Конспект фронтального группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [в]-[ф]»


Конспект фронтального группового логопедического занятия на тему:
«Дифференциация звуков [в]-[ф]»
Цель: дифференциация звуков [в] -[ф].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнение и сравнение артикуляции и звуков [в] [ф];
выделение и различение звуков [в] [ф] в слогах, словах и фразовой речи;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
активизация и расширение словаря.
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия;
совершенствование мелкой моторики, переключаемости движений;
учить правильно строить собственное речевое высказывание;
учить искать логические ошибки в предложениях;
развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитывающие:
воспитание усидчивости;
умение доводить начатое дело до конца.
Материал: звуковые образы звуков [в][ф], «Волшебная перчатка», зеркала, буквы «в» и «ф», картинки, цветные мелки, карточки, баллы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра «Доскажи словечко»
- Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари
Глаза ночные… (фонари)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона, это… (ворона)
- Какие звуки были на первом месте в отгаданных вами словах? Да это В и Ф вы хорошо с ними знакомы, а вот что произошло нашим общим знакомым.
2. Беседа по коммуникативной ситуации
- Однажды человек Рассеянный пришёл в аптеку и попросил: «Подайте, пожалуйста, фату». Аптекарь очень удивился и переспросил его. Человек Рассеянный повторил свою просьбу, но уже громче. Аптекарь ничего не понял и только развёл руками. Человек Рассеянный очень расстроился, ему было не понятно, почему же аптекарь так поступил с ним.
- Как вы думаете, почему расстроился человек Рассеянный?
- А почему аптекарь не продал ему ничего?
- Почему человек Рассеянный вместо слова ВАТА произнес слово ФАТА?
- Чем отличаются эти слова?
- Заметил ли человек Рассеянный это различие?
- Кто знает, как ему помочь?
- Все звуки живут в стране Красивой речи, там живут и эти звуки, с которыми не подружился человек Рассеянный. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!
3. Сравнение характеристики звуков [в] и [ф]
- А вот и «Волшебная перчатка», с её помощью мы сможем рассказать о любом звуке. Вот 1-я команда даст характеристику звуку [в], а 2-я – звуку [ф].
Дети на доске и в тетради зарисовывают схему звуков и объясняют.
- Чем отличаются звуки [в][ф]? Чем похожи звуки [в][ф]? Какими буквами обозначаются?
4. Дифференциация согласных звуков [в][ф] в слогах и в словах
- Мы попали на полянку и весело поиграем в игру «Прыжок!».
Если услышишь звук [в] – подпрыгни, а если [ф]–присядем. Будьте внимательны!
ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ – ФЛЯГА – СОВА – ВАТА – ФИЛИН – ВАТА – ВЛАГА – ФАТА - Молодцы! Время не ждёт, смело вперёд!
- Посмотрите-ка друзья, это кто, листвой шурша, вышел к нам? Это дедушка Читалкин, поиграем с ним, друзья?
Игра «Шпионы»
Расшифруй слово и определи место звука [в] или [ф] и под буквы подставьте.
…ВАТА; СО...А; …ОБЛА; …АРТУК; …ЛЯГА; …ЛАГА; ЗА…ОД; …ИЛИН; …ОРМА; …АНТЫ; НО…ЫЙ; З…ОНОК.
5. Уточнение и расширение словарного запаса
- Определи третий звук в слове и запиши соответствующую букву. Объясни значение слова.
Пифагор, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка – ФОКУСНИК
Пиф, стал, миры, кот, стужа, сон, браво – ФАРТУНА
Совы, брод, козы, гора, травы, миска, сутки – ВОЗРАСТ
Ковш, слова, сады, слоны, сопка, травка, кадушка, крыжовник – ВОДОПАДЫ
- Посмотрите-ка ребята, что Рассеянный нашел. Разобраться он не может, может кто ему поможет?
- Вот слова, подбери по смыслу слова, объясни их значение и закончи предложение.
Предложения записаны, а слова на табличках.
Мы видели в лесу ушастую… сову.
В мебельный магазин привезли… софу.
Весной на полях много… влаги.
У туристов не оказалось… фляги.
Врачу подали стерильную… вату.
Невеста надела воздушную… фату.
- Молодцы!
6. Дифференциация согласных звуков [в] [ф] в тексте
- Ребята, что за письмо к нам пришло, да какое-то непонятное оно. Расшифруем ли мы его?
«Здра..ст..уйте, ребята! Мы звуки [в][ф] совсем пропали. Ребята помогите, в текст смелее нас вставляйте, точно нас определяйте».
- Текст у каждого из вас, ну что же в добрый час.
Дети вставляют в тексте буквы В и Ф.
..аня и ..ая услышали стук. Это птичка стучала .. окно с..оимклю..ом. ..аня открыл ..орточку и ..пустил птичку .. комнату. Птичка ..летела .. комнату. ..сю зиму дети ухажи..али за птичкой. Когда наступила ..есна птичку ..ыпустили на ..олю.
- Молодцы! Буквы в тексте правильно вписали, В и Ф точно вы назвали.
- Чтобы В и Ф не путать вам
Я чистоговорку дам
Четко вы её читайте
В и Ф не забывайте.
Фаня в гостях у Вани
У Вани в гостях Фаня.
7. Подведение итогов занятия
- Молодцы! Теперь человек Рассеянный со звуками подружился навсегда. Нам пора возвращаться домой, ой что это? Сюрприз для ребят.