Программа внеурочной деятельности Духовные традиции народов России (1 класс)

МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
п. Развилка

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Развилковская СОШ с УИОП:_______
Литвинова Т.Ю.
Дата __31. 08. 2016________№ приказа_________
М.П.










Рабочая программа
внеурочной деятельности

«Духовные традиции народов России»
(духовно-нравственное направление)
для 1 В класса




Составитель: Величкина Людмила Юрьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории





2016 г

Пояснительная записка
Примерное учебно - тематическое планирование программы «Духовные традиции народов России» составлено на основе программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Михеевой Л.Н., хрестоматии Михеевой Л.Н. «Русские традиции и праздники» Хрестоматия «Отечество» Москва, «Дрофа» 2011 год
Данная программа имеет духовно- нравственное направление.
Эта программа актуальна, т.к в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, к богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Программа направлена на развитие толерантности, правильных оценок событий, происходящих в современном окружающем мире.
Новизна данной программы состоит в том, что в условиях современного мира ребёнок должен уметь добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче, т.е. то, чему учит данная программа.
Цели и задачи данной программы:
формирование у обучающихся интереса к народному творчеству,
воспитание духовно- нравственной культуры, толерантности, патриотизма и гражданственности,
развитие художественного вкуса.
Отличительные особенности данной программы от других:
Личностно- ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника)
Природосообразность (соответствие содержания, форм, организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям младшего школьного возраста)
Педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого - возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее апкту3альных для младших школьников, необходимость социализации ребёнка)
Культурообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника)
Возраст детей - 1 класс (от 6,5 до 8 лет)
Сроки реализации- 2016- 2017 учебный год
Формы занятий
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
инсценирование
разучивание танцев, игр
посещение музея
работа в малых группах
выступление
Программа предполагает широкое использование элемента игры. Заинтересованность ученика – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Беседы о традициях и праздниках знакомят школьников в доступной им форме с их особенностями, раскрывает их общественно-воспитательную роль. Все это направлено на развитие культуры детей.
Программа способствует формированию у школьников художественного вкуса.
Режим занятий – программа рассчитана на 33 часа по 25 минут
Ожидаемые результаты :
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни страны;
формирование гражданского самосознания, чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в современном мире.
Способы проверки ожидаемых результатов: тестирование в конце года, участие в праздниках, викторинах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы: творческие выставки работ, открытые мероприятия, народные праздники, литературно- музыкальный салон, выступление на школьных праздниках.

Учебно - тематический план


Дата
Перечень тем, разделов
Виды деятельности


По плану
Фактически



1
05.09

Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.
Познакомить с видами старинной русской одежды (презентация), традиционного костюма и обуви в виде игры.

2
12.09

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Игровая, познавательная.

3
19.09

›°Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Игровая, познавательная. Создание памяток.

4
26.09

Семейные праздники. Игры, забавы детей. Семейные обряды.
Игровая, познавательная. Игровой тренинг.

5
03.10

Учёба, школа.
Познавательная.

6
10.10

Новый русский быт (со времён Петра 1) Одежда. Быт.
Игровая, познавательная.

7
17.10

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки.
Познавательная.

8
24.10

Усадьба. Дворянские особняки.
Игровая, познавательная.

9
14.11

Быт дворянской семьи.
Игровая, познавательная.

10
21.11

Балы и праздники. Литературно- музыкальные солоны.
Игровая, познавательная. Игровой тренинг.

11
28.11

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.
Игровая, познавательная.

12
05.12

Русские народные праздники. Зимушка- зима. Новый год.
Игровая, познавательная.

13
12.12

Рождество. Святки. Крещение.
Игровая, познавательная. Игровой тренинг.

14
19.12

Весна- Веснянка.
Игровая, познавательная.

15
26.12

Масленица.
Игровая, познавательная. Игровой тренинг.

16
16.01

Великий пост.
Игровая, познавательная.

17
23.01

Вербное Воскресенье.
Игровая, познавательная.

18
30.01

Пасха
Игровая, познавательная. Игровой тренинг.

19
06.02

Лето красное. Троица.
Игровая, познавательная.

20
20.02

Духов день. Иван Купала.
Игровая, познавательная. Игровой тренинг.

21
27.02

Осень золотая. Спасы.
Игровая, познавательная.

22
06.03

Успение. Покров.
Игровая, познавательная.

23
13.03

Русские народные промыслы. Керамика Гжели.
Игровая, познавательная. Конкурс рисунков.

24
27.03

Хохлома и Жостово.
Игровая, познавательная. Конкурс рисунков.

25
03.04

Павловопосадские шали.
Игровая, познавательная.

26
10.04

Вятская и богородская игрушка.
Игровая, познавательная.

27
17.04

Русские народные игры
Игровая, познавательная.

28
24.04

Народные песни, загадки, пословицы.
Игровая, познавательная. Конкурс загадок.

29
01.05

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы.
Игровая, познавательная. Конкурс пословиц.

30
08.05

Народные танцы.
Игровая, познавательная.

31
15.05

Парные пляски. Переплясы.
Игровая, познавательная. Практическая деятельность.

32-33
22.05

Хороводы. Игры – танцы.
Игровая, познавательная. Практическая деятельность.

ИТОГО
33 часа






Содержание программы

Старинный русский быт- 3 часа
Семейные праздники- 1 час
Учёба, школа – 1 час
Новый русский быт (со времён Петра1)- 6 часов
Русские народные праздники – 11 часов
Русские народные промыслы – 4 часа
Русские народные игры – 3 часа
Народные танцы – 4 часа

Методическое обеспечение программы
Старинный русский быт - посещение школьного музея, беседа, творческие работы учащихся
Семейные праздники - прослушивание выступлений старшего поколения, проведение праздника
Учёба, школа- посещение школьного музея, беседа, викторина
Новый русский быт - просмотр видеофильма, презентаций, посещение школьного музея, творческие работы учащихся
Русские народные праздники - беседа, викторины, игры, просмотр презентаций, праздники с приглашением родителей
Русские народные промыслы - просмотр презентаций, изготовление поделок, беседа, викторина, конкурс на самую лучшую игрушку.
Русские народные игры- игры, презентации, проведение праздника
Народные танцы - презентации, посещение школьного музея, разучивание некоторых танцев.
Дополнительная образовательная программа «Духовные традиции народов России» реализуется на базе МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов в кабинете № 251 и в специально оборудованном помещении с оформлением интерьера русской избы (в школьном музее). Для организации занятий необходимо: наглядный материал (иллюстрации, репродукции, картины, слайд-фильмы, фото, презентации, открытки, малые скульптурные формы и т. д.), художественная литература, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм, костюмы для театрализации, музыкальное обеспечение, предметы народных промыслов.

Список литературы
В.П. Ватаман. Программа «Воспитание детей на традициях народной культуры».
Н.М. Лапшина, Т.В. Рассказова, И.А. Кочерова. Авторская программа «Экологическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста от 3-х до 6-ти лет».
О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Михеева Л. Н. «Русские традиции и праздники» Хрестоматия «Отечество» Москва, «Дрофа» 2011 год
Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой (1-4 классы) Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2011 год


СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР ________________________ Рогова В.А.
Дата 30.08.2016 г











13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15