Системно-деятельный подход в образовании как основа реализации ФГОС

Эссе на тему:
«Системно-деятельный подход в образовании как основа реализации ФГОС».

Колдина Ю. В.
Учитель английского языка
МОУ «СОШ № 2» (г. Ртищево, Саратовская область)

Жизнь современного общества не стоит на месте, а требует постоянных изменений, в том числе и в области образования. Ученик сегодня должен не просто овладеть новыми знаниями и умениями, но и обладать уже с раннего возраста определенными умениями по планированию и осуществлению определенного вида деятельности, уметь адаптироваться в различных ситуациях, развивать в себе способность к самообразованию. Так, по мнению, А. Эйнштейна, « образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили». Таким образом, именно повышение среди учащихся интереса к процессу обучения, появление желания «научиться учиться» и есть тот намеченный путь к самообразованию. Перед образовательным учреждением встает новая задача, которая заключается в воспитании гражданина, отвечающего всем требованиям современного общества.
Так, в рамках ФГОС одной из основных целей образовательного процесса на сегодняшний день является реализация системно-деятельного подхода. Понятия системный и деятельный были введены еще в 1985 году. Системный подход вырабатывался в работах таких исследователей как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, а деятельностный рассматривали Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев. «Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (А.Н.Леонтьев). Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом, обеспечивая тем самым формирование активной жизненной позиции учащегося. Только сегодня мы осознаем всю значимость данных подходов, их применение не только в начальной, но и в средней и старшей школе.
Главной особенностью системно-деятельного подхода является развитие личности учащегося. Поставленная задача связана с изменением деятельности учителя, отказ от традиционного подхода к обучению как к передачи знаний и накопленного опыта. Все это подразумевает развитие таких навыков у обучающегося, как умение ставить цели, решать задачи, делать выводы и отвечать за полученные результаты. В связи с этим одним из главных направлений в системно-деятельном подходе является формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А.В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Универсальные учебные действия (УУД) в образовательном процессе выступают в качестве личностных и межпредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня образования. Одним из важных условий формирования УУД является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирование УУД. Ведущую роль здесь играют содержание и разработка наиболее эффективных и интересных учебных заданий. Таким образом, УУД – это не только результаты процесса образования, но и также результаты внеурочной деятельности. Ребенок должен быть всесторонне развитой личностью, а также развивать в себе способность к сотрудничеству и саморазвитию.
Таким образом, мы можем говорить о том, что системно-деятельный подход – это сложный процесс, который выражается в содержании учебного материала, формах и методах учебного процесса. Реализация данного подхода повышает эффективность образования ,а именно способствует наиболее гибкому усвоению знаний, повышению мотивации к обучению ,обеспечению личностного и общекультурного развития учащегося.