Конспект группового логопедического занятия Дифференциация [к — г]


Логопедическое групповое занятие во 2 классе (ЗПР)
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные к-г в слогах, словах (предложениях, тексте)»
Подготовил: учитель-логопед Зварыгина Т.А.




Цели занятия
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Закреплять знания детей о согласных звуках и буквах
Учить дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы в слогых, словах (предложениях, тексте)
Развитие навыка программирования и лексико-грамматического оформления в самостоятельной речи.


2. КОРРЕКЦИОННЫЕ:
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
Развитие фонематического слуха и восприятия
Развитие навыка звукобуквенного анализа
Развитие смыслоразличительной функции фонематической системы
Активизация и расширение словарного запаса
Развитие графомоторных навыков.
Развитие психологической базы речи:
- активизация мыслительной деятельности
- развитие зрительной памяти, восприятия
- развитие слуховой памяти и внимания.


3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формирование учебно-познавательной деятельности
Воспитание навыка самоконтроля за устной и письменной речью
Развитие навыка самооценки
Развитие умения оценивать работу своих одноклассников.





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения и навыки


Орг. момент
1. Речёвка:
«На урок звенит звонок. Мы пришли сегодня в срок. Вот учитель входит в класс. Он всему научит нас. Будем заниматься и не отвлекаться»

2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики», «Варенье», «Дудочка – Улыбка – Заборчик», «Иголочка», «Чашечка».

3. Развитие мелкой моторики:
- мячики-ёжики
- «Здоровый пальчик».


II. Основная часть
1.Работа по карточкам. Повторение пройденного материала.


2.Сообщение темы занятия:
«Угадай тему занятия» - определить на слух частоповторяющиеся звуки в словах: К – конь, куст, рука, колосок, куры, каска, волк, каша. Г – губы, гусь, голос, галька, вагон, груз, газ, гамак.
- Тема занятия будет звучать так: «Твёрдые и мягкие согласные к-г в слогах, словах (предложениях)».




3. Характеристика звуков к, г по артикуляционным и акустическим признакам (на доске логопед открывает наглядное пособие – «звуковой паспорт»):
- Что делает наш язык, когда мы произносим звуки к, г ? Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звуки к , г. Потяните «ниточку». Положите на горло ладошку и произнесите звуки к, г . Голосок поёт или спит? Вы догадались, какие это звуки? Каким цветом мы будем обозначать звук к? Каким цветом будем обозначать звук г? Почему?
Логопед цветными магнитами обозначает звуки к, г, к’, г’.














4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Игра «Глухой-звонкий колокольчик»
Работа по пособию на доске – правильно произнести звуки в прямом, обратном и в разном порядках (по показу логопеда).

Игра с мячом «Скажи правильно»
- Я называю слог со звуком к или г, а вы меняете начальную согласную или на звук к, или на звук г: ко, го, гу и т.д.









- Что нужно сделать со звуками к-г, чтобы получились пары слогов очень похожие по звучанию?



5. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха. Дифференциация мягкий и твёрдых согласных в словах. Активизация и расширение словарного запаса. Развитие смыслоразличительной функции фонематической системы. Развитие навыков ЗБА.

Работа в альбоме. Написание и дифференциация букв К-Г в словах (Мазанова Е.В., альбом №1, стр.21
задание 8 )
- Слова по значению разные, а звучат почти одинаково.
- Делаем вывод – согласные буквы К – Г – парные и различаются только по звучанию в горле.


6. Физ.пауза:
«Сломанная кукла» - на дифференциацию звуков к-г.





7.Слоговой разбор
Пример разбора совместно с учителем на доске, затем, запись в тетради.









8. Работа в альбоме. Написание и дифференциация согласных К-Г в предложениях (Мазанова Е.В.,альбом №1, стр.21, задание 9)




9. Работа в альбоме. Написание и дифференциация согласных К-Г в тексте (Мазанова Е.В., альбом №1, стр.21, задание 10).






III. Итог

- Назовите тему нашего занятия.
- В чём отличие по звучанию звуков к-г?
- Почему?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание было самым трудным?

- Мы со всеми заданиями справились?
- Кто из вас отвечал лучше?
- Какую бы вы себе поставили оценку?

- Молодцы! Вы справились с заданиями.
До свидания.



Выполняют движения, заданные в речёвке.



Выполняют упражнения перед зеркалами по заданию логопеда.



Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся).


Учащиеся специальными обозначениями дифференцируют гласные 1 и 2 рядов (пособие-таблица)


Дети отгадывают звуки и совместно с логопедом формулируют тему занятия








Учащиеся выполняют действия с опорой на «звуковой паспорт» и по показу логопеда, дают ответ полным предложением по руке или выбору логопеда (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся):
- Язык прижат к передним нижним зубам.
- Звуки к, г не поются. «Ниточка» рвётся.
- Голосок спит на звук к, а на звук г – поёт.
- Звуки к ,к’ – согласные, глухие.
- Звук к мы будем обозначать синим цветом, потому что он твёрдый и звучит крепко и сильно.
- Звук к’ мы будем обозначать зелёным цветом, потому что он мягкий и звучит нежно и ласково

Звуки г ,г’ – согласные, звонкие.
- Звук г мы будем обозначать синим цветом, потому что он твёрдый и звучит крепко и сильно.
- Звук г’ мы будем обозначать зелёным цветом, потому что он мягкий и звучит нежно и ласково





Учащиеся произносят хором и индивидуально звуки по показу логопеда.


Ловят мяч, определяют в уме нужный слог и возвращают мяч с правильным проговариванием слога.

Дети «играют» друг с другом.







- Надо поменять звук к на г или г на к.













Ответы детей по руке. Ожидаемый результат: «Если в слове «кот»
согласную букву К поменять на согласною букву Г, то получится новое слово «год», поэтому эти два слова мы соединим линией (последующее соединение слов-паронимов по данной схеме).
Запись в тетради.


Дети выполняют движения за логопедом,





Разбор слов-паронимов по слогам в тетради.
Повтор правила – Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Самостоятельный слоговой разбор слов.
Взаимопроверка.





Работа в альбоме. .
Составляют предложение, опираясь на опорные слова. Проговаривают по цепочке или по руке.




Работа в альбоме. Самопроверка, взаимопроверка (меняются альбомами), самокоррекция.



.





Ответы учащихся по руке.




Цель: создать положительный эмоциональный настрой для включения учащихся в учебный процесс.




Цель: развитие, закрепление и подготовка артикуляционной и мелкой моторики к процессу усвоению новых знаний.








Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации, самостоятельное определение темы занятия.













Цель: развивать умение координировать и сопоставлять свои действия с действиями логопеда, делать определённые логические выводы и правильно вербализировать их.




























Цель: развивать умение различать на слух твёрдость и мягкость согласных звуков; развивать темп мыслительных операций, формировать навык чёткого звукопроизношения, удерживания многоступенчатой инструкции.






















Цель: сформулировать и согласовать цели занятия, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий со схемами, развивать фонематические процессы и уметь фиксировать определённые выводы.












Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, развитие фонематического слуха, совершенствовать общую моторику, воображение и внимание.




Цель: развивать умение разбирать по слогам слова; развивать темп мыслительных операций, формировать навык чёткого звукопроизношения, удерживания многоступенчатой инструкции.








Цель: организовать поиск и выделение необходимой информации в самостоятельной работе, развитие фонематического слуха и восприятия.





Цель: организовать поиск и выделение необходимой информации в самостоятельной работе, развитие фонематического слуха и восприятия.









Цель: развитие оценки и самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.