Речевые коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОЛЫШМАНОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД №2 «ЗЕРНЫШКО»












Речевые коррекционно-развивающие игры и упражнения
для детей младшего дошкольного возраста






Учитель-логопед: Малышкина
Евгения Григорьевна












Голышманово 2010

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. 3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнение «Осенние цветочки»
Медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет!), плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторять 3-5 раз).

Упражнение «Узнай фрукт»
Воспитатель вносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза, и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.
Упражнение «Ветерок»
Подуть на веточку с листочками:
Очень жаркий день-денечек,
Дунь - подунь, мой ветерочек.
Ветерочек - ветерок,
Дунь – подунь, наш ветерок.

Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны»
С листа бумаги сдувать голубые бумажные снежинки.

Упражнение «Снежки»
С помощью бумажных «снежков», определить чей комочек улетит дальше.

Упражнение «Чей паровоз громче и дольше гудит?»
Используются стеклянные пузырьки из-под лекарства или духов. Воспитатель дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать детям по очереди, не надувая щек.

Упражнение «Ароматные коробочки»
Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновые корочки, определить запах.


РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнение «Птенчики»
(сюжетная картинка
«Гнездо с птенцами»)
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Ротик на замок закрыт.
Очень тихо все сидят!
Мама зернышко несет.
Открывайте шире рот!
Дети широко открывают рот, выполняя немую артикуляцию звука «а».
Воспитатель кладет на кончик витаминку, ребенок произносит «Ам!».

Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять
Широкий, расслабленный язык на нижней губе
В домик спрятался опять.
Язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами.

Упражнение «Лакание молочка»
Молоко лакает кот.
Котик нас лакать зовет.

Упражнение «Улыбка»
Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губки улыбнулись,
К ушкам потянулись.
Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.

Упражнение «Мишка»
«Э-э», как Мишка, вы пропойте,
Ротик широко откройте.
Ваня с Мишенькой играет
И по комнате гуляет,
Как Мишутка напевает:
«Э-э-э-э-э-э».

Упражнение «Слоник»
На слоненка погляжу,
Губы хоботком сложу,
На слоненка погляжу,
Губы трубочкой сложу.
Дети вместе с педагогом повторяют артикуляционный уклад звука (у).

Упражнение «Зайка»
Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята.
Ушки – на макушке,
А зубки – на губке.

Упражнение «Ветерок»
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай!

Упражнение «Игра с язычком»
Кто же так стучит – тук-тук?
Язычок наш верный друг.
Мы тихонько приседаем,
Язычками поиграем.

Упражнение «Маляр»
Нужно домик прибирать.
Ну-ка, язычок-дружок,
Побели-ка потолок.
Дети двигают по небу языком, вперед-назад.
В дверку постучим с тобой:
«Той, той, той!»
Дети стучат кончиком языка за верхними зубами.

Упражнение «Строим дом»
Мы построить дом хотим,
Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмем,
Дружно гвоздик забьем.
(Д) легко произнесем.
(Д) легко произнеси,
Голосочек подключи!
Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам.

Упражнение «Язычок отдыхает»
Язычок наш загорает.
Легко, спокойно отдыхает
И тихонько напевает:
«И-и-и-и-и».

Упражнение «Насос»
Губки улыбаются,
Зубки появляются
Воздух ротиком вдыхаем,
Через зубки выдыхаем
Мы в насос сейчас играем.
Свист воздуха, выходящей из «насоса», напоминает звук (с). Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

Упражнение «Теплый ветерок»
Артикуляция звука (х).
Теплый воздух выдыхай,
Свои ручки согревай!
Дети должны тактильно ощутить теплую выдыхаемую струю.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

В трех одинаковых бутылочках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что лежит в каждой бутылочке.
Узнать бубен из ряда других звучащих игрушек.
Стоя спиной к воспитателю, рассказывать что, он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами и т.д.
Упражнение «Звучащий предмет». На столе две коробочки, в одной колокольчик. Воспитатель достает колокольчик и демонстрирует звучание, затем убирает в коробочку; меняет коробочки местами, и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробочку.
Игра «Игрушка улыбается». Плюшевый мишка услышал, что малыш знает много слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Мишка старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим: «кубик» - «пубик» и т.д. Ребенок не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки.
Игра «Подскажи словечко». Чтение стихотворения. Ребенок подсказывает последнее слово.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку
Игра «Кто внимательнее?» Воспитатель садится на расстоянии 2-3 метра от детей, рядом с которыми разложены игрушки, и дает инструкции, очень тихо, шепотом: «Возьми мишку и посади в машину» и т.д. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды.
Игра «Угадай, кто это кричит?» Воспитатель подражает крику домашних животных, и просит их угадать, кто придет к ним в гости.
Игра «Угадай, кто идет?» Дети рассматривают картинки с изображением цапли и воробья. Воспитатель объясняет (показывает), как цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Если воспитатель стучит медленно в бубен, дети должны ходить, как цапля, если быстро – дети скачут как воробьи.
Отобрать картинки, в названиях которых есть звук (а): рак, сук, сто, мак и т.д. Гласные в этих словах произносить утрированно (протяжно): мааак, cууук.










ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
И
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Работать над темпом и ритмом речи.
На большом диване в ряд
Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками
Куклы Танины сидят:
Два Медведя, Буратино
Поочередно сгибать пальчики.
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Тане
Поочередно разгибать пальчики.
Мы игрушки сосчитать.

«Будем мы варить компот»
Дети указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат».
Фруктов нужно много. Вот.
Будет яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Развитие мелкой моторики с использованием прищепок разных цветов, аппликационных шаблонов «Солнышко», «Рыбка», «Метла», «Гребешок» и т.д.: нанизывать прищепки на шаблоны; снять прищепки по инструкции: сначала красные «лучики», затем зеленые, желтые.
Имитировать движения в сопровождении стихотворного текста.
Пила, пила,
Пили живей.
Дети выполняют скользящие движения ребром ладони по поверхности стола.
Мы домик строим
Для друзей.
Обводить контуры домашних животных по шаблонам, раскрашивать их.




15