрываются за четыре года, многие проявляют свои наклонности и раскрывают свои способности после 4-х лет обучения в школе. В Казахстанских школах система образования более демократичная, она даёт ребёнку возможность проявить себя на любой стадии развития.
В Южной Корее начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет. Обычно все предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки). Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика. По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет. [7]Всё это так напоминает нашу Казахстанскую систему образования.
Средняя школа Великобритании – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира.  Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School). Обязательное образование в Великобритании действует для детей до 16 лет. Затем (после получения A-Levels) начинает действовать система образовательных кредитов. Причем отдавать их выпускник вуза начинает лишь при устройстве на работу с заработком не менее 21 тыс. фунтов в год. Если такой работы нет, долг возвращать не нужно. [8]
Почему бы этот опыт не перенять Казахстанским школам. Считаю, что такой подход к обучению повышает мотивацию учащихся, заинтересованность к образованию.
В Финляндии обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16—17 лет. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:• получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических школах • продолжить обучение в лицее, где идет серьезная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами — подают документы в высшую школу, будучи еще лицеистами. [9]
Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Чтобы ребёнок получил хотя бы обязательное среднее образование , он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и 3 года первой ступени средней школы. Будущий первоклассник сдаёт тестирование. После окончания начальной школы сдаёт первые экзамены. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет. Школы в Китае работают по принципу пятидневной рабочей недели.Но если в наших школах первоклассники учатся максимум до 13.00, то их «китайские» коллеги находятся в учебном заведении до 16.00. Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Все школы в Китае имеют свою форму, на одежде школьника вышита эмблема. [10]
Рассмотрев особенности многих систем образования, я хотела бы отметить, что мне особенно понравилось .В Британии после достижения 16лет и получения обязательного образования(после получения A-Levels) начинает действовать система образовательных кредитов. Причем, отдавать их выпускник вуза начинает лишь при устройстве на работу с заработком не менее 21 тыс. фунтов в год. Если такой работы нет, долг возвращать не нужно. Это положительный момент, потому что есть образовательный кредит и есть возможность студенту найти работу и самому оплачивать этот кредит. Значит, есть возможность заинтересованности самого студента к своему образованию и, главное, к предстоящей работе. Было бы неплохо, перенять такой опыт в систему образования нашей страны.
Многое мне понравилось в образовательной системе Финляндии, потому, что государство обеспечивает абсолютно всех учебниками, тетрадями, канцелярскими принадлежностями и питание в школе бесплатно для всех учащихся,чего не скажешь про наши школы.У нас бесплатным питанием пользуются только малообеспеченные семьи. Кроме того, учащиеся имеют право выбора получать профессиональное образование и право начать работать по специальности или продолжить обучение в лицее, выпускники которого являются и абитуриентами. Я бы внедрила данный опыт в нашу систему образования. Учащиеся получили бы право выбора профессии на более ранней стадии. Это стало бы хорошим стимулом к образованию и появилась бы возможность работать по специальности.
В Корее мне понравилось то, что классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников , имеют существенно больший авторитет. Хотелось бы , чтобы к классным руководителям наших школ относились так же почтительно. Многие моменты в педагогических системах изученных мною стран ,мне не понравились. Я не согласна с тем, что главный выбор будущего для ребенка делается еще в начальной школе – позже, если возможности семьи изначально не позволяли выбрать хорошую школу, прорваться в ряды элиты чрезвычайно трудно, почти невозможно. В Корее, что один учитель ведет почти все предметы, переходя из класса в класс. Я считаю, что это не совсем удобно потому, что каждый предмет должен преподавать учитель по специальности,более тщательная подготовка к отдельному предмету даёт,на мой взгляд, лучший результат. Опыт школ Китая- сдача экзаменов после начальной школы, не прижился бы в наших школах, результаты экзаменов не были направлены на дальнейшее развитие учащихся, дети только переходили в среднее звено. В нашем лицее, как и во многих других школах Казахстана и в школах Китая, дети имеют униформу с логотипом лицея. Как показал опыт, униформа дисциплинирует учащихся, подтверждает статус школы. К сожалению, как я считаю, не совсем обозначена и понятна учащимся роль униформы и большая часть детей её не носит. А вот с численностью учащихся классов, я не завидую китайским коллегам. Ведь у них в классах до 30-40 человек. Это не позволяет учителю во время урока уделить внимание каждому и осуществлять индивидуальную работу с учащимися класса.
В школе-лицее я работаю уже 27лет. За эти годы система образования много раз менялась путём внедрения новых учебных программ Министерства образования, вносились изменения, издавались обновлённые учебники, разрабатывались методические пособия, учителя нашей школы проходили курсы повышения квалификации на разные специфики работы школьных предметов, повышали свой профессионализм, совершенствуя свою педагогическую деятельность.
Во всех сферах жизни: в политике, экономике, культуре за этот период произошли большие изменения. Появились новые технологии обучения. Мы, учителя по-новому проводим уроки, пользуемся средствами технических знаний. Интернет открыл большие возможности получать дополнительную , познавательную информацию, благодаря которой, урок становится ярким и насыщенным.
Учителя пользуются электронными материалами, на дисках хранят ценную информацию, вступают в сообщества, являются участниками диалогов на порталах, имеют свои сайты и электронные портфолио .Уроки по традиционной методике уже не интересны как для учащихся ,так и для учителей. Ограниченность этих уроков в рамках программы и учебника, а они не развивают мышление и творческий потенциал учащихся. Мышление учителей изменилось, появилось желание вести интересные уроки, искать новые подходы в обучении, подходить исследовательски. Необходимость поднять уровень знаний учащихся ,повысить их функциональную грамотность, измениться самому, как практику, инициатору, лидеру заставляет учителя поменять свои подходы к обучению, использовать новые стратегии, подходы в образовании и обучении. Главной ключевой фигурой в образовании на мой взгляд остаётся учитель.
Должен ли он измениться? Однозначно. Новой школе необходим учитель, который понимает ценность образования и обучения, знает свой предмет, владеет знаниями педагогики и психологии, способен к рефлексии и занимается самообразованием, используя новые современные педагогические методы, обладает мотивацией к росту свое личности и профессионализму.
Учителя могут быть поддержаны при проведении работ по развитию с помощью пошагового подхода к рефлексии, планированию и консультированию. Результат инициированного самим учителем процесса его собственного профессионального развития будет нагляден, в первую очередь, в ходе этого процесса, а не после его завершения. Качественная работа по развитию включает: апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор. Все они имеют преобразовательное воздействие. Результаты всегда имеют практическую направленность: они являются изменениями или улучшениями на практике; эффективными способами преподавания и обучения, значимыми в профессиональном росте, представляя собой как внутренний, так и внешний рост, отраженный в многоуровневой модели обучения. Многие учителя считают, что работа по совершенствованию собственной практики хорошее начало
С течением времени, произошли многие изменения в сфере образования, мы шагаем вперед. Я возвращаюсь к словам Луций Анней Сенека «Кто не знает в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра».
Это говорит о том, что мы должны точно знать свои цели , использовать новые инновации в своем преподавании и обучении, которые приведут к качественным изменениям в системе образования и которые, мы можем взять из мировых образовательных платформ.
Прежде чем учитель вносит свои изменения в своей учебной деятельности, изменяется государственный стандарт образования в целом, и передается в школы, а значит и изменяется работа учебной программы, ее структура, потому что школа – это неотъемлемая часть образования, которая руководит процессом обучения учащихся и преподавания качества знаний.
В послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012года» Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» отмечено : « Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». ( Национальный план действия на 2012-2016гг).
Использованная литература:
Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. HYPERLINK "http://testent.ru/news/nacionalnyj_plan_dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945" http://testent.ru/news/nacionalnyj_plan_dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945
[1]РДУстр.116
[2]РДУстр.117
[3]РДУстр.119
[4]РДУстр.120
[5]РДУ стр.121
[6]Система образования Германии https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Германии[7]Система образования Южной Кореи http://rabotatam.ru/topic/2753-sistema-obrazovanija-juzhnoi-korei[8]Система образования Британии http://www.global-class.ru/countries/3/1[9]Система образования Финляндии http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00331832_0.html[10]Система образования Китаяhttp://worldschooluniform.ru/publ/obrazovanie_v_stranakh_mira/shkolnoe_obrazovanie_v_kitae/2-1-0-17[11] Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января http://www.kazpatent.kz/acts/poslanie/2012.html