Урок Географическое положение и история исследования материка

Тема: Австралия. Географическое положение. История открытия.
Цель урока: изучение географического положения и истории открытия Австралии.
Задачи урока:
познавательная:
- Сформировать представление о физико-географическом положении Австралии.
- Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
развивающая:
- Формирование у учащихся приема составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи.
- Формирование умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка.
- Совершенствование умений работать с градусной сетью карты (определять координаты крайних точек материка);
- Совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный навык).
воспитательная:
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли, экологическое сознание;
Оборудование:
-физическая карта мира,
- атласы, учебники,
-компьютер с проектором для показа презентации.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
II. Изучение нового материала.
-Сегодня мы начинаем изучение нового материка, попробуйте отгадайте его:
Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то).
- Правильно. Откройте тетради, запишите число и тему «Австралия»
(слайд) природа Австралии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Вспомним план изучения материка. Прочитаем его.
(слайд)
- С чего нужно начать изучение материка? ( г/п, истории исследования материка)
- Поэтому основными задачами урока будут:
(записаны на доске)
Определить географическое положение материка
Изучить основные этапы исследования материка.

Пр. р. Определение географического положения материка:
- По какому плану мы определяем г/п материка? Прочитаем его.
- (Какую карту мы будем использовать для работы? Учитель задает во время чтения)
(Сильным ученикам учитель рекомендует вспомнить сравнительное описание, географическое положение двух материков, т е. Африки и Австралии. Учащиеся, пользуясь планом из приложения, выделяют общие и отличительные черты географического положения материков.)

- Проверим сравнительную характеристику ФГП Африки и Австралии.
Признаки
Австралия
Африка

1.Экватор
2.Тропики
3.Нулевой меридиан
4.Климатические пояса
5.Океаны
6.Отношение к другим материкам
к югу
Пересекает почти в середине



- Откроем атласы и определим ФГП этого материка и назовем особенности, которые Вы увидели.
(Ответы учащихся)
(слайд)
1. Австралия – самый маленький материк Земли. Площадь равна 7,6 млн.кв. км
2. Материк полностью расположен в южном полушарии.
3. Австралия находится к югу от экватора.
4. Австралия – материк, через который проходит южный тропик.
5. Около половины её площади занимают пустыни и полупустыни.
6
·. Австралия расположена в 3-х климатических поясах (субэкваториальный, тропический, субтропический).
7. Австралия – самый сухой материк.

- На что влияет пересечение тропиком?
- Определите крайние точки материка.
Крайние точки Австралии(слайд)
северная– мыс Йорк – 12° ю. ш., 143° в. д.;
южная – мыс Саут – ист - Пойнт – 39° ю. ш., 147° в. д.;
западная – мыс Стип-Пойнт – 26° ю. ш., 113° в. д.;
восточная – мыс Байрон – 28° ю. ш., 153° в. д.
- Определите координаты точек.
(проверка у доски)

- Давайте осмотрим береговую линию Австралии. Что мы увидим?
Океаны..
Моря – Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское.
Проливы – Торресов, Басов.
Заливы – Большой Австралийский, Карпентария.
Острова – Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова – Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, мыс Юго-Восточный, мыс Северо-Западный, мыс Байрон.

Вывод: Мы узнали, что Австралия- материк отдаленный от других континентов громадными океаническими пространствами.

Открытие и исследование материка
Учитель: В средние века европейские картографы, предполагая существование южного материка, заведомо до открытия, дали ему название 'Тегга Australis incognita" (неведомая Южная Земля)
С конца 20-х годов XIX в. общепринятым стало название Австралия «Australis», примерно означающее "Южная Земля"
Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был, как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света.
За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.
- Большой вклад в исследование Австралии внесли Д.Кук и А. Тасман.
(слайд)

Сообщения.
- Внимательно прослушайте сообщения ребят (краткое сообщение об открытиях Абеля Тасмана, Джеймса Кука).
- Сведения занесите в таблицу:
Распечатка на человека.
История исследования Австралии
Дата
Исследователь
Событие








Работа с книгой
- С помощью текста в учебнике на с. 149 пункт 3 заполните таблицу до конца.
- Проверяем.
(слайд)
- Поднимите руку, кто сделал все верно.

III. Закрепление изученного материала и рефлексия обучающихся.
(слайд)
- Как материк расположен относительно экватора?
- Нулевого меридиана?
- Тропиков?
- Какие океаны омывают Австралию?
- Как Австралия располагается относительно других материков?
- Что можно сказать про площадь материка?
- Кто внес большой вклад в исследование Австралии.
( учитель одновременно обращается к задачам урока)
IV. Итог урока
- А сейчас, ребята, я попрошу вас дать оценку нашей совместной деятельности на уроке, используя цветовую гамму карточек:
красный лист – тему урока понял, могу рассказать родителям, друзьям;
зелёный лист – тему урока понял, но расскажу с после прочтения параграфа;
оранжевый лист – тему урока не понял.
Домашнее задание: дооформить к/к, составить рекламу об Австралии для туристов: “Туристическое агентство приглашает провести каникулы в Австралии” с рисунками и иллюстрациями.


Рисунок 2Рисунок 915